Но переводить разговор в эту плоскость считаю неэтичным.
Ладно, неэтично и неэтично. Забыли.
О, то есть, вся предыдущая дискуссия — это игноирование ваших аргументов
Я ответов на аргументы увидел крайне мало, да.
Давайте возьмем разговор Ярмила с Озавиром.
Давайте.
Озавир спустился к реке и остановился рядом с юношей. Тот тоже узнал нечаянного соседа и, почти не оборачиваясь, кивнул, вежливо поприветствовав:
— Здравствуй, южный гость. Весело ли тебе на нашем празднике?
Впрочем, тон оказался не приветливым и не праздничным, юноша был сердит и раздосадован, что его уединение нарушили, но Озавир сделал вид, что ничего подобного не заметил.
Итак Ярмил отвечает на приветствие нехотя, почти не оборачиваясь. Я бы в данном случае не назвала такое приветствие вежливым. Вежлива формулировка, но не то, как он ведет себя — раздраженно, раздосадованно, позволяя себе проявлять неуважение к гостю и более старшему. Но Озавиру надо остаться и поговорить. Он остается, сделав вид, что не заметил грубости по отношению к себе.
Яр пытался быть вежливым, потому что гостя надо уважать, он это знает. Но он — неуверенный и обозленный на жизнь подросток, который не умеет притворяться, поэтому вышло как вышло.
А Озавиру все равно, вежлив он или нет — ему нужно поговорить, все верно. И к тому же он слишком взрослый и умный, чтобы обижаться на грубости мальчишки. «Не заметил» он не грубость, а то, что Яр хотел остаться один а не развлекать гостя.
Он усмехнулся, мол, болтай дальше, глупый изнеженный чужестранец, но Озавир предпочел опять не заметить и продолжил:
Сам Озавир понимает, что Ярмил считает его глупым и изнеженным, что в общем-то логично. Озавир нарушил его уединение, говорит странные вещи, которые с точки зрения Ярмила свидетельствуют скорее о его глупости и бестактности. Ведь он калека и не ждет ничего хорошего от жизни, в то время как Озавир заявляет, что тот может чего-то добиться.
Все правильно, только бестактности тут никакой нет, потому что в миропонимании Ярмила никто не должен быть с ним тактичным. Наоборот, Озавир глуп в его понимании, потому что общается с калекой, как с нормальным, будто не понимает, что никогда ему нормальным не быть и с нормальными не равняться.
Ярмил отвечает сухо, хочет избавиться от нежелательного собеседника.
Это там прямым текстом написано, да. Хочет избавиться, потому что в обществе чувствует себя очень неловко.
К этому моменту Озавир становится уже просто образчиком грубости и бесцеремонности с точки зрения Ярмила. Может быть, это не так, но я не вижу, за что ухватиться в тексте, чтобы изменить мнение.
Речь опять же не о грубости, а о глупости. Цивилизация Умгарии довольно примитивна, построена на физической силе, ловкости и выносливости, интеллект важен, конечно, но внешне не особо заметен. А цивилизация Орбина построена на интеллекте, физическая сила там не особо важна. По мысли Оза Яр должен считать его глупым из-за пренебрежительного отношения к физической силе, которая для самого Яра — недостижимая мечта.
С другой стороны, Оз специально все время принижает ценность физического здоровья, чтобы дать понять Яру, что другой способ чего-то добиться в жизни в принципе тоже существует.
Кстати, он и не говорил в тот момент, так что «замолчал» здесь не правильно говорить. Скорее уж «ничего не ответил», но это так, к слову.
«Замолчал» — это в смысле «замкнулся в себе», а не просто «не ответил».
Нигде до этого не сказано, что Ярмил был славен умом, к примеру, напротив, он говорит:
— Не думаю, что я хоть чем-то славен, — нашелся наконец юноша, — разве тем, что никто обо мне не помнит.
Он не видит в себе никаких достоинств, поэтому вопрос Озавира, в лучшем случае, должен поставить его в тупик и заставить разозлиться еще больше.
Он «не славен» как умный, это еще не значит, что он не умный, напротив, то, как он ведет этот диалллог и к каким выводам приходит, говорит как раз о его немалом уме.
Озавир же подбрасывает ему такие идеи не для того, чтобы позлить, а для того, чтобы, повторюсь, показать иные перспективы и посмотреть, как скоро он это поймет и как на такую перспективу среагирует. Достаточно ли умен? Достаточно ли хочет добиться успеха? На что готов ради этого?
— Брать крепость ради удовольствия? — юноша смотрел на него удивленно, как на сумасшедшего.
В общем-то, вполне логично, что он смотрит на него, как на сумасшедшего в свете всего вышесказанного.
Потому что уже Яр понимает, к чему тот клонит, но боится в это поверить. Поэтому и смотрит на Оза в духе: «Да ну! Не может быть такого, он просто сумасшедший, несет бред.»
— Твой сын болен?
— Нет, просто не любит возню и драки. Говорит: это для дураков.
— Не любит, — кнезич презрительно скривился. — Оттого вы, златокудрые, такие слабые. Как женщины. Йенза говорит, боитесь всего, даже собственной магии. Был бы я магом!..
Итого: с точки зрения Ярмила Озавир глуп, если вообще не сумасшедший, груб, изнежен, слаб. Он говорит, что его сын считает сражения уделом дураков, что заставляет Ярмила презирать его еще больше и, по всей видимости, не опровергает то, что он уже знает об орбинитах. Его вывод однозначен: «Вот потому вы орбиниты такие слабые». По сути, он получил сейчас объяснение тому, что знал и раньше. Орбиниты слабы и глупы, даже магией своей боятся пользоваться.
А вот тут Яр уже обижается на то, что где-то живут люди, которые имеют все то, чего не имеет он, но не ценят этого. Ему больно и обидно, что какой-то мальчик-орбинит — здоровый! — может не доказывать свою состоятельность в драках и всяких силовых штуках, а ему, больному, хочешь-нет, а приходится всю жизнь. (Его играться не берут, а в быту-то наверняка постоянно шпыняют). И поэтому, в отместку за свою боль он хочет унизить собеседника, вот и оскорбляет сравнением с женщиной.
Вот такой тут смысл по идее автора.
И если бы Яр и в самом деле считал Озавира хамом и сумасшедшим, он бы пошел за ним? Нет. Он пошел именно потому, что поверил, что этот человек даст ему возможность полноценной и успешной жизни. Иначе-то чем это можно объяснить?
Итак, весь мир знает, что орбиниты маги, но в то же время знает, что магией они не пользуются, но не понимают, почему. С точки зрения всего остального мира пользоваться магией — правильно. Но они же знают, что орбиниты ей не пользуются? Так почему они должны думать, что они ею пользуются на арене?
Еще раз: Гайяри не пользуется магией. Он ее не знает, не умеет, не обучен, не имеет представления, как ею пользоваться. Потому что магия — это Пряный путь, это Вечноцветущая, это сталеплавильные печи и Звезда Покаяния, которая прикрыла Орбин от вулканических извержений. Или на самый худой конец магия — это буря и гроза, которую устроил Озавир.
Гайяри же просто очень хорошо тренированный спортсмен, и эта его тренированность позволяет ему использовать малую толику его дара, очень-очень малую, на грани незаметного. Не магическая практика, которая запрещена (запрещеена именно практика, а не дар, который нельзя запретить по определению, как нельзя запретить голубые глаза, например), а обычная спортивная разминка.
Если смотреть га бой с точки зрения Гайяри, то бой он ведет всегда на пределе своих физических возможностей. И нет, не с заведомо более слабым противником — со слабым ему не интересно, он не за тем пришел, а наоборот, с заведомо более сильным противником во всем, кроме вот этой самой искры дара, которой он пользуется-то чисто по наитию: выйдет-нет-как выйдет. Кроме того, там не раз и не два написано, что вот такое неумелое обращение к дару опасно, можно покалечится. Поэтому учили-то его всю жизнь как раз сдерживаться, а не пользоваться. То есть, пользуясь даже этими инстинктивными крохами, он очень рискует. И да, если хотите, сражается он не только и не столько с соперником, но еще и с самим собой, со своей природой. Но так или иначе — чего же недостойного вы увидели в этих победах-то? Тем более, что он старается не проливать крови и за победу не получает ничего значимого для себя, кроме самой этой победы непосредственно.
Теперь посмотрим на этот же бой с точки зрения его соперника, да хоть того же, самого первого.
Всем известно, что орбиниты — маги, всем известно, что победить в поединке орбинита почти невозможно, всем известно, что награда за победу для инородца просто колоссальна: это и богатство, и престиж, и свобода, если ты не свободен. Такие радости — и даром что ли?
И вот, здоровый бугай, зная все это, выходит на арену и видит перед собой мальчишку, да еще и не самого высокого и не самого мощного для своего возраста. Что, по-вашему, он думает?
Если после всего вышесказанного он думает, что этот мальчик так прост, что его соплей перешибешь, то, простите, он идиот. И заслуживает проиграть. Но наверное же он не идиот и понимает, что мальчишка не прост (тем более, что, если он не дурак опять же, то уже видел его бои раньше). Но сам он тоже не прост и попытается победить его непростую силу за счет своей другой но тоже не простой. На это он изначально и ставил.
А если вдруг проиграет — то он в курсе, что на орбинской арене умирают редко.
Чего тут нечестного опять?
Если орбиниты боятся, что использование магии может привести к новой катастрофе, я не вижу никакой логической причины давать послабления для использования ее на арене.
Нет никаких послаблений для арены, вообще нет никаких послаблений для чего-то, но всегда и во всем есть разные обстоятельства. Самое главное, как уже говорилось, что не человек для закона, а закон для человека.
Закон придуман не за тем чтобы устраивать честные бои, он вообще к боям отношения не имеет. Он имеет отношение к истинным магам, орбинитам, и их общественному договору. И Гйяри со своим спонтанно проявляющимся даром ни в чем не виноват (это я сейчас речь веду о том, что на арене, а не о том, чем они с Лоли занимались, потому что то — именно магическая практика и нарушение закона в полный рост). Тут дело не в его вине, а в его потенциальной опасности для всех. И опять же, к боям это отношения не имеет. Если вдруг эти его проявления сочтут опасными — вышлют, и не в наказание, а ради общего блага.
Об этом его и предупреждает отец.
А крамольными сам Гайи называет мысли о том, что запрет на магию — глупости. Вот эти:
Диатрен Объединитель, Диатрен Вейз был их родоначальником. Уж он-то наверняка делал то, к чему звала душа, а не бегал трусливо от своего дара. Поэтому его наследие кормит и возвеличивает потомков вот уже шесть сотен лет.
И это таки крамольные мысли. Оза за это повесили.
То есть, вы считаете, что американские колонисты были правы, истребив индейцев — коренное население Америки? Правы, эксплуатируя черных рабов, вывезенных из Африки? Давайте только без пространных рассуждений, просто да или нет.
Конечно, в рамках своей этики они были правы и даже никаких сомнений не испытывали.
И сегодня, наслаждаясь благами гуманизма, европейской цивилизации неплохо бы помнить, что именно вот такое очень негуманное поведение их предков дало им достаточное богатство, чтобы быть гуманными и нравственными сейчас.
Мы говорили о том, что орбиниты глушат дар, куря травки. А то, что вы пишете, прямо противоположно по смыслу.
Наркотики приводят сознание в измененное состояние, в котором творческим даром управлять очень легко, он подчиняется: захотел — твои, захотел — утихомирь и не трогай. Но последствия от этой простоты тяжелые — привыкание и деградация.
Что значит, не закон игр? То есть, в играх использовать магию разрешено?
Да. Жуару-Тени, например ))
Разве разрешено? Айсинар только догадывается, что тот может использовать магию. Что было бы, если бы Гайяри не убил его? Айсинар промолчал бы и позволил ему сражаться дальше?
Конечно. Ведь до этого он сражался, никто его не остановил. Ладно, Айсинар не знал, допустим. Но на играх есть профессиональные бойцы и тренеры, есть букмекеры и просто азартные болельщики. Они-то давно все просекли.
Жуар — бергот, его дар не столь силен, чтобы навредить сразу половине Орбина, например. Поэтому на него никакие запреты не распространяются.
Я вас спрашивала, имеете ли вы представление о том, как готовили бойцов для арены, в свете того, что у вашего героя был всего один противник до того, как он вышел на арену сражаться.
Ну и что что один? У многих спортсменов один тренер, это им мешает? Никто же ему не запретил смотреть бои, ходить на тренировки к невольникам арены, разбирать разные техники боя со своим же наставником…
В фильме это показано хорошо, но фильм-то про гладиаторов. А моя история — нет.
А Озавиру все равно, вежлив он или нет — ему нужно поговорить, все верно. И к тому же он слишком взрослый и умный, чтобы обижаться на грубости мальчишки. «Не заметил» он не грубость, а то, что Яр хотел остаться один а не развлекать гостя.
Все правильно, только бестактности тут никакой нет, потому что в миропонимании Ярмила никто не должен быть с ним тактичным. Наоборот, Озавир глуп в его понимании, потому что общается с калекой, как с нормальным, будто не понимает, что никогда ему нормальным не быть и с нормальными не равняться. Это там прямым текстом написано, да. Хочет избавиться, потому что в обществе чувствует себя очень неловко. Речь опять же не о грубости, а о глупости. Цивилизация Умгарии довольно примитивна, построена на физической силе, ловкости и выносливости, интеллект важен, конечно, но внешне не особо заметен. А цивилизация Орбина построена на интеллекте, физическая сила там не особо важна. По мысли Оза Яр должен считать его глупым из-за пренебрежительного отношения к физической силе, которая для самого Яра — недостижимая мечта.С другой стороны, Оз специально все время принижает ценность физического здоровья, чтобы дать понять Яру, что другой способ чего-то добиться в жизни в принципе тоже существует.
«Замолчал» — это в смысле «замкнулся в себе», а не просто «не ответил». Он «не славен» как умный, это еще не значит, что он не умный, напротив, то, как он ведет этот диалллог и к каким выводам приходит, говорит как раз о его немалом уме.Озавир же подбрасывает ему такие идеи не для того, чтобы позлить, а для того, чтобы, повторюсь, показать иные перспективы и посмотреть, как скоро он это поймет и как на такую перспективу среагирует. Достаточно ли умен? Достаточно ли хочет добиться успеха? На что готов ради этого?
Потому что уже Яр понимает, к чему тот клонит, но боится в это поверить. Поэтому и смотрит на Оза в духе: «Да ну! Не может быть такого, он просто сумасшедший, несет бред.» А вот тут Яр уже обижается на то, что где-то живут люди, которые имеют все то, чего не имеет он, но не ценят этого. Ему больно и обидно, что какой-то мальчик-орбинит — здоровый! — может не доказывать свою состоятельность в драках и всяких силовых штуках, а ему, больному, хочешь-нет, а приходится всю жизнь. (Его играться не берут, а в быту-то наверняка постоянно шпыняют). И поэтому, в отместку за свою боль он хочет унизить собеседника, вот и оскорбляет сравнением с женщиной.Вот такой тут смысл по идее автора.
И если бы Яр и в самом деле считал Озавира хамом и сумасшедшим, он бы пошел за ним? Нет. Он пошел именно потому, что поверил, что этот человек даст ему возможность полноценной и успешной жизни. Иначе-то чем это можно объяснить?
Гайяри же просто очень хорошо тренированный спортсмен, и эта его тренированность позволяет ему использовать малую толику его дара, очень-очень малую, на грани незаметного. Не магическая практика, которая запрещена (запрещеена именно практика, а не дар, который нельзя запретить по определению, как нельзя запретить голубые глаза, например), а обычная спортивная разминка.
Если смотреть га бой с точки зрения Гайяри, то бой он ведет всегда на пределе своих физических возможностей. И нет, не с заведомо более слабым противником — со слабым ему не интересно, он не за тем пришел, а наоборот, с заведомо более сильным противником во всем, кроме вот этой самой искры дара, которой он пользуется-то чисто по наитию: выйдет-нет-как выйдет. Кроме того, там не раз и не два написано, что вот такое неумелое обращение к дару опасно, можно покалечится. Поэтому учили-то его всю жизнь как раз сдерживаться, а не пользоваться. То есть, пользуясь даже этими инстинктивными крохами, он очень рискует. И да, если хотите, сражается он не только и не столько с соперником, но еще и с самим собой, со своей природой. Но так или иначе — чего же недостойного вы увидели в этих победах-то? Тем более, что он старается не проливать крови и за победу не получает ничего значимого для себя, кроме самой этой победы непосредственно.
Теперь посмотрим на этот же бой с точки зрения его соперника, да хоть того же, самого первого.
Всем известно, что орбиниты — маги, всем известно, что победить в поединке орбинита почти невозможно, всем известно, что награда за победу для инородца просто колоссальна: это и богатство, и престиж, и свобода, если ты не свободен. Такие радости — и даром что ли?
И вот, здоровый бугай, зная все это, выходит на арену и видит перед собой мальчишку, да еще и не самого высокого и не самого мощного для своего возраста. Что, по-вашему, он думает?
Если после всего вышесказанного он думает, что этот мальчик так прост, что его соплей перешибешь, то, простите, он идиот. И заслуживает проиграть. Но наверное же он не идиот и понимает, что мальчишка не прост (тем более, что, если он не дурак опять же, то уже видел его бои раньше). Но сам он тоже не прост и попытается победить его непростую силу за счет своей другой но тоже не простой. На это он изначально и ставил.
А если вдруг проиграет — то он в курсе, что на орбинской арене умирают редко.
Чего тут нечестного опять?
Закон придуман не за тем чтобы устраивать честные бои, он вообще к боям отношения не имеет. Он имеет отношение к истинным магам, орбинитам, и их общественному договору. И Гйяри со своим спонтанно проявляющимся даром ни в чем не виноват (это я сейчас речь веду о том, что на арене, а не о том, чем они с Лоли занимались, потому что то — именно магическая практика и нарушение закона в полный рост). Тут дело не в его вине, а в его потенциальной опасности для всех. И опять же, к боям это отношения не имеет. Если вдруг эти его проявления сочтут опасными — вышлют, и не в наказание, а ради общего блага.
Об этом его и предупреждает отец.
А крамольными сам Гайи называет мысли о том, что запрет на магию — глупости. Вот эти:
И это таки крамольные мысли. Оза за это повесили.И сегодня, наслаждаясь благами гуманизма, европейской цивилизации неплохо бы помнить, что именно вот такое очень негуманное поведение их предков дало им достаточное богатство, чтобы быть гуманными и нравственными сейчас.
Наркотики приводят сознание в измененное состояние, в котором творческим даром управлять очень легко, он подчиняется: захотел — твои, захотел — утихомирь и не трогай. Но последствия от этой простоты тяжелые — привыкание и деградация. Конечно. Ведь до этого он сражался, никто его не остановил. Ладно, Айсинар не знал, допустим. Но на играх есть профессиональные бойцы и тренеры, есть букмекеры и просто азартные болельщики. Они-то давно все просекли.Жуар — бергот, его дар не столь силен, чтобы навредить сразу половине Орбина, например. Поэтому на него никакие запреты не распространяются.
Ну и что что один? У многих спортсменов один тренер, это им мешает? Никто же ему не запретил смотреть бои, ходить на тренировки к невольникам арены, разбирать разные техники боя со своим же наставником…В фильме это показано хорошо, но фильм-то про гладиаторов. А моя история — нет.