Именно этими словами начал свою книгу «Тайна Запада: Атлантида — Европа» Дмитрий Мережковский. А ещё он в ней написал: «…Страшно думать, о чём никто никогда не думал; страшно видеть, чего никто никогда не видел; страшно быть, где никто никогда не был...».
***
Итак, написаны первые детские стихи. Юному гимназисту Мережковскому с каждым днём всё больше и больше нравится складывать из множества слов новые и новые поэтические строки. Это действо затягивает, таит в себе пока ещё непостижимую для детского ума тайну, а его неопытное сердце уже примеряет на себя груз, который будет суждено нести Дмитрию Сергеевичу всю свою жизнь.
Уже взрослым мужчиной он вдруг напишет небольшое стихотворение и назовёт его «Детское сердце».
В последней обиде, в предсмертной пустыне,
Когда и в тебе изменяет мне все,
Не ту же ли сладость находит и ныне
Покорное, детское сердце мое?
Вот этими строками можно было бы и закончить рассказ о детстве и отрочестве поэта, но не получится, так как впереди у нас ещё три встречи, одна из которых странным сакральным образом отразится на всём творчестве Мережковского.
О первой встрече Мережковский написал: «Я продолжал писать стихи. Отец гордился ими, отдавал их переписывать и показывал знакомым. Кажется, в 1879 году, когда мне было лет 14, он повез меня в Алупку, к 70-летней старухе гр. Елисавете Ксаверьевне Воронцовой. Я не знал, что имею счастье целовать ту руку, которую полвека назад целовал Пушкин…».
А вторая встреча случилась так.
Однажды, воспользовавшись мимолётным знакомством с Фёдором Достоевским, бывший тайный советник Сергей Иванович Мережковский, взял за руку сына, остановил пролетку и… они покатили в гости к этому знаменитому писателю в Кузнечный переулок, где тот снимал квартиру в доходном доме Р.Клинкострёма.
В тесной квартирке Достоевского царил тот жуткий беспорядок, который, наверное, свойственен иным творческим натурам. На столе громоздились кипы бумаг, лежали редакционные гранки его новой книги «Братья Карамазовы», какие-то черновики, на полу валялись связки газет и журналов.
— Фёдор Михайлович, дорогой, найдите минутку послушать моего сынишку, — почтительно, даже с какой-то робостью, попросил знаменитого писателя отец нашего героя.
— Конечно, конечно, Сергей Иванович, — немного с досадой, что его побеспокоили по пустякам, ответил Достоевский.
Краснея и бледнея, поминутно запинаясь (наверное, именно так говорят в таких случаях) маленький Дима прочёл свои стихи.
Достоевский долго молчал и хмурился, наконец, сказал: «Никуда не годится, слабые стихи. Чтобы хорошо писать, нужно страдать, молодой человек! Страдать!».
Огорченный и уязвлённый такой оценкой, мальчик едва сдержался, чтобы не расплакаться прямо в квартире знаменитого писателя. Это случится позже, когда он выйдет на улицу.
— Не плачь, сынок, — как мог, пытался утешить его отец, и добавил: — Лучше уж писать, чем страдать! Да, так будет лучше…».
Здесь я немного приврал, так как Сергей Иванович, не мальчику, а Достоевскому сказал: — Нет, пусть уж лучше не пишет, только не страдает!
Правда, «не писать» — не получилось! Да и "не страдать" тоже...
***
Литературный дебют Мережковского состоялся через два года после памятной встречи с Достоевским, в 1882 году, в журнале «Живописное обозрение». В нём были опубликованы две вещи — «Тучка» и «Осенняя мелодия».
«В то же время познакомился я с С.Я. Надсоном, юнкером Павловского военного училища, и полюбил его, как брата. Он был уже болен наследственной чахоткой. Постоянно говорил о смерти. Мы много спорили с ним о религии. Он отрицал, я утверждал.
Надсон познакомил меня с А. Н. Плещеевым, секретарем «Отечественных записок». Помню мелькающие в дверях соседней комнаты худые, острые плечи, зябко укутанные пледом, похожим на старушечий платок, хриплый, надорванный кашель и неистово рычащий голос М.Е. Салтыкова…» — вспоминал Мережковский.
…Внизу, воздвигнуты толпою,
Тельцы минутные стоят
И золотою мишурою
Людей обманчиво манят;
За этот призрак идеалов
Немало сгибнуло борцов,
И льется кровь у пьедесталов
Борьбы не стоящих тельцов.
Проходит время, — люди сами
Их свергнуть с высоты спешат
И, тешась новыми мечтами,
Других тельцов боготворят…
Эти строки из стихотворения «Жизнь — не игрушка» С. Надсона были особенно дороги Дмитрию Сергеевичу, потому что он впервые услышал их на литературных выступлениях Надсона и был очарован их простой житейской правдой.
Такой была третья встреча.
Мережковского и Надсона связывала не только крепкая дружба, но и некая тайна. Они часто и подолгу размышляли о жизни и смерти. Что лежало в основе этих почти мистических раздумий?
Думается, что они одинаково боялись смерти и пытались найти средство, способное заглушить и преодолеть этот страх. И вместе пришли к одному и тому же выводу — только настоящая действенная вера даёт человеку счастье жить и умереть достойно.
Через пять лет Семён Яковлевич Надсон первым узнал истинность их размышлений. Это случилось в 1887 году. Он умер...
А у Дмитрия Мережковского впереди была целая жизнь…
***
И ещё несколько строк.
«Бесполезное предисловие» нам пока так и не пригодилось. Но оно ещё обязательно пригодится…
Обещаю.
(продолжение следует)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.