Конкурс крупной прозы /
Авиенда. Рецензия на роман Гольшанской Светланы "Нетореными тропами"
(33)
- Авиенда
- 17 августа 2015, 10:24
Если Лайсве не будет чувствовать себя никчемной и неуместной, то ей незачем будет идти куда-то и что-то искать, свое место в жизни. Не будет стремится кому-то помогать и самой становится лучше. Просто удовлетворенно осядет там, где ей хорошо. С Микашем тоже самое, если она ровно будет на его замечания «все вы дураки, и сказки ваши никому не нужны» спокойно реагировать, то получается, что согласится с ним, что ее поиск глуп и бесполезен. Богов нет, Безликого нет, жизнь бессмысленна, орден никчемен. Во-первых, это для нее будет предательство себя и своих близких, во-вторых, в их отношениях уже не будет конфликта, смысла… вообще никакого интереса в нем не будет с ее стороны. Она не сможет со временем взглянуть на него по-другому, не сможет его самого чему-то научить, не сможет его полюбить в конце концов. В их столкновении характеров и миров весь смысл этой линии.
Я нигде не говорила, что она должна стать уверенной в себе особой. Я говорила тебе только про два момента, когда ее самокопание и самоунижение били, на мой взгляд, через край. И все, что я советовала — просто уменьшить эти проявления, а не убрать.
Кроме того не соглашусь, что только чувство что ты никчемный и неуместный может помогать идти и искать место в жизни, помогать другим и становиться лучше. Может, не очень красиво приводить себя в пример, но та же Джейна… она тоже не сильно чувствует себя нужной, умелой и прочее, но это не мешает ей идти и что-то делать, а не оседать на одном месте. Она тоже часто неуверена в себе, но все равно ищет свое место и то, где она может быть нужна. Или я что-то не понимаю в жизни.)) Но на мой взгляд не всегда ищущие люди бывают с самооценкой ниже плинтуса, иногда они просто потеряны, растеряны и не знают, что делать дальше.
Я опять же, не говорю, что Лайсве должна была с уверенностью танка переть вперед. Мне вполне понятны были ее неуверенность и наивность, местами. Но в конце романа в общении с Микашем, который, блин, жизнь им спасал, она просто переборщила с ехидством. И не всегда это было на мой взгляд уместно. Никто не говорит тебе, что она должна была согласиться с Микашем и потерять свою веру.