Русское трёхстишие —
Непростое дело
Но чудесное!
С этим удивительным жанром, я познакомилась на занятиях в литературной студии «Изюминка» Виктора Кротова. Короткие стихи, внешнее напоминали японское хокку, внутреннее -верлибр, мне понравились своей новизной и свободой…
Трёхстишие: мастерская образа
Автор: Виктор Кротов
Между прозой и стихами
Благодаря разбиению речи на строки поэзия обретает особый ритм. Вернее, сочетание двух ритмов. Один из них – это внутренний ритм, наполняющий каждую отдельную строку. Второй – ритм внешний, связывающий строки в стихотворение. Чем меньше стихотворение, тем значительнее роль этих ритмов.
Трёх строчек вполне достаточно, чтобы передать искреннее переживание или настроение, образ или поэтическую мысль. Краткость трёхстишия придаёт особую цену каждой фразе, каждому слову. И вместе с тем здесь уже проявляются все достоинства верлибра. Здесь происходит особое оживление речи, вызванное переходом от прозы к стихам (к тексту, разбитому на строки).
Да, мы просто разбиваем текст на строки, и он превращается в поэтическую речь.
Для примера повторю сказанное, теперь по-другому, с разбиением на строки:
Да,
мы просто разбиваем текст на строки,
и он превращается в поэтическую речь.
Разумеется, речь не о том, будто у нас получился поэтический шедевр. Но мы перешли от прозаического принципа повествования к стихотворному. Как бы ввели новый знак препинания – смену строки.
Кстати, переход этот может быть осуществлён по-разному, причём мы не меняем ни одной буквы. Вот иной вариант разбиения:
Да, мы просто разбиваем
текст на строки, и он
превращается в поэтическую речь.
Это совершенно другое «трёхстишие». Посмотрим на смысловую нагрузку получившихся строк:
Первый вариант:
1 строка – Краткое камертонное утверждение, привлекающее внимание к самой возможности перейти от прозаического текста к стихотворному.
2 – Повествование о том несложном вроде бы действии, которое мы совершаем.
3 – Рассказ о примечательном событии, к которому привело то, что мы сделали.
Второй вариант:
1 – Главный герой строки не междометие «да», а глагол «разбиваем». Теперь действие происходит у нас здесь, в нём меньше пафоса, больше деловитости.
2 – Здесь главный герой – текст. Внимание сосредоточено на его метаморфозе.
3 – Событие дано в более чистом виде, в нём появляется больше чудесного.
Этот подробный анализ позволяет понять, какие потенциальные возможности таятся в тексте. Их можно высвободить устно, с помощью интонации, или письменно, посредством разбиения на строки. Посмотрите сами, какие могут ещё варианты перехода от этой фразы к трёхстишию.
Мы пользуемся переходом от прозаического принципа подачи к стихотворному и в прозе – когда выделяем фразу (иногда очень короткую) в отдельный абзац, а иногда и добавляем отбивку пустой строкой. Но разбиение на абзацы, вообще говоря, всё-таки относится к инструментам прозы. В стихах оно скорее соответствует разбиению на строфы.
Стихотворное и поэтическое
То, что мы сделали в нашем примере с прозаической фразой, не превратило её в нечто поэтическое, но помогло выявить в ней (причём в двух вариантах по-разному) ту смысловую музыку, которой наполнена любая фраза нашего языка. Поэтому правильнее говорить о переходе к стихотворному принципу, а не к поэтическому.
Но и в смысле поэтического потенциала трёхстишие – уникальный жанр. Не только за счёт наличия определённых свойств, но и за счёт их отсутствия. Самое «главное отсутствие» — это рифма. Как и во всяком верлибре, рифму в трёхстишии можно использовать, конечно, но это происходит в исключительных случаях. Нечётное количество строк не располагает эту форму к рифмовке, благодаря чему мы не впадаем в иллюзорное отождествление поэтического с рифмованным.
Куда важнее в поэтическом – образ. И вот к этому трёхстишие нас всячески располагает. Благоприятствует и небольшое (в три строки) словесное пространство, что побуждает сосредоточиться на одном главном образе, а не скользить от метафоры к метафоре (по крайней мере, долго скользить не получится).
Это означает, что самой радостной находкой для трёхстишия будет ОБРАЗ. Картинка, которую мы увидели. Метафора, которую вызвали к жизни наши ассоциации. Вот, написал эту фразу и гляжу в окно, выходящее на нашу лоджию, где снизу вверх, от пола до проволоки, протянутой вдоль козырька, вьются сухие стебли дикого винограда. Как снасти корабля, которые вдоль уходящей вверх мачты. Сейчас начало мая, а в июне они уже покроются листвой и станут похожи на зелёные паруса корабля… стоп. Есть образ, есть метафора!..
* * *
Набухают почки-узелки
на снастях нашего балконного корабля.
Скоро развернутся зелёные паруса.
Трёхстишие… Мастерская, в которой всё готово для того, чтобы обустроить и отшлифовать образную находку, с которой мы вошли сюда.
Три буквы принципа ДОМ
Наверное, можно применить этот принцип, так сказать, построчно. В одной строке – действие, в другой – образ, в третьей – мысль. Но стоит ли специально заниматься такой сепарацией?
Чем тоньше взаимопроникновение этих трёх начал, если все три присутствуют в нашем трёхстишии, тем интереснее оно будет. Но всё-таки хорошо, если одно из них заметнее двух других, и это – образ.
Действие разглядишь не всегда, а часто оно относится к таким бестелесным вещам, которые трудно назвать самостоятельно действующими. Мысль тем поэтичнее, чем больше она растворена в деталях и их взаимодействии, чем глубже она уходит в смысл образа, а не в декларативную формулировку. Поэтому образ в трёхстишии часто становится основной несущей конструкцией.
* * *
Муха бодает меня снова и снова,
словно требует внимания
к своему взгляду на мир.
Фактическая героиня этого трёхстишия уже улетела, но образ её остался, и именно он остаётся здесь главным героем. И лишь благодаря ему живёт симпатичная мне мысль о равноправии разновидовых мировоззрений.
Жанр в процессе становления
Вдохновляет, что жанр свободного русскоязычного трёхстишия — жанр становящийся. Он молод, ни один человек на свете не может сказать, что знает все его законы и особенности – они почти все в будущем. Участие в жизни этого жанра может оказаться весьма богатым на открытия. Но главное даже не в этом.
Трёхстишие даёт нам возможность писать стихи, замешанные не на рифме, не на складном размере, не на технике версификации (страшное слово употребляю специально). Свобода трёхстишия заключена не только в названии жанра, но и в той реальной свободе освоения поиска образов и организации языкового потока, которая поможет вам и лучше писать прозу, и почувствовать натуральный вкус поэзии, который нужен во всяком поэтическом жанре, но именно в трёхстишии наиболее ощутим.
До этого занятие, целых пять лет не писала стихов… Русское трёхстишие стало ключиком к моему «поэту»:
Конец света
Кошки стали великанами
Люди прячутся
И роют мышиные норки.
Памяти Валерия Золотухина
Когда уходит гений или друг,
Слёзы душат нас,
И жизнь вдруг замирает.
Необычный взгляд
Не говорите нам,
Что крот — слепец!
Ведь мы не видим мир его глазами!
***
Могучие ветви грозного неба!
Рисует нам
Весенняя Гроза!
Смерч
Великан пустыни
Крутит своё лассо,
Вызывая жёлтую бурю!
***
Золотые лучи солнца
Пробираются сквозь листву —
Это май набирает красу.
***
Серая кошка
Гуляет под окном,
Навевая тоску.
Лишь тоска придёт,
Как непрошеная гостья,
Тотчас я закрою окошко.
На что похожа весна?
Весна, как бабочка,
Из кокона ползет,
И сакура нам дарит красоту.
Весна, как солнышко, —
Щедра на природные краски,
Яркий маскарад.
Весна, как жизнь!
То дождём грустит,
То радуется солнцем!
Смешной случай
Горючие слёзы
Катились по щекам.
Грустно было мне.
Но душ на меня напал
Водой обдав.
Смех сквозь слёзы — прописал!
Время
Я не делюсь на эпохи.
Вчера, сегодня, завтра —
Всё это моя жизнь!
***
Ангелы бывают в нашем мире,
Они спасают нас от бед.
Надо только верить!
Предлагаю и Вам подружиться с этим жанром!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.