Конкурс крупной прозы /
(СНЯТО С КОНКУРСА) Татьяна Трофимова. Тебя довожу я
(330)
- Светлана Гольшанская
- 27 июня 2015, 11:13
Читательский отзыв
Рискую навлечь на себя бурю негодования, но все же решила дать роману шанс, раз он вызвал такое бурное обсуждение. Прежде всего хочу сказать, что я как раз довольно часто читаю книги из ромфантовских серий. Так что можно сказать ЦА, если бы не несколько больших НО…
Первое — это язык. Он нарочито ершистый до неестественности, но при этом сильно сдобрен канцеляритом и недостаточно выразителен и эмоционален. Из-за этого сочетания я в него не поверила, не поверила, что героиня действительно так мыслит и разговаривает, а не автор навязчиво пытается постебаться в тексте. Стебный молодежный стиль можно сказать фишка жанра. Таков язык к примеру «Ты — дура!» Елены Беловой, на которую уж очень похожа завязка книги Татьяны Трофимовой. Там тоже гламурная мажорка вихрем врывается в жизнь шамана-отшельника и круто ее меняет. Но при этом героиня Беловой убедительна, искренна, наивна и трогательна в своей роли. Несмотря на внешнюю шелуху, в ней чувствуется внутренний стержень, драгоценный камень, которому не хватает огранки. И весь роман наблюдается ее преображение из избалованной папиной дочки в умную, способную на поступок девушку. Еще один похожий роман «Киран» Елены Звездной, как раз космоопера, можно даже сказать космо-фэнтези. И тоже с героиней-мажоркой, кадетом космической академии, которая тоже любит кутить напропалую, дерзит и делает гадости старшим, но при этом все ее выходки не выглядят такими тщетными. Это не бунт ради бунта, а попытка выжить и сохранить себя в мире мужчин, где она обречена быть безвольной собственностью отца-политика, который с ее помощью желает лишь проворачивать свои политические аферы, не считаясь с тем, что случится с его дочерью в результате. Ее не хочется порицать, ей хочется сочувствовать. Надеяться, что своими маленькими женскими хитростями ей удастся обыграть старого интригана и выбраться.
В конкурсном романе всего этого нет. Отчего героиня, Рианони, ведет себя тщетно и глупо совершенно не ясно, грубит родителям, изводит преподавателей, даже дяде гадости делает, который к ней вроде как со всей душой отнесся. Очень наивно, что ей такое недальновидное поведение все терпят, что она еще раньше не получила в челюсть от какого-нибудь разъяренного преподавателя.
О феерической сцене верховой езды… Я работаю в прокате лошадей, обучаю новичков. Иногда к нам приходят такие вот юные дарования, считающие себя очень остроумными и так далее… Знаете, как мы называем их за глаза? Не слишком лестными словами. А потом еще они устраивают скандалы, почему у них порвалась их любимое платьишко, ноги сбились до синяков, а «злая» лошадка и вовсе их скинула… В общем, можете считать, наболевшее. Я не смеялась в эти моменты, мне хотелось плакать.
Я не дочитала до конца. Ждать целую четверть романа, чтобы язык стал менее ершистым и более живым, а героиня перестала раздражать — лично для меня слишком долго. Обычно я даю шанс тексту меня заинтересовать на одну страницу. Если нет, увы и ах, я его бросаю, какие бы сокровища не были спрятаны дальше. Но здесь я все же прочитала гораздо больше и даже заглянула в конец, чтобы убедиться, что ершистого стеба там станет меньше, но увидела все те же перенасыщенные канцеляритом и нарочитой стебностью фразы. Могу посоветовать посмотреть на лучшие образчики жанра, к примеру роман Громыко «Космобиолухи» — прекрасный чистый язык и действительно качественный юмор, от которого хочется смеяться, а не плакать крокодиловыми слезами.