Разбор по-мастерски /
Разбор по-мастерски №22 - Итоги
(137)
- Профиль отключен
- 25 апреля 2014, 10:10
- 3
В общем, ниже не столь критика, сколь размышления на тему. Но я старалась местами придраться или похвалить. Чесса-чесса))
КРИТИКА НА КОНКУРС
Название вполне отражает идею рассказа и настраивает на определенную волну. Хорошо.
С первого предложения автор погружает читателя в состояние меланхолии, приближения смерти, безысходности. Безысходностью пропитано всё: атмосфера, мысли главного героя и слова девушки, лежащей на кровати, и даже максимализм парнишки, выбравшего стрихнин. Уж на чем, а на чувствах и эмоциях, автор умеет играть отлично. Текст читается довольно легко, но четкой композиции я не уследила (кроме, пожалуй, кульминации и развязки). Завязка и развитие выглядят одинаково, растворяются в переплетении настоящего и воспоминаний героя о прошедшем, и так продолжается до середины рассказа. Погружение и образность хороши. В голове рисуются и картины пасмурного дождливого дня, и сумрак комнат и молчаливость кладбища. А вот костел не нарисовался почему-то, и не прониклась я моментом осознания Ангелом смерти его ошибок. Но я не тороплюсь винить в этом автора.
Стиль автора узнаваем. Он плавный, пропитанный эмоциями, ощущениями и каким-то…светом. Тусклым и унылым в первой половине и теплым светом надежды и жизни – во второй. Иногда сбивала расстановка слов в предложениях, немного неуместные инверсии. Но за них взгляд цеплялся редко. Может, пару раз – и всё. Время от времени я путалась в тех моментах, когда от настоящего повествование переходит в прошлое, и к каким именно воспоминаниям относится то или иное предложение.
Сюжет. Довольно размеренный, без явных всплесков (кроме сцены с «прозрением» Эрика). Считаю, динамика придана именно тому фрагменту, которому это требовалось. Ну и скажу, что сюжет где-то с момента появления Эрика на кладбище становится довольно предсказуемым. Но того требовало раскрытие идеи, которое заложено в самом названии рассказа, поэтому тут сюрпризов не случилось, да и не скажу, что они были нужны. Главное, что мысль до читателя доносится качественно.
Герои. Главный герой Эрик прописан хорошо, и его мотивация, местами спорная – тоже. Убивать легко – кажется, именной фразой он руководствуется в своих действиях. Только убийства других не дают избавления от прошлой боли и только приумножают одиночество. Герой не лишён пафосности: все эти записки с надписями, прогулки по кладбищу, ненависть к журналистам, да и само его поведение. Он считает, что в праве помочь умереть человеку, повинующемуся, может быть, всего лишь мимолетному, малодушному желанию. Противоречия в нём на каждом шагу: он хочет, чтобы его поймали, но исчезает, он знает, что чья-то смерть приносит боль другим людям, и на своей шкуре однажды это испытал, но продолжает убивать. Он мечется от циничного убийства молодого человека до жалости к самому себе и прикованной к постели девушке. И я почему-то не согласна с её словами: «Убийца с сердцем ангела». У него не ангельское сердце, в его действиях мне увиделось больше эгоистичного желания захлестнуть кого-то своей болью, подтолкнуть других к тому, что не смог однажды сделать сам. Он, наверное, и сам хотел бы, чтобы за него кто-то принял решение.
И такого человека он находит в священнике. Который, по сути, всё решает за него. Несмотря на свою духовную «профессию», этот человек вызывает симпатии ещё меньше, чем ГГ. Хотя, в нем и чувствуется та сила, которой не хватало Эрику. Он почти насильно заставляет его увидеть свет в иконе, в которой тот раньше этого света не видел. Но смог бы он заставить увидеть его, попадись ему Эрик чуть раньше? До того, как слова той девушки, всколыхнули в душе Эрика воспоминания о собственной трагедии? Сомневаюсь. Стечение обстоятельств. И он не совсем прав, говоря, что Эрик виноват в том, что кто-то не смог справиться со своей слабостью и захотел умереть.
Мораль. Она в этом рассказе на поверхности. И повторяется не единожды – и в фразе «Каждый имеет право на жизнь», и в обратной ей «Каждый имеет право на смерть». Я же считаю, что каждый имеет право на выбор. На собственное решение проблем, на то, чтобы самостоятельно пережить трудности в жизни. Как говорится, бог не дает нам испытаний больших, чем мы смогли бы вынести. И каждый в праве решать сам, как именно преодолеть всё, что выпало на его долю. Да, кто-то может помочь разобраться в этом, рассудить, но не подталкивать к чему-то, а просто заставить задуматься. Но конечный выбор делает сам человек.
И ещё: спасение чужих душ, как мне кажется, не приносит избавления от собственного прошлого и искупления того, что ты совершал. Тем более таких поступков, как убийство. Такое навсегда оставляет след в душе, и более того, я считаю, убивает её. Поэтому мгновенное преображение Эрика меня чуть покоробило. Если человек не хочет видеть – он не увидит, а иногда он уже становится неспособен что-то видеть. Хотя, может, я и не права.
И служанка-то оказалась на редкость мудра, сделав именно этот вывод об Эрике. Странно, что именно от неё исходила эта мысль.
Но в целом рассказ не оставляет тягостного впечатления, хоть и большая его часть раскрашена в приглушенные, несколько даже трагичные тона. Он, скорее, оставляет в душе след…надежды. На то, что каждый может справиться даже со страшными трудностями и потерями. И что каждый найдёт в себе силы принять нужное решение. В пользу жизни.
Автору
Дураков умереть мучительно Эрик встречал редко, вернее — одного.
Вот тут сложно продраться через смысл. Возможно, стоило бы написать что-то вроде «Дураков, желающих умереть мучительно...»в убранных в черное покоях живописно сел в кресле
То же самое. Лучше бы переставить местами слова, а то «покои» воспринимаются чем-то сродни одежды на юноше.Не хотел слышать от врачей: «Мы ничего не можем сделать», боролся до последнего, мучая и себя, и собственного сына. Зачем?
Сомнительное оформление прямой речи. Думаю, не хватает тире после кавычек с запятой.и вздрогнул, задрожав
однокоренные рядом.Было еще хуже, чем там, в зале, тревожно и тяжело
Я бы поставила вместо третьей запятой двоеточие. ИМХО было бы лучше для восприятия предложения.Почему-то было особенно жаль ту девушку на кровати
Вот тут странно. В начале он говорит, что никогда не жалел своих жертв. А тут «особенно жалко» — словно он всё-таки когда-то этих самых жертв жалел, а эту — особенно.Кто-то грубо оттолкнул Эрика к стене. Дождь закончился.
Опять же по мне — не очень связно. Можно поставить упоминание про дождь раньше, когда говорилось про погоду.Кисть окунулась в кармин, чуть добавив красного на холст, и Элли вдруг вскрикнула:
Вот тут немного странно. Как будто одновременное действие. Думаю, лучше убрать деепричастный оборот.Встреть я вас годом раньше, князь, и вы были бы мертвы. Но икона изменила и меня, да настолько, что я все же стал священником. А ты? Ты кем теперь станешь? Выбирай!
что-то сначала он ему «выкал», а потом вдруг «тыкать» начал)