Попробую и я что-либо написать:). Не буду пока отходить далеко от предложенной схемы, хотя так и манит начать с перечислений ошибок и технических ляпов… Но ладно.
1. Соответствие названия тексту. Что ж, соответствует. Даже если воспринимать его как замаскированное издевательство над главным героем, чего, впрочем, я не увидел.
2. Раскрытие сюжета. В рамках рассказа — вполне. Другое дело, в какой форме он раскрыт… Но об этом — на следующей странице:).
3. Проработка персонажей. И тут я задумался. И. кажется, вместо мёда сейчас начнётся дёготь. Так что, автор, заранее прошу прощения.
Итак, Бен. Что я могу о нём сказать? Человек с непростой судьбой, которому приходится выбирать, по сути, между двумя видами смерти: смертью в шахте и смертью на воле (если он до неё доберётся ещё) — ибо
На воле у него не было дома, работы, родственников.
. С этой точки зрения сразу возникает вопрос: а по какой причине он вдруг соглашается на побег? Если верить рассказам реальных заключённых, то очень часто они предпочитают как раз тюрьму, а не волю, ибо совершенно нередки случаи, когда освободившийся совершал повторное преступление как раз для того, чтобы попасть обратно в камеру. Оно и понятно — человека, прошедшего тюрьму, социум особо не воспринимает нигде — что в России, что в США, что в ЮАР. Поэтому мне уже непонятна мотивация Бена. Автор подчёркивает в нём жажду жизни — это отчётливо проявляется в описании поединка с роботом, — но совершенно не объясняет нам, откуда вдруг у Бена, который
. за месяц своего нахождения в шахте уже смирился со своим положением.
, просыпается этот самый бунтарский дух жизни, родственный героям Джека Лондона (и, как выше уже отметили, Эрнеста Хемингуэя)… Это — первый пробел в повествовании: нет логических связей и обоснованных переходов из одного состояния героя в другое.
Кроме того, непонятна внезапная доверчивость Бена, который
не сумел найти себе здесь друзей, да и не особо в них нуждался.
к незнакомому ему заключённому, ибо он угрюм и малообщителен, согласно словам автора. То есть, продолжая логическую цепочку человеческих качеств, он ещё и недоверчив — этоестественно. А теперь — внимание, «чёрный ящик»: одного слова «Бежим!» хватило для того, чтобы этот малообщительный, угрюмый и недоверчивый человек бросил всё и побежал. Вслед за незнакомым ему человеком. Да, он знает его имя — ну и что? Майкла могли звать и поп Гапон, и Евно Азеф — что Бен о нём знал для того, чтобы так побежать? У него — чисто теоретически — могло возникнуть подозрение в том, что это может быть подстава?
Обычно в практике концлагерей — по крайней мере, советских — было следующее: если уголовники готовили побег, они специально подговаривали пойти с ними какого-нибудь новичка. Для чего? — для того, чтобы его потом съесть во время многодневных блужданий по тайге, когда закончатся все взятые с собой припасы. Я ничуть не удивлюсь, если когда-нибудь выяснится, что подобная практика может быть характерна и для выдуманных тюрем с выдуманными персонажами — потому что если автор пишет что-то, приближённое к реализму — то есть, без эльфов, фейри и прочих жителей созвездия Тау Кита, — да ещё с участием людей, он всегда учитывает тот факт, что люди по сути одинаковы. Каннибализм в блокадном Ленинграде и в украинских сёлах начала 30-х годов ХХ века не от хорошей жизни возник, равно как и вышерассказанная мной история о роли новичка в побеге заключённых… А здесь мы имеем дело в обратном направлении: опытного, можно сказать, заключённого соблазняет на побег какой-то салага… И опытный заключённый ему поддаётся… И у него даже мысли не может возникнуть, что это может быть… да хотя бы простым развлечением охранников — ведь зэков-то охранять тоже скучно, особенно в душных шахтах. Разное в голову может прийти в этих условиях…
Но, простите, я отвлёкся:).
Как это лечится: обычно несколькими предложениями — возможно, ретроспекциями, возможно, передачей внутренних переживаний героя или его размышлений… Одного толчка в виде незнакомого лица, сияющего «неописуемым светом надежды», мало — тем более для человека, осуждённого на семь лет за участие в вооружённом ограблении. Согласитесь, вряд ли он «шёл на мокрое дело» в компании «юношей бледных со взорами горящими»;).
С Беном разобрались. Теперь — Майкл.
Вот он, похоже, и есть тот самый «юноша бледный со взором горящим», с которым Бен не мог пойти на «мокрое дело». Ибо если Бен непростительно наивен, то Майкл наивен ещё более. Мне так и хочется спросить: автор, а сколько лет Вашим героям? Почему Майкл именно к Бену прицепился с предложением побега, если его только вчера привели в группу Бена? Чем он его так к себе привлёк?
Я понимаю, что автор, возможно, таким способом пытался показать свободолюбие Майкла, ту же неуёмную жажду жизни, его уверенность в том, что он попал сюда ни за что, молодость, порывистость, даже некоторую эмоциональность и безрассудство. Но, простите, у него это не получилось. Кроме того, что Майкл наивен, молод и безрассуден, я сказать о персонаже ничего не могу.
Как это лечится: а для этого придётся рассказ дополнять психологическими чертами, эпизодами, диалогами и расширять во временнОм отрезке. Надо сближать персонажей. Бен и Майкл должны узнать друг друга лучше, поверить друг другу настолько, чтобы один предложил ему побег, а второй согласился, не боясь, что его по дороге подставят или, на худой конец, скушают.
Выводы: персонажи неубедительны, особенно Майкл. И судя по тому, как он быстро погибает, возможно, он был неубедителен и для самого автора.
4. Стиль. Ну со стилем автор тоже немножко не до конца определился. И вот тому пример.
Бен в очередной раз взмахнул киркой и закашлялся. Угольная пыль выедала лёгкие. И зачем они здесь? Неужели вместо них не могут использовать роботов? Конечно, могут. Просто они отбывали здесь срок, наказание. И чтобы жизнь не казалась мёдом, вместо уютных одиночных камер их отправили в такое вот место. Они находились где-то под землёй, освещение исходило от ламп, прикреплённых к балкам потолка. Здесь же, недалеко от забоя, была столовая и место отдыха. На них не было наручников и цепей — при работе они бы мешали, кроме того, могли бы послужить оружием в руках безумца, который осмелился бы бежать. Роботов, кстати, тут почти не было — все переходы охранялись обычными охранниками в униформе, вооружёнными автоматами. Бен за месяц своего нахождения в шахте уже смирился со своим положением. За участие в вооружённом ограблении его приговорили к семи годам заключения. На воле у него не было дома, работы, родственников. Так что теперешнее его наказание было для него одним из лучших вариантов развития событий. Бен не сумел найти себе здесь друзей, да и не особо в них нуждался. В большинстве своём это были такие же угрюмые и малообщительные, как и он сам, люди — преступники и отбросы общества.
Риторический вопрос: где здесь повествование от третьего лица, где — внутренние размышления Бена, а где — объяснялка автора? Одно перемешано с другим, а уши автора торчат настолько явно, что так и хочется вытащить его из текста и сказать: «Простите, но Вас здесь быть не должно»:). Если автор что-то объясняет, даёт вводную, экспозицию — назовите как угодно, — то он не должен подменять собой героя. А вот в этом месте
И зачем они здесь? Неужели вместо них не могут использовать роботов? Конечно, могут. Просто они отбывали здесь срок, наказание. И чтобы жизнь не казалась мёдом, вместо уютных одиночных камер их отправили в такое вот место.
как раз оно самое и произошло. Хотя этот кусочек пытается выглядеть как внутренний монолог Бена.
Ещё один яркий пример:
Чёрт возьми! Там, снаружи, автоматическая установка, робот-пулемёт. Бен предполагал, что все выходы из шахты охраняются, но про робота подумал в последнюю очередь. А ведь умно придумано. Зачем держать снаружи человека на такой жаре, если те же функции с успехом выполняет специальный робот. Более того, человек может отвлечься, пойти по нужде, заснуть, в конце концов — его может свалить банальный тепловой удар. Вот почему их не стали преследовать в этой пещере. И вот о чём пытался предупредить последний встреченный ими охранник. Ему не выйти отсюда, как бы этого не хотелось. Труп Майкла был тому подтверждением.
То, что должен думать Бен, за него думает автор. И объясняет это нам, пытаясь выдать за внезапное озарение Бена. Но, простите, я не верю автору-Бену. Хотя бы потому, что здесь очень уместна стилизация под речь персонажа, оформленная как внутренний монолог. Но этого нет.
И таких моментов в рассказе ещё достаточно. «А вот и холодильная установка...» — «а вот и я, детишки, здравствуйте… Не ждали?»;)
Вывод: стиль немного не до конца выдержан и сбивает. Меня, по крайней мере, сбивал.
Как это лечится… Предложения разбросаны по разделу:).
5. Язык. Язык рассказа — русский*JOKINGLY*, и это — радует;). Хотя бы потому, что всё возможно исправить;). Было бы желание. Тем более потенциал есть, есть очень интересные находки — мне, например, очень понравилось «кино про джинсы и рубаху», сравнение Бена с улиткой… Яркие, запоминающиеся словесные образы и детали, хочется, чтобы такого было побольше, но я понимаю, что прошу невозможного, поэтому на этой просьбе даже не настаиваю:). То есть, из-за языка я не спотыкался. Я спотыкался по другим причинам. О некоторых я рассказал выше, о некоторых расскажу ниже.
6. Лёгкость чтения. Казалось бы, из предыдущего пункта должно вытекать утверждение, что рассказ для чтения лёгок. Ан — нет: как ни странно и ни парадоксально, при лёгкости и вменяемости языка мне читать рассказ было трудно — автор, простите ещё раз. Я спотыкался на некоторых неуместно употреблённых словах; на постоянно расплывающейся картинке; на множестве несоответствий; на неудачном миксе разных форм подачи материала. Как это лечится — работой… вычиткой…
7. Достоинства и недостатки. К достоинствам могу отнести потенциальное богатство сюжета — при его минималистической форме подачи. Автор может писать, и это доказывает описание поединка с роботом — Яркс прав. Но над рассказом, в частности, надо много работать… Недостатки отдельно выделять не буду, потому что на протяжении всей критики я понарассказывал о них более, чем достаточно.
8. Ошибки и ляпы. Много полезного в этой части нашла Тири, кое-что отметил я в разных разделах критического обзора, тут могу чуть-чуть ещё отметить.
— Здесь не рекомендуется разговаривать.
Автор, простите, но в эту фразу я не верю. Так разговаривают врачи из рекламы. Так говорит начальство на производственных собраниях. Так говорят коммивояжёры и сетевые маркетологи. Но обычные простые люди, тем более в таком месте, как тюрьма, говорят не так. Матом и жаргоном крыть вовсе не нужно, но фраза в духе «Не болтай. Здесь нельзя» смотрелась бы намного более удачно, чем авторский вариант.
Бен отпихнулся от назойливого товарища:
И дальше там было пару раз ещё «друг». Ну вот какой Майкл Бену «друг» да «товарищ»? Вы бы его ещё «бледнолицым братом моим» назвали… Да и слово «отпихнулся» вызывает по меньшей мере улыбку. Такое впечатление. что Майкл — что-то типа неодушевлённой глыбы камня, от которой Бен отпихивается с возгласами «Уйди, противный!»*JOKINGLY*
все переходы охранялись обычными охранниками в униформе, вооружёнными автоматами.
прошу обратить внимание на слова «все переходы». Они предполагают, что охрана в шахте достаточно сильна. А потом, когда описывается побег, создаётся ощущение, что из всей охраны остались самые смелые — остальные куда-то исчезли.
И, кстати, вот ещё вопрос к логике сюжета. Если у двери стоит такой крутой охранник-робот, зачем в шахте внутренняя охрана, состоящая из людей? Не проще ли и не дешевле ли было бы для администрации тюрьмы задействовать охранников только для того, чтобы уводить-приводить заключённых на обед, с обеда, на работу да с работы? Охрана нужна для того, чтобы не было стычек между заключёнными? А что, разве были прецеденты? То есть, этот момент тоже нуждается в серьёзном пересмотре или уточнении.
В тонкие подошвы истрёпанных ботинок впивались острые камни. Бен с Майклом не замечали таких пустяков — ощущение скорой свободы опьянило их настолько, что они забыли об осторожности.
Как вяжутся между собой осторожность и острые камни, впивающиеся в подошвы ботинок? Может, имело смысл какое-то другое слово подобрать?
Этот выход тоже охранялся и весьма действенно.
Ну уж никак не «действенно». Надёжно — это да, согласен.
Другого пути Бен не видел.
— а он и не может видеть другой путь, потому что он ползёт, прижавшись щекой к земле. Здесь тоже нужно другое слово…
Кроме этого, есть ещё и некоторые проблемы с пунктуацией.
9. Выводы. Рассказ может стать хорошим. Но его нужно расширить — во времени и по объёму. Упорядочить объяснялки, удалить автора как полноценного персонажа*JOKINGLY*, проработать героев и их мотивацию, упорядочить синтаксис и пунктуацию, внимательно отнестись к лексике… в общем, выводы разбросаны по критике. И тогда рассказом можно будет гордиться.
КРИТИКА НА КОНКУРС
Попробую и я что-либо написать:). Не буду пока отходить далеко от предложенной схемы, хотя так и манит начать с перечислений ошибок и технических ляпов… Но ладно.
1. Соответствие названия тексту. Что ж, соответствует. Даже если воспринимать его как замаскированное издевательство над главным героем, чего, впрочем, я не увидел.
2. Раскрытие сюжета. В рамках рассказа — вполне. Другое дело, в какой форме он раскрыт… Но об этом — на следующей странице:).
3. Проработка персонажей. И тут я задумался. И. кажется, вместо мёда сейчас начнётся дёготь. Так что, автор, заранее прошу прощения.
Итак, Бен. Что я могу о нём сказать? Человек с непростой судьбой, которому приходится выбирать, по сути, между двумя видами смерти: смертью в шахте и смертью на воле (если он до неё доберётся ещё) — ибо
. С этой точки зрения сразу возникает вопрос: а по какой причине он вдруг соглашается на побег? Если верить рассказам реальных заключённых, то очень часто они предпочитают как раз тюрьму, а не волю, ибо совершенно нередки случаи, когда освободившийся совершал повторное преступление как раз для того, чтобы попасть обратно в камеру. Оно и понятно — человека, прошедшего тюрьму, социум особо не воспринимает нигде — что в России, что в США, что в ЮАР. Поэтому мне уже непонятна мотивация Бена. Автор подчёркивает в нём жажду жизни — это отчётливо проявляется в описании поединка с роботом, — но совершенно не объясняет нам, откуда вдруг у Бена, который , просыпается этот самый бунтарский дух жизни, родственный героям Джека Лондона (и, как выше уже отметили, Эрнеста Хемингуэя)… Это — первый пробел в повествовании: нет логических связей и обоснованных переходов из одного состояния героя в другое.Кроме того, непонятна внезапная доверчивость Бена, который
к незнакомому ему заключённому, ибо он угрюм и малообщителен, согласно словам автора. То есть, продолжая логическую цепочку человеческих качеств, он ещё и недоверчив — этоестественно. А теперь — внимание, «чёрный ящик»: одного слова «Бежим!» хватило для того, чтобы этот малообщительный, угрюмый и недоверчивый человек бросил всё и побежал. Вслед за незнакомым ему человеком. Да, он знает его имя — ну и что? Майкла могли звать и поп Гапон, и Евно Азеф — что Бен о нём знал для того, чтобы так побежать? У него — чисто теоретически — могло возникнуть подозрение в том, что это может быть подстава?Обычно в практике концлагерей — по крайней мере, советских — было следующее: если уголовники готовили побег, они специально подговаривали пойти с ними какого-нибудь новичка. Для чего? — для того, чтобы его потом съесть во время многодневных блужданий по тайге, когда закончатся все взятые с собой припасы. Я ничуть не удивлюсь, если когда-нибудь выяснится, что подобная практика может быть характерна и для выдуманных тюрем с выдуманными персонажами — потому что если автор пишет что-то, приближённое к реализму — то есть, без эльфов, фейри и прочих жителей созвездия Тау Кита, — да ещё с участием людей, он всегда учитывает тот факт, что люди по сути одинаковы. Каннибализм в блокадном Ленинграде и в украинских сёлах начала 30-х годов ХХ века не от хорошей жизни возник, равно как и вышерассказанная мной история о роли новичка в побеге заключённых… А здесь мы имеем дело в обратном направлении: опытного, можно сказать, заключённого соблазняет на побег какой-то салага… И опытный заключённый ему поддаётся… И у него даже мысли не может возникнуть, что это может быть… да хотя бы простым развлечением охранников — ведь зэков-то охранять тоже скучно, особенно в душных шахтах. Разное в голову может прийти в этих условиях…
Но, простите, я отвлёкся:).
Как это лечится: обычно несколькими предложениями — возможно, ретроспекциями, возможно, передачей внутренних переживаний героя или его размышлений… Одного толчка в виде незнакомого лица, сияющего «неописуемым светом надежды», мало — тем более для человека, осуждённого на семь лет за участие в вооружённом ограблении. Согласитесь, вряд ли он «шёл на мокрое дело» в компании «юношей бледных со взорами горящими»;).
С Беном разобрались. Теперь — Майкл.
Вот он, похоже, и есть тот самый «юноша бледный со взором горящим», с которым Бен не мог пойти на «мокрое дело». Ибо если Бен непростительно наивен, то Майкл наивен ещё более. Мне так и хочется спросить: автор, а сколько лет Вашим героям? Почему Майкл именно к Бену прицепился с предложением побега, если его только вчера привели в группу Бена? Чем он его так к себе привлёк?
Я понимаю, что автор, возможно, таким способом пытался показать свободолюбие Майкла, ту же неуёмную жажду жизни, его уверенность в том, что он попал сюда ни за что, молодость, порывистость, даже некоторую эмоциональность и безрассудство. Но, простите, у него это не получилось. Кроме того, что Майкл наивен, молод и безрассуден, я сказать о персонаже ничего не могу.
Как это лечится: а для этого придётся рассказ дополнять психологическими чертами, эпизодами, диалогами и расширять во временнОм отрезке. Надо сближать персонажей. Бен и Майкл должны узнать друг друга лучше, поверить друг другу настолько, чтобы один предложил ему побег, а второй согласился, не боясь, что его по дороге подставят или, на худой конец, скушают.
Выводы: персонажи неубедительны, особенно Майкл. И судя по тому, как он быстро погибает, возможно, он был неубедителен и для самого автора.
4. Стиль. Ну со стилем автор тоже немножко не до конца определился. И вот тому пример.
Ещё один яркий пример:
То, что должен думать Бен, за него думает автор. И объясняет это нам, пытаясь выдать за внезапное озарение Бена. Но, простите, я не верю автору-Бену. Хотя бы потому, что здесь очень уместна стилизация под речь персонажа, оформленная как внутренний монолог. Но этого нет.И таких моментов в рассказе ещё достаточно. «А вот и холодильная установка...» — «а вот и я, детишки, здравствуйте… Не ждали?»;)
Вывод: стиль немного не до конца выдержан и сбивает. Меня, по крайней мере, сбивал.
Как это лечится… Предложения разбросаны по разделу:).
5. Язык. Язык рассказа — русский*JOKINGLY*, и это — радует;). Хотя бы потому, что всё возможно исправить;). Было бы желание. Тем более потенциал есть, есть очень интересные находки — мне, например, очень понравилось «кино про джинсы и рубаху», сравнение Бена с улиткой… Яркие, запоминающиеся словесные образы и детали, хочется, чтобы такого было побольше, но я понимаю, что прошу невозможного, поэтому на этой просьбе даже не настаиваю:). То есть, из-за языка я не спотыкался. Я спотыкался по другим причинам. О некоторых я рассказал выше, о некоторых расскажу ниже.
6. Лёгкость чтения. Казалось бы, из предыдущего пункта должно вытекать утверждение, что рассказ для чтения лёгок. Ан — нет: как ни странно и ни парадоксально, при лёгкости и вменяемости языка мне читать рассказ было трудно — автор, простите ещё раз. Я спотыкался на некоторых неуместно употреблённых словах; на постоянно расплывающейся картинке; на множестве несоответствий; на неудачном миксе разных форм подачи материала. Как это лечится — работой… вычиткой…
7. Достоинства и недостатки. К достоинствам могу отнести потенциальное богатство сюжета — при его минималистической форме подачи. Автор может писать, и это доказывает описание поединка с роботом — Яркс прав. Но над рассказом, в частности, надо много работать… Недостатки отдельно выделять не буду, потому что на протяжении всей критики я понарассказывал о них более, чем достаточно.
8. Ошибки и ляпы. Много полезного в этой части нашла Тири, кое-что отметил я в разных разделах критического обзора, тут могу чуть-чуть ещё отметить.
Автор, простите, но в эту фразу я не верю. Так разговаривают врачи из рекламы. Так говорит начальство на производственных собраниях. Так говорят коммивояжёры и сетевые маркетологи. Но обычные простые люди, тем более в таком месте, как тюрьма, говорят не так. Матом и жаргоном крыть вовсе не нужно, но фраза в духе «Не болтай. Здесь нельзя» смотрелась бы намного более удачно, чем авторский вариант. И дальше там было пару раз ещё «друг». Ну вот какой Майкл Бену «друг» да «товарищ»? Вы бы его ещё «бледнолицым братом моим» назвали… Да и слово «отпихнулся» вызывает по меньшей мере улыбку. Такое впечатление. что Майкл — что-то типа неодушевлённой глыбы камня, от которой Бен отпихивается с возгласами «Уйди, противный!»*JOKINGLY* прошу обратить внимание на слова «все переходы». Они предполагают, что охрана в шахте достаточно сильна. А потом, когда описывается побег, создаётся ощущение, что из всей охраны остались самые смелые — остальные куда-то исчезли.И, кстати, вот ещё вопрос к логике сюжета. Если у двери стоит такой крутой охранник-робот, зачем в шахте внутренняя охрана, состоящая из людей? Не проще ли и не дешевле ли было бы для администрации тюрьмы задействовать охранников только для того, чтобы уводить-приводить заключённых на обед, с обеда, на работу да с работы? Охрана нужна для того, чтобы не было стычек между заключёнными? А что, разве были прецеденты? То есть, этот момент тоже нуждается в серьёзном пересмотре или уточнении.
Как вяжутся между собой осторожность и острые камни, впивающиеся в подошвы ботинок? Может, имело смысл какое-то другое слово подобрать?
Ну уж никак не «действенно». Надёжно — это да, согласен. — а он и не может видеть другой путь, потому что он ползёт, прижавшись щекой к земле. Здесь тоже нужно другое слово…Кроме этого, есть ещё и некоторые проблемы с пунктуацией.
9. Выводы. Рассказ может стать хорошим. Но его нужно расширить — во времени и по объёму. Упорядочить объяснялки, удалить автора как полноценного персонажа*JOKINGLY*, проработать героев и их мотивацию, упорядочить синтаксис и пунктуацию, внимательно отнестись к лексике… в общем, выводы разбросаны по критике. И тогда рассказом можно будет гордиться.
Благодарю за внимание:).