В Российской империи до последних дней ее существования сохранялась традиция пожалования царем кафтанов, которые официально причислялись к знакам отличия. Кафтан — русская национальная одежда, хотя само слово и происхождение этой одежды — персидские. В XVIII веке кафтаны в качестве мундира носили военные всех родов войск русской армии.
К концу XIX столетия были четыре разновидности наградных кафтанов: простые, мастеровые, почетные и нарядные. Шились они из сукна, бархата, атласа и тафты длинными, почти до пола, с пуговицами и застежками спереди: имели отложное ожерелье на воротнике, золотые или серебряные петлицы с кистями, манжеты у рукавов из кружев, полы нарядных кафтанов обшивались жемчугом и драгоценными камнями. Кафтаны бывали «становыми», с перехватом в талии, и «турские» — без него.
Кафтаны жаловались в награду лицам податного сословия, которые не могли быть награждены орденами, оружием, землями, приемом на «государеву службу» в качестве офицеров и чиновников. Пожалование происходило по представлениюначальства и по непосредственному усмотрению государя. Простые кафтаны жаловались крестьянам, в случае особых их заслуг и занятии или выборных должностей в общественном земском управлении; мастеровые — отличившимся оружейникам Тульского, Сестрорецкого, Ижевского и Златоустовского заводов, мастеровым Александровского механического завода, мастерам горных заводов и ювелирных мастерских «в поощрение к трудолюбию и искусству и за особые заслуги, открытия или изобретения».
Почетными кафтанами награждались «башкирцы», занимавшие выборные должности в волостных и сельских управлениях, отличившиеся в устройстве фабрик и заводов купцы, сельские обыватели, заслужившие внимание государя, (например, продавшие для армии выращенных ими 20 хороших лошадей). «Туземцы» Туркестанского края с 1886 года награждались через генерал-губернатора почетными и нарядными халатами, но награда все равно считалась царской.
В Сибири государственные крестьяне, работавшие в селах на выборных должностях, награждались за свое усердие форменными кафтанами. Если они особо отличились своими трудами и подвигами, то могли быть пожалованы форменными кафтанами с украшениями.
За совершение преступления все виды наградных кафтанов у награжденных отбирались и отсылались обратно в Кабинет Его Императорского Величества, даже если кафтан находился в неприглядном виде.
С 30-х годов XIX века кафтан, вроде бы уже вовсе вышедший из моды, стал официальной одеждой для определенного рода лиц. Выборные должности в городах (городской голова, члены Городской думы) принадлежали представителям купечества и мещанства (члены и секретари судов), и они обязаны были являться в присутствие в кафтане «с шитьем по разряду». С 1834 года к кафтану разрешалось носить и установленного вида саблю. Со второй половины XIX столетия получили право носить при кафтане саблю все купцы 1-й гильдии. Так что кафтаны не только жаловались царем в виде награды, но шились как форма по всей России вплоть до революции.
Иллюстрацией к рассказу о наградах купцов 1-й гильдии может служить помещенный здесь портрет купца 1-й гильдии и рыбинского городского головы Ф. И. Тюленева, хранящийся в Рыбинском историко-художественном музее. На нем изображен пожилой человек с выцветшими голубыми глазами, светлыми волосами и такой же бородой с проседью.
Одет городской голова в кафтан, служивший ему официальной одеждой. Нарядный кафтан с шитым серебром воротником и серебряными пуговицами вполне мог быть пожалован ему государем как знак отличия за долговременную службу.
В разрез воротника выпущены четыре золотые шейные медали с профилем Николая I на Аннинской, на Александровской, на Владимирской и на Андреевской лентах. Напомним, что шейную золотую медаль на Андреевской ленте можно было получить, имея все предыдущие нагрудные и шейные серебряные и золотые медали.
Лица недворянского происхождения, в том числе и купцы, в исключительных случаях могли быть пожалованы орденом Российской империи, только имея шейную золотую медаль на Андреевской ленте. И вот мы видим на портрете Ф. И. Тюленева крест ордена Святой Анны 3-й степени. Рядом с ним на груди купца красуется темно-бронзовая медаль на Аннинской ленте. Называется она «В память Восточной (Крымской. — А. К.) войны 1853—1856 годов». Такой же, но светло-бронзовой медалью на Георгиевской ленте награждались участники боев в Крыму, на Белом море и в Закавказье. Темно-бронзовую же получали на Владимирской ленте не принимавшие участия в сражениях военные чины и дворяне, а на Аннинской ленте медаль жаловалась купцам и почетным гражданам, «… которые отличили себя приношениями на издержки войны или на пособия раненым и семействам убитых». На медалях, на их аверсах, хорошо различимы под двумя коронами вензели императоров Николая I и Александра II.
Эти медали дают нам возможность с полной уверенностью утверждать, что портрет городского головы Ф. И. Тюленева написан в последние четыре года его жизни (1771—1861), так как медаль «В память Восточной войны 1853—1856 годов» учреждена 26 августа 1856 года, а начала жаловаться в 1857 году.
На указательном и безымянном пальцах правой руки купца, держащей перо, два больших перстня. Вензелей с монограммами на них не видно, но мы ведь знаем, что подарки с вензелями жаловались только чиновным лицам, а купец чина не имеет. Но именно подобные перстни изготавливались для подарков императора — большие и массивные.
И, наконец, у левого бока городского головы мы видим саблю с серебряным темляком и такой же кистью. Купцам полагалось носить саблю при расшитом кафтане. Сабля учреждалась особым положением, имела свои формы и так и называлась — «купеческая сабля». Рукоять ее делалась с планкой, дужка поднималась от крестовины под прямым углом, а в середине крестовины имелась овальная, с розеткой, или ромбовидная накладка. Все это изображено на портрете купца Ф. И. Тюленева.
Уставы об особенных знаках отличия. О награждении кафтанами.
792. Кафтаны, Всемилостивейше жалуемые, назначаются в выдачу из Кабинета ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА. Кафтаны назначаются: 1) простые, 2) мастерские, 3) почетные и 4) нарядные. Они шьются из сукна и, по особым Высочайшим повелениям, из бархата и парчи, украшаются по данным образцам, и отсылаются к местному начальству лиц пожалованных, для выдачи им, совершенно готовыми, или же несшитыми, с приложением всех определенных украшений и денежной суммы на шитье, предоставляя сие шитье попечению местного начальства. 1840 Дек. 23 (14 079 а, П. С. З. 1844 г.); 1852 Ноябр. 7 (26 753).
793. Кафтаны (ст. 792) жалуются или по непосредственному усмотрению ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, или же по представлениям надлежащих начальств, вносимым в Комитет для рассмотрения представлений к Высочайшим наградам, следующим лицам, кроме иных, сей же награды удостоиваемых:
1) Кафтаны мастерские жалуются отличнейшим оружейникам Сестрорецкого, Ижевского и Императорского Тульского заводов, за усердие и искусство (а).
2) Кафтаны почетные жалуются: а) Башкирам, как занимающим должности по выбору в волостном и сельском управлении, за служебные отличия, так и незанимающим сих должностей, за другие отличия, состоящие в улучшении хозяйства и устройстве фабричных и промышленных заведений, на основании особых правил, и б) сельским обывателям и вообще лицам податного состояния, у которых будет куплено в ремонт кавалерии или артиллерии от десяти до двадцати лошадей, рожденных и воспитанных у самого продавца по надлежащим о том свидетельствам и удостоверениям на основании Устава Сельского Хозяйства (б).
Примечание. Кафтаны, жалуемые по сей (793) статье Башкирам, заготовляются на счет процентов с хозяйственного Башкирского капитала (в).
(а) 1852 Ноябр. 7 (26 753); 1875 Сент. 1 (55 047); 1892 Март. 5, собр. узак., 533, Выс. пов. — (б) 1849 Мая 18 (23 256); 1865 Июл. 2 (42 282) пол., ст. 105 п. 3; прил.; 1881 Дек. 28 (575) Имен. ук.; 1885 Мая 28 (2988); 1892 Март. 5, собр. узак., 533, Выс. пов. — (в) 1865 Июл. 2 (42 282) прил., ст. 36 п. 9.
794. К пожалованию кафтанами представляются также: 1) должностные лица и мастеровые Александровского главного механического завода, шлифовальных и горных заводов, подведомственных Кабинету ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, и горных заводов казенных и частных, в поощрение к трудолюбию и искусству и за особенные заслуги, открытия или изобретения, по ходатайству подлежащих начальств или заводовладельцев (а); 2) крестьяне и другие лица податного сословия, собственно по делам, относящимся до крестьян, в случае особенных заслуг, и 3) крестьяне, занимающие в губерниях Закавказья должности по сельскому общественному управлению, равно как и незанимающие сих должностей, в случае важных заслуг (б).
(а) 1861 Март. 8 (36 719) ст. 51; Июн. 13 (37 101) ст. 37; 1862 Июн. 4 (38 339) ст. 10; Дек. 17 (39 043). — (б) 1862 Апр. 13 (38 163); 1865 Июн. 29 (42 268) ст. 68, прим.; 1866 Сент. 28 (43 678) ст. 67, прим.; Дек. 1 (43 927) прав., ст. 2, прим.; 1867 Дек. 6 (45 247); 1870 Июн. 13 (48 485); 1881 Дек. 28 (575) Имен. ук.; 1883 Апр. 26 (1522) учр., ст. 1; 1885 Мая 25 (2988).
795. Должностные лица волостного и сельского управления государственных крестьян в Сибири, за усердное отправление своих обязанностей, награждаются форменными кафтанами. С увольнением от службы право их носить сии кафтаны прекращается; но если получивший форменный кафтан прослужил беспорочно три трехлетия сряду, то ему может быть дозволено носить тот кафтан и по оставлении службы. Сверх сего, те из сих лиц, кои, имея уже форменные кафтаны, окажут вновь особенное усердие в службе, или же, не имев еще таких кафтанов, отличатся особенными подвигами и заслугами на службе или вне службы, награждаются форменными кафтанами с украшениями. Форменные кафтаны изготовляются на счет частных волостных повинностей государственных крестьян в Сибири (а). В Иркутском и Приамурском Генерал-Губернаторствах кафтаны даются в награду с утверждения местных Генерал-Губернаторов, коим предоставляется также право награждать должностных лиц Чукотских обществ и других инородцев установленными для государственных крестьян форменными кафтанами на точном основании вышеизложенных правил (б).
(а) 1859 Окт 20 (35 002); 1866 Дек. 22 (44 024) ст. 7. — (б) 1872 Авг. 5 (51 180); 1879 Ноябр. 21 (60 210); 1882 Апр. 27 (825); 1884 Июн. 16 (2324) мн. Гос. Сов., I, II.
796. Должностные лица общественного управления туземцев Туркестанского края за усердную службу могут быть награждаемы по усмотрению Туркестанского Генерал-Губернатора почетными халатами. 1886 Июн. 12 (3814) учр., ст. 106.
797. Лица, по состоянию своему не изъятые от телесных наказаний, но Всемилостивейше награжденные за заслуги кафтанами, изъемлются от сих наказаний по правилам, изложенным в Уложении о Наказаниях (а). — Порядок лишения сих кафтанов за преступления есть тот же, который означен в статье 767 о лишении медалей. Кафтаны сии отсылаются в этом случае в Кабинет ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА (б).
(а) 1845 Авг. 15 (19 283) прил. I, ст. 8; 1863 Апр. 17 (39 504) ст. 1. — (б) 1864 Ноябр. 20 (41 476) ст. 945 п. 1; 1866 Апр. 15 (43 191) ст. 11. — Ср. узак., привед. под ст. 767, 768 и 794-796.
Источник: Свод Учреждений Государственных, книга VIII, раздел III, глава 6-я. Изд. 1892 г.
Источник: www.itishistory.ru
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.