Ладно, я решил написать. Кто не спрятался — я не виноват. Пусть автор не обижается.
 
avatar
Ладно, я решил написать. Кто не спрятался — я не виноват. Пусть автор не обижается. *PARDON*
 
Критика на конкурс
 
Вначале о первом впечатлении от рассказа. Он не перегружен описаниями, как это я замечал у автора, но читать мне было его скучновато. Сюжет развивался предсказуемо. У меня осталось ощущение, как от картины нарисованной китайскими чернилами на шёлке: также воздушно, красиво и безжизненно.
 
Название. Меня бы такое название настроило бы на историю о борьбе против смертной казни за серьёзное преступление: убийство, изнасилование. Может ли государство отнимать жизнь, которую не давало, или нет? Для этого рассказа это название не соответствовало сюжету. Скорее, название должно было быть: «Право на смерть», или «Жажда убивать». Это все банальные замены названию, но все равно, они, на мой взгляд, ближе к основной идее сюжета.
 
Сюжет. Главный герой Эрик обладает двумя сверхъестественными способностями: он ощущает боль людей, которые хотят свести счёты с жизнью, и умеет перемещаться по своему желанию из одного места в другое. Это делает его идеальным палачом для тех, кто решил умереть, но не может это осуществить самостоятельно. После убийства он исчезает с места преступления (не оставляя следов, видимо). После трагических событий в жизни, а именно смерти болезненного, но горячо любимого сына, и последующего за ним самоубийства жены, главный герой решает, что его призвание: облегчать людям уход из этого мира, чем он и с удовольствием занимается до тех пор, пока не встречается с убитым горем отцом, чьего сына он убил. Переломной точкой для него является встреча со священником, который не только умеет перемещаться в пространстве, как и Эрик, но ещё обладает и телепатическими способностями. После этой встречи, главный герой вдруг понимает, что делал все неправильно, возвращается в лоно Церкви, и начинает во славу Господа людей спасать, то есть искупать свой смертный грех, изложенной в 6-й заповеди: «не убий».
 
Персонажи. Персонаж тут в сущности один. Эрик. Я не смог понять, сколько ему лет, как он выглядит. Единственная зацепка, так это то, что он — аристократ. Эрик женился на девушке, которую хотели выдать за нелюбимого. Из-за этого та хотела покончить с собой. Эрик её спас, видимо, пожалел. От жалости до любви — один шаг. После того, как жена покончила с собой. Эрик с лёгкостью убивает слугу, которого приставил к жене. Затем, не испытывая угрызений совести, почему-то решает помогать людям отправиться на тот свет. Персонаж для меня не обрёл плоть и кровь, его поступки не стали для меня логичными и оправданными. У меня постоянно возникало ощущение, что из-за спины героя выглядывает автор, который и производит манипуляции с главным персонажем. Не то, чтобы у героя мало эмоций. Нет, они наоборот бьют через край. Он испытывает и положительные эмоции, и отрицательные. Иногда одновременно. При этом зачастую это не выглядит обоснованным. У человека, который решает встать на преступную стезю, через некоторое время должно совершенно атрофироваться чувство жалости к жертвам. Он становится бездушным механизмом. Палач никогда не жалеет своих жертв. Он опускает ручку рубильника для электрического стула, выбивает табуретку из-под ног осуждённого или отрубает голову, не испытывая жалости. Иначе он не сможет выполнять свою работу. Я видел фотографию японского палача, в окружении двух десятков голов его жертв. На лице не было никаких эмоций: ни жалости, ни гордости. Только усталость.
Эрик наоборот постоянно испытывает к своим жертвам яркие чувства. Любуется красотой парализованной девушки. Любуется красотой глаз умершего юноши. Может быть, автор хотел показать, что для Эрика убийства, которые он с таким мастерством проделывает, повод для восхищения самим собой? Или возможно, Эрик, отказавшись от веры в Бога, заболел «комплексом Бога»?
Комлекс БогаКомплекс Богавыраженная мания величия, желание управлять и повелевать людьми, замкнутость, нежелание рассказывать что-либо о самом себе, желание быть всегда в центре всеобщего внимания и поклонения, вершить судьбы, но в то же время оставаться на безопасном расстоянии.
Почти все это в характере Эрика имеется. Но каким же образом ему удалось избавиться от этого комплекса — серьёзного психического заболевания? Мимолётной встречи с отцом одной из его жертв и посещения церкви, достаточно для Эрика, чтобы стать другим. Такое поведение свойственно обычно юношам, не зрелым людям, у которых принципы бетонируются со временем. И сломать их бывает практически невозможно.
 
Атмосфера, эпоха, место действия. Совершенно не понял, в какое время все происходит. И где. Судя по костёлу и ксёндзу где-то в Польше. Но Эрик – скандинавское имя. Элли — уменьшительное от Элеоноры, британское или американское имя. Так что для меня все персонажи бродили где-то в пустоте. Только кладбище автор описал довольно ярко, хотя покосившиеся оградки вызвали ассоциации с православным кладбищем. На протестантском или католическом кладбище, насколько я знаю, оградок не делают.
Кроме того, поначалу, насколько я понимаю, главный герой (аристократ) живёт в городе. Потом перемещается куда-то в сельскую местность, где скрипит колодезная цепь, и лают собаки.
 
Композиция. В принципе, каноны композиции соблюдены. Есть завязка (хотя довольно вялая), экспозиция. Кульминация (встреча со священником) и развязка (финал). Хотя стиль скорее повествовательный, без накопления напряжения. И поначалу совершенно без конфликта. Главный герой плывёт по течению. Ищет людей, которые хотят умереть, и даёт им право на это.
 
Стиль. Вызывало раздражение любовь автора к определению «золотистый». Я тоже люблю это слово, потому что оно связано с солнечным светом. Но в короткой форме стоит использовать его раза два максимум. В рассказе этим словом, как соусом, было приправлено всё, почти каждый абзац. И свет золотистый, и волосы, и золотистые искорки в глазах. Я насчитал, что это определение автор использовал 7 (семь) раз! Для короткого рассказа — это перебор.
В общем, стиль вызвал у меня двойственные чувства. Иногда автору удавалось подобрать замечательные яркие образы, иногда они вызывали у меня раздражение банальностью и чрезмерным увлечением красивостями.
 
Мелочи
он так и не сумел нажать на курок.
Надоел мне этот курок.]:-> Бог с ним. У Ожегова оказывается есть такое понятие. Но я все равно не люблю, когда нажимают на курок.

Как раз вчера меланхоличный юноша в убранных в черное покоях живописно сел в кресле и твердым голосом выбрал стрихнин.
Перебор с определениями. К каждому существительному по прилагательному. Плюс еще и наречие. «Живописно» — это как?

Взгляд Эрика вдруг остановился на домашней часовенке, выкрашенной темным лаком.
Иконостас, наверно, имелся в виду. А не «часовенка».

подаренного на день рождения белоснежного коня
Кони не бывают «белоснежными». Масть называется «серый».

Фигурка, будто не услышав, продолжала идти.
Как мне говорили: фигурки слышать не могут.
 
Мораль. Если честно, я не понял, какую мораль вложил автор в этот рассказ. Не убий? Вряд ли. Это было бы слишком примитивно. Или у каждого своя дорога к Богу? Но переход от безбожия к истинной вере происходит, условно говоря, по желанию автора. Эрик много раз видел иконы в собственном доме, когда убивал людей. И вдруг заметив «золотистые искорки» в глазах Бога на иконе в церкви, резко стал верить. Почему? Он вдруг осознал, что творил страшное преступление — убийство, когда встретился с болью отца, потерявшего сына? Но бездушный палач в такой момент мог подумать, что в этом нет его вины. Есть вина отца, который подтолкнул сына на этот путь.
 
Выводы. Сама идея рассказа мне близка, но ее подача оказалась чуждой. Я постоянно возвращаюсь к мысли: имеет ли один человек отнять жизнь у другого человека. И является ли это милосердием или убийством? Но, на мой взгляд, идея в рассказе была показана довольно поверхностно, не убедительно. Финал с возвращением главного героя к вере в Бога вызывал у меня ощущение неловкости. Я не верю в подобное возвращение. Так же, как я не верю в раскаяние маньяков-убийц.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль