Ммм… очень сложно проводить оценку, когда требование к форме настолько размыто: р
 
avatar
Ммм… очень сложно проводить оценку, когда требование к форме настолько размыто: рассказ, глава, отрывок… *вздохнула* ну да ладно.
В основе любого произведения лежат композиция (сюжет), характер главного героя и стиль. Это основные критерии, по которым оно обычно оценивается. Если бы в качестве формы был только рассказ, я бы к этим трём параметрам добавила бы ещё тему (основную мысль, проблематику) и законченность (полнота раскрытия темы).
 
Итак, первый кусочек — работа Тигры.
Прочитав вводный текст с описанием внешности персонажа и его проблемы, я получила некоторый готовый шаблон под названием «обнищавший дворянин». Вполне распространённый шаблон для исторической приключенческой литературы, которую я с детства люблю читать)))))))))))
Какие черты характерны для шаблона? Молодой мужчина имеет фамильную гордость, красивый титул, иногда — красивую внешность, но не имеет средств для ведения образа жизни, соответствующего его статусу. Гордость не позволяет ему а) жить проще (продать фамильный замок и купить на вырученные средства, скажем, мельницу или лесопилку, чтобы потом жить с её доходов) и б) смириться с мыслью о потере денег.
Стандартный выход из положения — выгодный брак с купеческой дочкой, чтобы менее родовитая была, но побогаче. Но, насколько я поняла, наш герой решил жениться на ком-то своего уровня, раз думал о том, в какой дом ему приводить будущую невесту. Для этого ему необходимы были деньги. И он кинулся в отчаянную авантюру.
И споткнулся на правиле №1: «Никогда не доверяй тёмным» :-D
А затем на правилах №2 и №3 — «Не доверяй тёмным никогда» и «Тёмным никогда не доверяй» соответственно 8-)
Хотя правила, в сущности, простые)))
Но в итоге получил амнистию. Правда, не известно — с чего бы это такое счастье ему привалило? Но ммм… в вопросах гоблинской удачи я не авторитет, поэтому оставлю разбирательства с обоснуем на откуп авторской совести)))))))))))
 
1. Стиль
Меньше всего у меня замечаний по стилю, поэтому я решила начать с него))))))))))) *улыбается до ушей* Что сказать? Мне понравилось! Каждое описание работает на сюжет. Оно либо раскрывает характер ГГ, либо даёт представление о месте действия, либо выражает общее настроение сцены. Предложения не перегружены. Читается легко, я бы сказала — на одном дыхании. Вначале я прифигела от объема текста, но ммм… когда дочитала до конца, расстроилась.
«Это УЖЕ КОНЕЦ??? Как жаль...» — такие вот были эмоции))))))))
Единственное замечание, которое тут может быть уместно, на мой взгляд, ритм не меняется. Вроде бы там должна была быть погоня, но ритма погони нет, а сама погоня дана не ощущениями персонажа, а пересказом произошедших событий без его эмоциональной реакции на них. «Лошади понесли», «их удалось догнать». Вот между этими двумя кусочками текста нужно, на мой взгляд, вставить что-то типа:
«Мать! Мать! Мать! Шиссовы ублюдки, что б вас всех… Почему сейчас? И это — везение??? Да я этого гоблина найду и на валенки пущу!»
Потому что «лошади понесли» — это, во-первых, серьёзная накладка по времени (найди, догони да обуздай потом этих лошадей), а, во-вторых, претворение план в жизнь встаёт под угрозу. Девушка в карете могла разбить себе череп. Карета могла сорваться в овраг. Лошади могла повредить где-нибудь ноги и захромать на хвост)))) и т.д.
Без этого «мать! мать! мать!» дальнейшие слова о том, что персонаж вымотался и у него не осталось сил на душевные эмоции кажутся слабоватыми. Я в них лично не поверила. Потому что яркого всплеска эмоций/нервов/переживаний не было. Не было ощущения ножа у горла, чужого дыхания за спиной, скачущего ритма сердца — всего того, что я обычно ожидаю от погони.
 
Т.е. если собрать замечания в кучку и выделить из них главное:
1. В тексте есть места, где ты рассказываешь, и читатель переживает эмоционально вместе с персонажем всё, что происходит в тексте в режиме «здесь и сейчас». И моменты, где ты пересказываешь произошедшие с персонажем события, не давая при этом эмоциональной реакции персонажа, его ощущений, его отношения. В такие моменты читатель из текста выпадает. Ну мм… потому что слышать о чужой истории не так интересно, как переживать её вместе с героями :)
2. Темп повествования очень быстрый, динамичный, но ммм… иногда настолько быстрый, что просто идёт перескок с одного на другое. Без прочувствования момента. Без оценки сцены. И ммм… картинка, которую читатель видит, становится своеобразным окном поезда, который разогнался до космической скорости — всё размыто до одного серого пятна. Остановись, успокойся, выдохни. Если постоянно ускоряться, улетишь хз куда, далеко и надолго. Лучше вальсировать: один шаг быстро, два медленно.
 
2. Характер главного персонажа
Я уже говорила про шаблон, теперь попробую рассказать о том, как тебе его преобразовать в конкретный характер конкретного персонажа.
Морис, на мой взгляд, вышел цинично-ироничным, в жизни разочарованным. Он азартен, нагл и ему совершенно нечего терять, кроме головы на собственной шее. Плюс к этому у него есть амулет на удачу. Чем-то, если честно, напомнил Печорина. При этом ведёт себя импульсивно и малость иррационально. Спланировал всё в последний момент, наспех. Плюс поверил девушке, что та не убежит, и разрезал путы. Это выглядело иррационально))))
Если бы в тексте было чуть больше чувств этого персонажа, я бы в него поверила, но ммм… начиная со второго кусочка про маскарад, начался пересказ, поэтому самые яркие воспоминания о персонаже у меня связаны с его конём и геранью)))))))))) *улыбнулась* Если бы не было вводной (самого первого, не конкурсного куска), где персонаж возвращается к себе домой и испытывает эмоции, я бы им вообще бы не прониклась. Просто не успела бы. Потому что дальше (с куска про маскарад) все мысли/разговоры были только по делу. Никаких дополнительных переживаний. Никаких страхов. Никаких надежд. Никаких личностных реакций. Ну как, никаких? Следующие эмоции появились в финальной сцене, в доме с девушкой и священником, где персонаж начал мечтать и чувствовать.
 
Т.е. если собрать замечания в кучку и выделить из них главное:
1. Характер персонажа присутствует в начале текста и в конце. Из середины характер персонажа как бы выпал, потому что пошел пересказ событий/действие/экшн без учёта эмоциональной реакции/мыслей/чувств/оценки персонажем.
2. От шаблона персонаж отошел, но недалеко. Единственный момент — слом гордости — произошёл в конце, но ммм… к этому слому нужно было подводить читателя, а так… я оказалась не готова к тому, что персонаж — благородный шер, с фамильной гордостью и самомнением — вдруг взял и перестал быть гордым. Решил, что жизнь важнее чести. Внезапно. А когда обеднел, почему-то об этом не подумал))))))))))))) И когда невесту короля крал — тоже. Хотя догнали бы его (уже после свадьбы) — по головке бы не погладили. Родовая честь точно оказалась бы заляпана по уши — не отмоешь. И чтобы этого не произошло, он решил женить девушку на другом. Ради чести, насколько я поняла. Так что… не знаю… не клеится пока у меня образ в единое целое :(
 
3. Сюжет
Линеен. Начало — договор о похищении с Лонсом. Продолжение — описание приготовлений, выбор костюма к маскараду. Кульминация — само похищение. Развязка — свадьба.
При этом есть внезапное событие — предательство Лонса. Но ммм… нет самого главного — выбора главного героя. Точнее как. Выбор главного героя сейчас стоит в самом конце, а должен стоять хотя бы в момент кульминации. Почему так? Потому что в конце выбору главного героя не хватает обоснуя. Должны были произойти события, изменившие бы его позицию в какую-то сторону. Поэтому его выбор должен был быть ДО похищения. Хотя бы за 30 минут.
Хватило бы одной сцены: герой смотрит на себя в зеркало, примеряя маскарадный костюм, и думает — а стоит ли оно того, чтобы похищать невесту короля? Может, ну их всех? А с долгами как-нибудь иначе разобраться? Или обратиться к более влиятельным лицам, чем тёмный? И т.д.
Дальше герой принимает решение — таки невесту красть. Это его выбор. Взвешенное решение. Но ммм… взвешенное — значит чаши весов колеблются. И когда он смотрит на эту девочку, а уж тем более, когда слушает планы Лонса на её счет, на одну из чаш весов начинают падать камушки. К финальной сцене нужная чаша перевешивает, и герой плюет на гордость.
И с обоснуем тогда ситуация заметно улучшается. Заодно персонаж обретает человеческие черты: страхи, сомнения, неуверенность в чем-либо и т.д.
 
Т.е. если собрать замечания в кучку и выделить из них главное:
1. Середину нужно переписать. Убрать пересказ. Начать показывать события, включая в повествование характер персонажа с его моральной оценкой происходящего, сомнениями и совестью благородного шера, которому, в общем-то, похищать чужих невест (а тем более невесту своего короля) не комильфо. Совсем не комильфо. И зря он в это грязное темное дело вляпался.
2. Переписывание необходимо для обоснования изменения позиции персонажа в начале текста и в конце. То, что она поменялась, я вижу. Но вот, как и когда она поменялась, нет.
3. Описания нужны не только для передачи действия, но и для передачи эмоций персонажа, его жизненной позиции. Таких описаний не хватает. Их, на мой взгляд, нужно добавить :)
Похожие топики
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль