КРИТИКА НА КОНКУРС Внезапно, да. Я обещала на себя сотворить разбор ещё в первом ту
 
avatar
КРИТИКА НА КОНКУРС
Внезапно, да. Я обещала на себя сотворить разбор ещё в первом туре, но руки не дошли. Поэтому теперь со спокойной совестью выполняю обещание)) Ну, и практика.
 
Название
Краткое, точное и удачное. Вызывает любопытство у тех, кто в первый раз прочёл звучное слово. И способствует появлению интереса знающих, что, собственно, собой представляет Морочь.
 
Сюжет
Тут уже сложнее. Показано две линии – Надя-дед Михась и Алесья-деревенские хлопцы. В начале идёт первая линия, в середине текста они накладываются друг на друга, и в финале оказываются уже так тесно переплетены, что становится ясно — на сюжет влияют одинаково.
Есть дед-рассказчик, который, по сути, является главным героем данной истории, так как в финале становится ясно, что все события происходят вокруг него. Точнее вокруг утопленницы-ворожеи, которая обрела возможность принимать облик тех, кого увлекла на дно реки. Надя – персонаж-инструмент, при помощи которого передаётся читателю легенда. Не слишком удачный ход, так как рассчитан исключительно на любителя. Читатель, жаждущий активного участия повествующего, увы, отнесется к данному приёму крайне скептически.
 
Композиция
Попытка соблюсти гармоничность композиции вышла не совсем удачно. Хотя «совсем» можно вычеркнуть. Завязка вяловата, но имеет право на существование, с кульминацией чёрт ногу сломит, разве что можно приписать промежуток от конца истории деда Михася до отражения Алесьи в реке. А вот развязка хоть и стремительная, но чувства сжатости с скомканности не вызывает. Плюс неожиданный поворот – несомненный плюс.
Упоминание о Машке выглядит вопросом без ответа, что является недочётом текста.
 
Персонажи
Надя – приезжая девушка в белорусскую деревню. Язык местных понимает, упоминает о Днепре – предположительно с Украины. Растеряша (то телефон, то подруга, как ещё голову не забыла!).
Дед Михась – особа неоднозначная, много знает про родной край. Мотается туда-сюда по поручениям председателя. Как позже выясняется, дед Михась = ворожея Алесья – целительница в прошлом, в настоящем – водяница, утопленница, девочка-морочь по совмещению. Не дано объяснения, почему утягивает только мужчин. Вероятно, среди утопленников с сильным полом серьёзные проблемы. Стоило бы пояснить.
Есть второстепенные персонажи – сын кузнеца, его приятели и вышеупомянутая Машка. Являются штришками к миру. Более менее, смысловую нагрузку несёт сам Васька.
 
Стилистика
Было сказано много и смачно, от себя добавлю, что читабельность имеется. Стоит обратить внимание на недочёты при описаниях.
 
Идея
А что идея? Тут речка и женщина – есть суть одна. Могут жизнь дать, а могут её и забрать. Осторожнее надо и с той, и с другой. Морочат отменно.
 
Итог: неплохой рассказ со стилистическими недочётами, ярким миром и неожиданным финалом.
 
P.S. Я-автор и я-критик имеют право не соглашаться друг с дружкой)
Похожие топики
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль