Рецензия на трилогию "Пасынки Фанских гор"
 

Рецензия на трилогию "Пасынки Фанских гор"

+9
  • Виктор Гвор
  • Пасынки Фанских гор

Свиваются бледные тени,

 

Видения ночи беззвездной,

 

И молча над сумрачной бездной

 

Качаются наши ступени.

 

Друзья! Мы спустились до края!

 

Стоим над разверзнутой бездной –

 

Мы, путники ночи беззвездной,

 

Искатели смутного рая.

 

Неверное только движенье,

 

Хоть шаг по заветной дороге,–

 

И нет ни стыда, ни тревоги,

 

И вечно, и вечно паденье!

 

Валерий Брюсов

 

Жанр постапокалипсиса (постапокалиптики) наверное один из самых молодых жанров в фантастической литературе. Причин тому очень и очень много. Это и то, что до девятнадцатого века земной шар касался необъятным, и лишь с развитием науки он уменьшился, потому-то читатель и смог придумать, осознать саму возможность катастрофы, которая захватит абсолютно все земли. Это и новые горизонты знания: наука принесла с собой совершенно новые страхи и угрозы. Это и резкое разделение городских и сельских общин, отчего вторжение жизни из-за за пределов ноосферы горожанина (а именно они составляли и составляют большинство читателей этого жанра) стала откровенно пугать… и так далее. Поэтому неудивительно, что едва фантастика оперилась, в ней появились попытки описать мировую катастрофу… Но так и заглохли, оставшись единичными произведениями (К примеру, роман Мэри Шелли «Последний человек» 1826 года вызвал негативную реакцию современников и был вскоре забыт). Не помогло жанру даже то, что к нему обращались такие признанные мастера, как Герберта Уэллса со своей «Войной в воздухе» или Джек Лондон с романом «Алая чума».  

 

Следующий виток интереса пришёлся на пятидесятые-шестидесятые годы. Холодная война, постоянные страхи Апокалипсиса. Всё это оформилось в отдельное направление жанра постапокалипсис (постапокалиптика) – произведения, в которых действие развивается в мире, пережившем глобальную катастрофу.(Ведь даже слушая рассказы про глобальность и чудовищность ядерной войны, всегда хочется надеяться – жизнь всё равно продолжится). Примечательно, что интерес к данной теме наблюдался в обоих лагерях – и социалистическом, и капиталистическом, лепту в его развитие вложили крупнейшие мастера мировой литературы. Именно тогда были сформулированы каноны и основные идеи жанра… А дальше холодная война закончилась, и интерес читателя заметно упал. Очень быстро это сказалось и на новых произведениях – если тот же «Автобан нах Познань» Земянского, восьмидесятые годы, ещё блестящий образчик литературы, то уже бесконечная серия «Метро 2033» – лишь фон, декорация для тех или иных событий. Причём эту декорацию достаточно легко и безболезненно можно сменить. Аналогичная тенденция и в киноиндустрии, теперь катастрофа это не трагедия, не надрыв людей, у которых мир внезапно перевернулся, а способ пощекотать нервы обывателя необычным антуражем (что поделаешь, картины иных планет потребителей айфонов больше не будоражат, значит, они не платят денег).

 

Собственно, исходя из всего вышеперечисленного к современным образчикам жанра постапокалиптики я отношусь весьма и весьма скептично. Как правило не читаю. И тем приятнее, что за короткое время мне сначала попалась очень хорошая книга Ерофея Трофимова «Капище забытых богов» (выйдет в «Лениздате» в начале 2017 года) и не менее сильная и завлекательная книга Виктора Гвора «Пасынки Фанских Гор» (издана в 2011 году в «Яузе» под псевдонимом Михаил Гвор и названием «Поражающий фактор»; сейчас доступна на странице автора в полном объёме). И там, и там действие происходит в наше с вами время (плюс-минус пять лет), и там, и там героями – мы с вами. Ну… может быть слегка в улучшенном варианте.

 

Итак, Фанские горы. Уже одно это место стоит отдельного упоминания. Край плещущих бирюзой горных озер и суровых, остроконечных заснеженных пиков на стыке двух огромных хребтов Памиро-Алая – Заравшанского и Гиссарского. Одна из кузниц истории Человечества, настоящий котёл народов и историй – ведь через эти горы не раз и не два шли волны переселенцев и завоевателей. Именно здесь расположен древний Самарканд. Впрочем, это было давно – а сейчас уже не одно десятилетие район облюбовали альпинисты, туристы и любители экстремальных видов спорта.

 

Неудивительно, что именно сюда поехали отдыхать герои книги аж сразу тремя поколениями: два брата Юриновых (один из которых с женой и двухлетней дочкой) и их отец. Целебный воздух, сложные подъёмы, друзья-альпинисты которые тоже съехались со всего мира. Именно здесь всех и настигает катастрофа. Не важно, кто отдал приказ о запуске первым. Не важно, что большая часть боеголовок оказалась перехвачена защитными системами. Оставшихся ракет хватило, чтобы 99 из 100 всего городов мира увидели над собой ядерный гриб – ведь добивали не только врага, но и всех потенциальных союзников с обеих сторон.

 

Цивилизация рухнула мгновенно, мир распался на чёрное и белое. Семьи разделены тысячами километров беспредела и радиоактивного хаоса – третий брат уехал на соревнования в Новосибирск, чудом успел выбраться из города… но там и остался. Над людьми больше не висит общественное «надо, обязан и нельзя». Поступай по совести и разумению – а они у всех разные. Одни будут до последнего лечить в чудом уцелевшей больнице раненых, другой отыщет автомат и начнёт создавать своё маленькое баронство. Или большое, если сумеет объединить вокруг себя таких же шакалов. Добавить перемену климата – это в обычных условиях снежный буран в Фанских горах будет экзотикой, теперь же он станет одним из примет новой жизни. А перед героями книги встаёт вопрос: спасаться только самим (а шансы, особенно если объединиться с альпгруппой из бывших военных офицеров, почти 100%), или же попытаться спасти остальных. Тех, кто оказался в лагере и на вершинах. А дальше, словно время отмотало на полвека назад в сорок четвёртый, перед русскими мужиками пусть в миниатюре, но опять встаёт вопрос: остановиться ли на очерченной осторожностью границе, спасая только своих, а остальные пусть как хотят… Или рисковать, чтобы помочь вроде бы чужим. Тех, кто живёт в небольших посёлках по соседству – теперь беззащитных перед беззаконием. Чужим – но тоже людям. И тот же вопрос встаёт перед тысячами других по всей стране.

 

Книга вышла очень яркая, как положено хорошей книге в чём-то неоднозначная. Книга вышла захватывающая – пусть я не бывал именно в Фанских горах, я вполне ощутил эти места. И горы, и осыпи, пыль и повороты горных дорог. Книга вышла в чём-то суровая, как горы. Автор не смакует жестокости, но вынужденно описывает их без прикрас. Ибо мораль снова откатилась в убей или умри, убей врага так, чтобы другие тебя боялись. Книга читается на одном дыхании.

 

Вторая и третья книга честно признаю – вышли хуже. Они неплохи, они профессионально и легко написаны, они хорошо читаются. Но если первую книгу я проглотил за два дня, остальное дочитывал уже неторопясь «узнать чем дело закончится». Там есть и вопросы по матчасти, там нет сложных дилемм и вопросов – хорошие обязательно хорошие и по определению круче всех, плохие это плохие. Там хорошо заметно, что если горы автор знает, любит и ценит, остальное место действия (во время путешествия по стране) набросано довольно схематично. Особенно заметно это, когда герои попадают в кусочек сохранившейся прежней жизни – Уфа и Башкирия случайно уцелели в полном объёме. Увы, психологический контраст тут сильно смазан. (Хотя возможно тут играет сравнение в пользу «Капища» и я предвзят).

 

Тем не менее, и вся трилогия, и особенно первая книга доставила мне огромнейшее удовольствие. Приглашаю и вас прочитать. И задуматься: а как я сам поступил бы на месте героев книги? Приятного вам вечера.

 

Ссылка на трилогию

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль