avatar

Судейский отзыв

 

«Полеты с булавкой на хвосте»

 

1. Мысли – 2 балла.

Весь рассказ видится мне скорее философской притчей, где бабочки – метафора людей (не зря же им даны человеческий, хотя и нарочито вычурные имена), а их стремление «вверх» — аллюзия и к мировым религиям и к желанию подняться по служебной лестнице одновременно. Потому что за обещанием вечной жизни может оказаться пустота, а за подъём в карьере или обретение признания и славы может и не сделать нас счастливыми. Мы можем, напротив, стать мёртвыми внутри, как эти самые бабочки в расцвете своей красоты и славы, приколотые булавкой к дощечке. И если автор заложил в свою притчу именно эту идею, то мне она кажется и актуальной, и важной, и, вне сомнения, стоящей внимания.

2. Душа. Сердце – 3 балла.

Света и надежды я здесь не увидела, но это вовсе не значит, что это плохо. Текст написан эмоционально и в нескольких моментах бьёт в самое сердце. К примеру, первый переход от истории бабочек к лаборанту прошибает током, несмотря на то, что к этому моменту читатель уже успел догадаться, что речь идёт не о людях. Психологическая достоверность здесь, на мой взгляд, довольно высокая, не считая финальной, замыкающей историю части. Смерть лаборанта Гоши и его последние мысли показались мне несколько скомканными, возможно, урезанными. Бабочки, как это ни парадоксально, выглядели намного психологичнее и человечнее.

 

3. Тело – 1 балл.

Сам сюжет не показался мне новым, примерно такая же история была в завязке мультфильма «Индюки: Назад в будущее», где индюки искренне верили, что каждый год люди выбирают лучшего индюка, чтобы привести его к вратам рая, но никак не ожидали, что это будет буквально. О том же рассказывает и пьеса, которую я читала около десяти лет назад, где домашние куры считали людей богами, и верили, что те забирают их к себе, чтобы подарить истинное счастье. Но всё же, здесь всё обыграно по-своему, и на вторичность я жаловаться не буду, так как считаю, что подобные идеи скорее витаю в воздухе.

А вот, что касается, подачи текста, то здесь я, всё-таки, придираться буду. В этом тексте мне не хватило ощущения цельности повествования. Несмотря на то, что в рамках отдельного каждого отрывка стилистика и последовательность подачи выстроены практически безупречно, сами эти отрывками не кажутся частями одного целого. В последних двух частях стилистика и ритм меняются резко, без переходов или связок. Но о стилистике как таковой – в следующем пункте.

 

4. Одежда – 3 балла.

Мне сложно было разорвать этот пункт с предыдущим, но в итоге я решила оценивать здесь именно стиль и язык, а некую цельность, с ними связанную. Так вот, стиль сам по себе, практически безупречен, несмотря на то, что, как я упоминала выше, меняется в разных смысловых отрывках.

В условной первой части, где речь идёт о жизни бабочек с их бытовыми и сердечными реалиями, мне видятся мощные стилистические отсылки к Зощенко и Хармсу и, пожалуй, Тэффи, что очень хорошо вяжется с жанром фантасмогрии. Дальше же художественный язык становится сперва нейтрально повествовательным, а затем превращается в тревожное и драматичное музыкальное произведение, где каждая нота (буква) накатывает волной.

 

Итого баллов: 9

 

______________________________________________________________________________

 

«Строка»

 

1. Мысли – 2 балла.

Мыслей здесь много, и каждая из них, на мой взгляд, по-своему важна. Логика повествования от частного к общему, от мелкого к крупному, где все идеи и мысли поданы по нарастающей, лично мне кажется вполне обоснованной, всё выглядит гармонично и стройно. Балл снимаю только из-за того, что довольно трудно вычленить здесь единую идею, что впрочем, в жанре фантасмогории допустимо, а в эпоху пост-постмодерна – даже желательно. Так что, пожалуй, я придираюсь.

Несмотря на то, что многие здесь писали, что для понимания идеи нужно хорошо знать английский и историю музыки, у меня поиск песни Pink Floyd «Astronomy Domine» вместе с её переводом занял ровно три клика – это же совсем не сложно, сидя на сайте, соседнюю вкладку открыть ;) Так вот, последняя строчка здесь такая же, как подсказка главным героям в одной из книг «Хроник Нарнии» — «под землёй». Однако даже с этим пониманием идей меньше не становится. Тут тебе и взгляд на себя со стороны, и безумие, кажущееся реальность, и реальность, кажущаяся безумной, и глобальная бесповоротная фатальность к финалу. Так и кажется, что время схлопнется и мир взорвётся, как взрывается голова лирического героя.

С логикой же здесь всё интересно – она многослойно. В рассказе присутствуют и логика сна, и логика безумия, и всё же, всё упорядоченно и мотивированно железно. Словно герой, будучи вполне нормальным и здравомыслящим человеком, упал в кроличью нору. И безумен в итоге не он, а внезапно вывернутый наизнанку мир.

 

2. Душа, сердце – 3 балла.

Здесь, как мне кажется, автор вложился и выложился полностью. Все эмоции в тексте воспринимаются достоверно и, несмотря на логику сна Алисы из страны Чудес, я, как читатель, им безоговорочно верю.

Психологическая достоверность кажется мне вполне высокой, потому что я вполне могу представить себя на месте героя, несмотря на всё безумие ситуации, и у меня не вызывает вопросов, почему он ведёт себя именно так.

 

3. Тело – 2 балла.

Текст рассказа – стройный и плавный, одна мысль перетекает в другую гармонично и плавно. Несмотря на то, что многие отметили здесь смысловые нагромождения, сюжет лично мне показался вполне внятным. Да, финал, считывается не с первой секунды, да, он открытый и многослойный, но и жанр-то – фантасмогория, так что, упорядоченный поток сознания здесь выглядит вполне гармонично.

 

4. Одежда – 3 балла.

Несмотря на сложносочинённые предложения, текст читается легко и плавно, есть очень яркие образные выражения и собственный авторский стиль. Здесь мне попросто сложно к чему-то придраться.

 

Итого – 10 баллов.

 

В качестве итога хочется отметить, что оба текста имеют безусловные сильные стороны и оба автора мастерски владеют словом и слогом.

 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль