avatar
Раз пошла такая пьянка…
КРИТИКА НА КОНКУРС
Отмечу сразу два момента: 1) я не горю желанием победить, поэтому не буду упираться в классическую рецензию. Пусть будет просто отзыв, без плана. 2) мне нравится рассказ… чорт! Мне очень нравится рассказ! Оно же там такое, все мое, как я писать люблю, только я с юмором не умею. И мне не нравится, когда о таких рассказах говорят, что они аморальные. Потому что я убежден в обратном: очень высокоморальный рассказ. Про настоящих мужиков, кстати, если кто не заметил )))
Сначала сразу поругаю, за что есть:
1. Название.
Я вообще не особо люблю критиковать названия, потому что сам с ними мучаюсь и считаю это великим даром — уметь придумывать меткие интересные названия. Но тут на мой вкус критиковать особо нечего, потому покритикую.
«Суженый» — мне кажется, не совсем удачно, потому что переносит акцент с основной идеи рассказа (которую я вижу в смысле супружества) на личность змея и на тот факт, что он явился Василисе во время святочных гаданий. А смысл-то ведь не только змей раскрывает, но и Иван с его подходами к делу, и даже Бурка с его любовью к вамп-кобыле )) Поэтому я бы назвал рассказ, например, «Женихи». Или «Суженые».
2. Стилистические промахи.
1) Их немного, но все же есть. Иногда, например, вот тут:
Дубовые ворота, окованные железом, были закрыты, а за ними виднелась черепичная крыша каменного дворца. Спешившись, Иван ударил несколько раз в толстый брус навершием меча.
автор грешит избытком прилагательных. К каждому предмету, считай, есть признак. В итоге мысль вязнет, а картинка рассыпается на фрагменты.
2) Просто небрежности, вроде:
и ускакал, скрывшись за приоткрытыми воротами пристройки.
но этого добра мало.
3) Лексика слегка пляшет из архаики в современную. Тут надо бы вычитать. Вот с этого места:
— Может, да, а может, и нет. Не каждое их дитя это наследует. Он мне много сказывал — про какие-то рецессивные признаки, про эту… как его… гетерозиготность, только я мало чего поняла. Он ведь шибко учёный был, не чета мне.
я понял, что Тугарин — парень образованный, и наукообразные словечки в его репликах — это нормально, даже хорошо, чтобы контраст подчеркнуть. Но подчеркнут он недостаточно хорошо, потому что если бы достаточно, то я бы это раньше понял, еще когда он с Иваном заговорил.
И опять-таки, это змей у нас образованный, а Иван-то с Василисой архаичные, о чем и свидетельствует общая стилистика рассказа. Поэтому современных словечек, вроде «момент», в фокале Ивана не надо бы, а они проскакивают.
4) И вот это еще:
Иначе один выдох — и от щита твоего, булатом окованного, и от меча дамасской стали, да и от тебя самого только горка шлака с пеплом осталась бы.
Это шутка юмора была? Чтобы заклепочники три страницы спорили, ляп это или не ляп? )))
 
А теперь буду хвалить.
Расскажу о том, что я вижу в содержании рассказа. А вижу я прежде всего то, что нормальные семейные ценности превыше расовых предрассудков. И еще — что женихи-то, суженые, все-таки хорошие, правильные люди, хоть и не герои.
Сначала Тугарин.
Вот ничего я не нахожу предосудительного в том, чтобы хотеть иметь семью и потомство. Даже если для этого надо украсть невесту. Причем, кражу-то он обставляет очень мягко, со всей возможной заботой к будущей супруге: представляется суженым из святочного зеркала, то есть как-бы убеждает ее в том, что мама судьба велит им быть вместе. И после не настаивает ни на чем, а постепенно приучает к себе девушку, влюбляет, тем самым создает прочные узы будущей семьи.
Из разговора с Иваном понятно, что жену свою он ценит, да и сам не трус и не жестокая тварь. Не убил же он Ивана, просто проучил маленько. А защищать свой дом и свою семью каждый мужчина обязан. Вот змей и защитил.
Его нелепая смерть по воле автора и испуганной крысы с одной стороны — гротеск, конечно, и юмор. Но с другой позволяет и Ивану раскрыться перед читателем.
Иван.
Не герой. В боевой сцене мы явно видим, что драться-то он только думал, что умеет, а на самом деле и не дрался ни разу. Тем не менее он не трусит искать свою невесту в чужих неизвестных краях и вступает в бой с заведомо более сильным противником.
И, самое-то главное! Потом, когда Василиса, добровольная змеева жена, да еще и с ребенком, достается ему, он же не отказывается. Да, была там у него минута слабости, не без этого, но стоило женщине намекнуть, мол, должен: я же твоя просватанная невеста, ты меня искал, семью мою разрушил, куда я теперь? И иванова совесть побеждает ивановы же предубеждения против змееморфов.
Вот тут я прямо не могу удержаться, чтобы не привести аналогию. Представьте, что перед вами не сказка, а самая что ни на есть современная быль. Представьте, что Иван и Василиса так и есть Иван и Василиса, а змей — это не волшебная тварь, а, скажем, выходец с Кавказа? Ну как, аморальный рассказ? Да дайте боги бы такой морали! ))))
Ну и в довершение, последняя точка в красивую идею: Бурка и Тиамат ))) (Тиамат — это десятка!)
О чем все это говорит? О том, что семья — это прежде всего, даже если член твоей семьи — змей. И если сильная достойная женщина тебя любит, то это дорогого стоит, даже если она и коневамп )))
Отличный, веселый и с хорошей, здоровой моралью рассказ.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль