Разбор по-мастерски /
Разбор по-мастерски №14 ИТОГИ!
(489)
- Марина Комарова
- 24 января 2014, 18:02
- 7
Я пришла. С пирожками и клевательствами)
И пусть будет разборов побольше.
КРИТИКА НА КОНКУРС
Название
В первой момент несколько озадачило, потому что драконы и птицы не стоят в одном ряду. Но, если задуматься, алогичным назвать нельзя, внимание читателя привлекает, сработано хорошо.
Сюжет, достоверность, фантдоп, оригинальность
Представленный рассказ заявлен в жанре сказки, написанной на основе нефольклорного сюжета.
Центральная линия – взаимоотношения птенца дракона Лу и подкидыша Хана. Параллельно автор даёт возможность посмотреть на происходящее со стороны, делая вставки с диалогами золотого Дракона и наставника Зура, давая понять, в каком направлении сюжетная линия пойдёт далее.
Если говорить о достоверности, то можно отметить, что картина мира просматривается, но не видна целиком. Заданный объём не даёт возможности прописать государственную структуру и особенности, но именно из-за этого в финале возникают вопросы. Детали мира поданы ярко, вполне создают атмосферу сказки. Фантдоп не вызывает вопросов, потому что драконы подаются как нечто обыденное, внимание заостряется на их жизни, а не на самих золотых Драконах, поэтому приём засчитан удачным. Оригинальность этой истории заключается не в образах и мире, а скорее целях персонажей. Но об этом позже.
Язык и стилистика
В целом складывается положительное впечатление. Правда, данный абзац заставил споткнуться и перечитывать заново.
В пору холодов Лу видел снег. Он появился ночью и не был розовым, только белым и искристым, как соль. Снег щекотал босые ступни, и потом под ногами становилось холодно и мокро. А к вечеру он весь превратился в воду и исчез. Лепестки другие – теплые, мягкие и никуда не исчезают. Разве это снег?
Структура без изъяна, мотивации-реакции соблюдены, но при этом картинка чётко не видна, потому что на протяжении абзаца нельзя понять: давно ли была пора этих холодов, выпал снег один раз и т.д.
Уместная в данном жанре плавность и текучесть текста порой сменяется рублеными предложениями, которые нарушают цельность текста.
Есть мелкие недочеты, которые при вычитке можно быстро убрать.
и увидел у вершины холма целую осыпь белых камей
камней— Ты Птенец, Лу – поучал он,
— Ты Птенец, Лу, – поучал он
Композиция
Неплохая экспозиция, размеренная завязка, стремительная кульминация и молниеносная развязка. Для меня – неожиданная, ибо думала, что всё же выбор будет за Лу. Может, кому-то и не понравится, но у меня претензий нет. Сама такое люблю, поэтому без вопросов.
Образы
Лу, птенец Дракона – на протяжении всего повествования показывается, как истинный наследник золотого Дракона, с достойным поведением и уважением к наставнику. После несчастного случая с Ханом, не отказывает ему в помощи и винит себя в происходящем. В финале даже неизвестно, подчинился бы Золотому дракону или нет. Персонаж положительный.
Хан, деревенский подкидыш – подаётся сразу испуганным, сомневающимся, осознающим кто он и кто его побратим. В конце раскрывается истинная суть Хана, ставящая всё с ног на голову. Грубо говоря, играет роль отрицательного персонажа, хотя в начале его таковым назвать нельзя.
Автор намеренно на протяжении рассказа даёт возможность сравнить обоих юношей в разных ситуациях.
Наставник Зур – персонаж нейтральный, скорее задающий направление, нежели непосредственно оказывающий влияние на происходящее.
Золотой Дракон – отец птенца, в рассказе показан этаким кукловодом, передающим свою волю через наставника Зура и глядящий на обоих парней.
Идея, проблематика
Вот тут не так легко. Не пригревай змейку, пардон, дракона на свою шейку? Мы то, что из нас делают? Лу верил, что он дракон, Хан верил, что он подкидыш. Ведь не будь источника, Лу мог считаться достойным наследником, нужно заметить. В конце поднимется тоже серьёзный вопрос.
— Гордость и сила – закон Дракона. Сын мой, возьми этот меч и убей брата.
Слова Золотого Дракона. Но только убийство – это проявление гордости или силы? Хан избрал мудрость и смирение, но мудро ли убивать того, кто не сделал зла? Возможно, во избежание будущей войны, но всё равно сомнительно. Воспитание Лу не позволило бы поступать бесчестно, не зря было первое испытание. А вот у народа будет правитель, который без раздумий может убить. Кстати, хороший вопрос о том же первом испытании.— О, великий Золотой Дракон, повелитель Холмов Рассвета, смиренный раб твой рад сообщить, что птенец твой и маленький подкидыш выдержали первое испытание. Твой птенец готов править страной и преумножать ее земли, а подкидыш будет ему верной опорой.
Получается, Золотому дракону сразу не нужно было такое распределение, и он знал, что один из парней умрёт. Вопрос: «Зачем?» остаётся без ответа. Так же, как и вопрос – откуда взялся Хан? Но тут уже отсылки к картине мира, потому что не описано откуда берутся драконы, как много их среди людей и так далее.
Общее впечатление
Неоднозначное. Достаточно яркий мир, чётко преподнесённый конфликт, недомолвки по миру и горькое послевкусие, вызванное резким поворотом в финале. С точки зрения композиции – идеально, с точки зрения простого читателя – очередное осознание несправедливости этого мира, удовольствие от красоты и вопрос без ответа. Тут уже каждый найдёт своё.