Рецензия на "Смерть экзекутора"

+12
  • Смерть экзекутора. Империя Джи 2

Собравшись писать рецензию, я поставил перед собой такой вопрос: сравнивать ли «Смерть экзекутора» с «Рождением экзекутора»? При чтении постоянно хотелось проводить параллели, вспоминать предыдущую часть. Она была законченной (пусть трагично) историей, хорошей и без продолжения. Я вообще боялся начинать читать «Смерть», потому что чувствовал, что та перебьет мне «вау», которое родилось вместе с экзекутором в конце первого тома.

 

В чем-то опасения оправдались, так что я решил воспринимать «Смерть» не как книгу номер два в серии из трех книг, а как обособленное произведение по уже известному мне миру. Антураж тот же, герой тот же, тема другая. Акцент сместился с внутреннего мира на внешний, теперь мы наблюдаем порабощение не личности, а планеты — под видом благородно-просветительской экспансии.

 

В центре действия оказывается Земля и раздражающий меня Сережа, который всегда чем-то недоволен и повторяет, как попугайчик: «Убить императора! Убить императора!» Либо у него какой-то посттравматический… э… психоз? невроз?, который заставляет его циклиться, либо он просто дурачок, который не умеет здраво оценивать ситуацию. Если дурачок, так зачем убивать на него полкниги, а в психоз у такого убервояки я не верю. Да, умерла мать, но не видно никаких намеков к тому, чтобы мать для него была сверхзначима; тем более Сережа за ней и не ухаживал, а скакал по горам, по долам.

 

Что, на мой взгляд, удалось? Начало и конец. Экзекутор снаркоманился – отлично. Нет, конечно, я должен погрустить и покачать головой, но читать про донора эйфории интереснее, чем про бессильное зацикливание, простите, попаданца Сережи. Встреча Стива и Вроарриста – высококлассная драма, даже не знаешь, на чью сторону встать. Спор-то уже не между людьми, а между идеологиями. Что ценнее, личность или род? Однозначного ответа здесь нет и не может быть. Конечно, Крошка, не помнящая свою семью, отрицает ценность рода, как будет отрицать ее любой человек, которому не повезло с любящей или хотя бы адекватной семьей. И когда в конце вновь появляется Ристел, он подталкивает Крошку к противоположной позиции и вызывает новый виток драмы. Читать про их семейно-идеологический конфликт – сплошное удовольствие, но почему ж этого удовольствия, как и самих Ристела с Вроарристом, так мало?! Риторический вопрос.

 

(Вспомнился, кстати, сериал «На распутье», когда дети не видели папу/отчима несколько лет, встретились – а тот за это время перестал быть папой и стал мамой номер 2, ситуация чем-то похожа)

 

Побочная линия с Леной понравилась буквально всем: описание быта колонистов на Утренней Звезде, конфликт с сожителем и бабкой, прозрение (глашатой-то на самом деле экзекутор, может, и добродетельные инопланетяне на самом деле поработители-интервенты?). Жаль, что из этого прозрения ничего не последовало, чугунок прилетел в голову слишком невовремя.

 

Теперь перейдем к заглавному персонажу. Экзекутору уже под пятьдесят, но мысли, чувства и реакции остаются детски-подростковыми. Даже мечта как у подростка – ой-ей, я в школе изгой, подружите кто-нибудь со мной. Кто-то из героев (кажется, это был Джи) даже поиронизировал над Крошкиным застреванием в детстве, возможно, озвучив авторские мысли. Сам Джи задвинут на второй план, появляется лишь эпизодически, да в мыслях Крошки. Я писал в предыдущей рецензии, как не переношу Джи. Оказывается, это было на пользу, потому что острая ненависть разжигала мой интерес. «Смерть экзекутора» тоже интересна, но попроще, о чем меня предупреждали. Так оно и вышло, фантастика как фантастика.

 

Думаю, дело в том, что «Рождение» было длиннее чуть ли не в два раза. В такой огромный объем удалось уместить множество эпизодов, создавших картинку необычайной глубины. Какой-то строгой сюжетной линии в нем не было, но это не мешало. В «Смерти» тот же подход, но местами он напрягает. Показали семейную драму Крошки и все, она продолжится только в конце. Показали, что у ажлисса Кина какие-то мутки, ага, интересно, и… «Кин был идиот» и потому умер. Появился второй экзекутор, и… ничего. Зачем он был, я не понял. Имею лишь предположение, что это своеобразный акт наказания Крошки, продемонстрировать, будто другому экзекутору можно пасти коров и наслаждаться жизнью, а ей нельзя.

 

Что же о развязке, она логична и такова, какой должна быть. Если вдуматься, то концовки у обеих книг одинаковы: насилие над другом, срыв, попытка самоуничтожиться, раскрытие новых возможностей. Занятны рассуждения о любви к Джи, как ответ автора, расставляющий все точки над «и» всем вопросам, которые я задавал первой книге (не помню только, вслух в комменты или про себя).

 

Вот такие пироги с инопланетной малиной.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль