Литературные дуэли /
Евгений Берман против Мааэринна. Дуэль на миниатюрах.
(281)
- Ворон Ольга
- 15 марта 2014, 17:08
- 8
СУДЕЙСТВО
Сложно судить такие рассказы. Оба — отличны. Уровень написания где-то равный. Но попробуем погрызть и поклевать… Сразу скажу, что стилистически придраться мне было не к чему — видимо, уровень выше моего у рассказов. Язык гладкий, богатый. В общем, придираться можно исключительно к макромиру.
«Первый рейд»
1. Рассказ идеально ложится в задачу дуэли, в этом отношении явно выигрывая у второго. Переданы атмосферность и настрой. Присутствует соответствующая атрибутика. Очень красиво и интересно обыграно понятие «прививки» — ново и ярко. В общем, плюс.
2. А вот достоверность героев не радует. Санитарная полиция — это некий, судя по рассказу, патрульно-карательный орган. И в него, что естественно, будет отбор — любого-всякого не возьмут. Особенно — неблагонадёжного. А тут в чистом виде герой — неблагонадёжный дурак, который, мало того, что инакомыслящий для данной работы, так ещё и имеет наивность показывать свою неблагонадёжность! Увольте, после первых же реплик диалога я перестала верить в героя. Ошибка же, ИМХО, не в герое, а в количестве знаков, которыми авторы себя ограничили. Уверена, что автор, — при его-то уровне! — справился с задачей передачи достоверности, если бы его не теснили рамки объёма.
3. Конечно, наивно полагать с моей стороны, что герой, оказавшись в такой экстремальной ситуации, где вынужден наплевать на своё отношение и внешние правила и поступать, как ему велит что-то явно внутреннее (ибо автор нам это не показывает), испытает некий катарсис! Наивно, ибо — мал объём. Но… видеть абсолютно пустую эмоционально картинку странно. В этом отношении вся композиция построена только на темпоритме — он несколько (но опять же незначительно!) ускоряется к финалу, но и только. Момент эмоционального перелома и — главное — ответ на вопрос — «почему вдруг герой резко действует то так, то эдак?» — не получаем. В результате смотрится всё это нелепым комком действий, логически не увязанных между собой. Да, я как читатель со стажем, могу себе объяснить действия героя. Я могу. А автор? А, да — мало знаков…
4. Девочка с острыми грудями — это вышибло из-под меня почву. Образ настолько нелепый, что… очень выбивает. Особенно фатально это смотрится для финала! Начнём с того, что девочки от девушек отличаются физиологически. И, хотя девочки носят купальники, но скрывать под ними им, по сути, ещё нечего… Во-вторых, «острые груди» — это явная отсылка к сексуальности. В обычном состоянии грудь не острая… Да и в литературе это уже давно устоявшийся образ. В общем, это убило для меня финал. И неопределённостью — я не увидела героиню (возраст неопределён, эмоциональная составляющая неясна) и не смогла понять мотивацию героя.
«Зелёный шеврон»
1. Биопанком я бы это назвала с очень большой натяжкой. Поэтому, на мой взгляд, автор не справился с условием дуэли. Мир показан очень шаблонно, тут скорее отдаёт коспооперой с ключевой идеей генетического Чужого. Но сама идея — перевёртыш — весьма интересно смотрится в этом окружении.
2. Достоверность героев — это проблема рассказа. Тут несколько ключевых ошибок. Первая — немотивированная агрессия победителей к побеждённым. Ощущение такое, что белый амер, увидев индейца, вышедшего по разрешению господ из резервации, сразу делает в штаны и убегает… Смешно! Почему представители «высшей расы» при полном своём превосходстве относятся к низшей, как к чему-то страшному и опасному? Они — победители! И высосанная из пальца истерика убивает достоверность показанных героев. Второй момент недостоверности — главный герой. Его брутальное равнодушие и спокойствие, равные КлинтИствудскому ковбою, без единой эмоциональной зацепки — это заставляет усомниться в его реальности…
3. Финал произведения, не смотря на то, что самое важное дано повествовательно и, буквально, одной строкой — переворачивает представления о происходящем. Это смотрится красиво, логично и, чего греха таить, очень ярко. Поэтому, можно сказать, что катарсис происходит. Правда, в развязке. И при очень неявных перипетиях на пути к нему (Объём, объём, что ты делаешь с нами?). Но не буду ханжой — сделано это красиво.
Вердикт:
Оба автора очень порадовали. И оба автора — мазохисты. Всё это надо писать минимум на десять тысяч знаков. Ну и садисты… для читателя.
Мой голос — за второй рассказ.
Господа минусующие коммент! Я знаю, что с судьей не спорят, но… В данном случае предпочла бы увидеть Ваши аргументы против высказанного мной. По возможности — развёрнуто. Очень хочется посмотреть в Ваши лица и послушать Ваши аргументы. С уважением.