avatar

А Паулюс, говорят, был не шибко храбрым солдатом. готовым во имя идей Рейха жизнь отдать, и на Нюрнбергском трибунале сдавал своих подельников только так, выступал в роли обвинителя, хотя сам запачкан был вдоль и поперёк.

Насчёт храбрости — не знаю… Ну а что он должен был сделать для того, чтобы остаться в памяти верным рейху «храбрым» солдатом? Положить под Сталинградом остатки своей армии, которая в январе 43-го уже не могла толком сопротивляться? Это сродни тому, как император Хирохито в 45-м году подписал капитуляцию, хотя японская армия и флот ещё были вполне способны воевать даже на два фронта и бомбёжки Хиросимы и Нагасаки японцев ничуть не запугали. Тоже была возможность объявить священную войну, но император предпочёл спасти нацию. Сокуров об этом хорошо своим фильмом рассуждает, кстати — не смотрели?

Так и с Паулюсом и с его храбростью. То, что он «сдавал» — так на то были причины. Геббельс объявил его мёртвым, хотя на самом деле он находился в плену, и о его смерти сообщили его семье. А теперь представьте, какой был шок у жены Паулюса, когда разведчики передали ей письмо, написанное им для неё в советском плену. И ещё больший шок Паулюса, когда ему передали её ответ… Видимо, у него были причины пересмотреть свои взгляды по отношению к национал-социализму и к Гитлеру, тем более что и некоторые генералы 6-й армии (Корфес, Латтманн) после пленения стали очень критично относиться к Гитлеру — именно как профессионалы.

И, кстати, насчёт обвинителя. Скорее, он был не обвинителем (обвинителем был Руденко), а свидетелем советской стороны. И в этом качестве он рассказывал всё, ничуть себя не выгораживая, так что на Нюрнбергском процессе был даже случай, когда ему даже намекнули: мол, вам самое место на скамье подсудимых, а не на свидетельской трибуне…

 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль