Так как я не критик, поэтому буду писать так, как мне удобно, не насиловать себя всякими заумными вывертами. Воть.
***
В рассказе я вижу только автора, потому как речь совершенно одного человека. Дед говорит так, словно окончил университет, и занимался годами изучением местности, а не прожил тут с детства.
Начал он свой рассказ и пошла викепедия… ну, серьёзно, если это дед говорит, то очень странно выглядит
Морочь течет по Случчине уже не один век, таит множество секретов. Места здесь тихие, спокойные. Весь день можно просидеть, глядя на её волны, и уходить совсем не захочется.
Неспешно течение Морочи, словно заставляет смотреть сквозь прозрачные воды, усыпляет плеском маленьких волн на бережке, не даёт думать о чём-то другом. Существует версия, что название произошло от слова «морока», будто морочит людей, зовёт к себе в покой да уют, нашёптывает, просит остаться.
Но есть только сказание, что Морочь — имя древнее, тёмное. Закрепилось тут ещё в те времена, когда на берегах стояла деревня Быровица…
– и дальше весь текст от деда.
Я вижу в этой речи автора, а никак не деревенского старичка. Тут не рассказ пожилого человека, а именно автор передаёт нам события. Неверно поставлен акцент. Повествование от первого лица, а ощущение, что именно старичок и есть автор, а «Я» — это просто проходной персонаж.
А вот пошли слова от «Я» — автора
С берега раздался какой-то приглушённый вой. Я вздрогнула и плотнее закуталась в куртку. Уже почти стемнело, не надо так воспринимать обычные истории. У нас тоже такого могут нарассказывать про бедный Днепр, что мама дорогая.
И сазу обычная речь, речь девчонки. Получается у деревенского деда хорошо поставленная литературная речь: чистая, приятная слуху, интеллигентная. Такой образованный, начитанный… можно, конечно, возразить – да, дед такой и есть. Но, как-то не верится. Тогда уж нужно дать ему описание соответствующее, типа Пришвин на природе.
Повторы:
Будто, стоило им на трёх лодках только выплыть на середину реки, как закрутило лодку
Чудом добрался до берега. Но долго не протянул, через неделю нашли на берегу реки его вещи.
— вот эти повторы на фоне всего рассказа смотрится нелепо. Так слова подобраны, столько придано фразам красивости и вдруг повторы из уст старика. Вот если бы вся речь деда состояла из повторов, то это было бы намного правдивей. Не хочется повторяться, но лучше бы просто был рассказ, без деда, а то, никак не верится, что у него такая речь. А вот как рассказ без автора в виде «я» и деда смотрелся бы намного лучше, и не появилось бы ощущение неправдивости.
А вот это уже похоже на слова деда:
— Вот горе-то, — вздохнул он, продолжая грести. — Сейчас доберемся, а там, может, она и ждёт тебя. Хорошо, хоть я тут поблизости оказался.
Старый пень, чего сразу её не снял, ночь на дворе, от какого я солнца…
и совсем не сочетаются с его рассказом.
Финал прикольный. Только вот едва ли отраженье будет… но это мелочи.
Одним словом текст от первого лица тут не подходит. Начало вообще не в тему. Можно просто приехала девчонка к кому-то в деревню и заплутала или ещё что-то, а тут и дед появился. Предложил помощь. Да лучше вообще всё это по боку. Рассказ деда, как самостоятельный авторский рассказ, а потом и девчонка, может, её деревенские ребята напугали, сидели в лесу у костра, да байки травили, а она напугалась, решила вернуться в деревню и заплутала, а тут дедушка… а как увидела у него родинки, так и всплыл в голове рассказ… Да и странно, как-то, сама о себе и рассказала водяница.
Ладно, это дело автора, как перекроить. Но именно в такой постановке неудачно смотрится.
Хотя сама история мне очень понравилась…
— Что ж вы, молодцы, покой-то нарушаете? Водицу-морочицу мою тревожите?
— это фраза в рассказе деда, её в кавычки нужно. И дальше там то же самое по тексту.
Типа ошибки:По запятым сама гуляю, но вроде нужны:
— Где Машку-то потеряла? — спросил дед Михась, очередной раз (,) нагибаясь над веслом и с силой отталкиваясь назад.
Но(,) то ли я опоздала, то ли Машка не дошла.
— Да не бог, — смешно крякнул дед Михась, поправив козырёк кепки с ( может, «со») щегольской надписью «адидас».
Течёт, бежит Морочь-река, теряясь в камышах, пробивает себе дорожку в бескрайних пущах, находит путь через олешниковые луга.
– именно «олешниковые»? или тут ошибка?
Весь день можно просидеть, глядя на её волны, и уходить(,) совсем не захочется.
Неспешно течение Морочи, словно заставляет смотреть сквозь прозрачные воды, усыпляет плеском маленьких волн на бережке, не даёт думать о чём-то другом. Существует версия, что название произошло от слова «морока», будто морочит людей, зовёт к себе в покой да уют, нашёптывает, просит остаться.
Но есть только сказание, что Морочь — имя древнее, тёмное. Закрепилось тут ещё в те времена, когда на берегах стояла деревня Быровица…