Отзыв на первую часть эпохальной вещи Микаэлы "Преданность Темного тана. Смерть императора"
 

Отзыв на первую часть эпохальной вещи Микаэлы "Преданность Темного тана. Смерть императора"

13 декабря 2016, 09:36 /
+23
  • Микаэла: Преданность Тёмного тана (74950)

 

Люблю книжки про ребят. Ну вот, есть у меня такой грех – люблю, и все тут. Про подростков, про первые самостоятельные шаги, победы и ошибки, которые запоминаются на всю жизнь. Не знаю, почему меня так тянет эта тема. Может быть, сам еще не вырос, может, чего-то не доделал в характере… а может, потому, что в жизни любого человека именно этот возраст сопровождает самый яркий, мощный прорыв познания, определения себя в мире и мира – в самом себе.

Но только я люблю, чтобы все было по-взрослому, без скидок на «неокрепший ум», «несформированное нравственное чувство» и «ранимую психику» ребенка, без смакования, но и без замалчивания по-настоящему серьезных проблем и жутких сторон реальности. Потому что на самом деле для жизни нет детей и взрослых, есть просто люди, перед которыми встают вопросы. И приходится принимать решения, отвечать за них, делать выводы и жить дальше, ведь время не идет вспять и не дает вторых попыток.

Вот, такова, пожалуй, обобщенная философия истории взросления. А повесть Надежды Рощиной «Преданность Темного тана. Смерть императора», несомненно, и есть история взросления, история про мальчишку, который однажды станет мужчиной, и уже шагнул на этот путь.  

Сразу хочу оговориться: если писать о книге, стараясь не раскрывать сюжета, то про «Смерть императора» я практически все уже и сказал – общие слова, направление авторской мысли, некоторая оценка… и все. Но я не хочу ограничиваться общими словами, поэтому ни о каких спойлерах заботиться не буду. Тем более что по личному опыту знаю: спойлеры в отзывах крайне редко портят удовольствие от чтения. Ну, разве что в детективах… а это – не детектив, что бы там не говорил автор.

Итак, наша повесть рассказывает о пятнадцатилетнем юноше, младшем сыне императора Гардалара, Талиане, о том, как вопреки ожиданиям после смерти отца он наследует трон, империю Морн, и все то множество проблем, о которых он даже не подозревал. Почему я называю произведение повестью? Потому что композиционно история выстроена почти линейно, с небольшими отступлениями вроде воспоминаний, и всегда держит в центре одного героя – Талиана: фактически показана его глазами. Минус такой подачи то, что читатель не может видеть и знать, чего не видит и не знает главный герой. Но в этом же и плюс –удается наиболее полно прочувствовать героя, пройти весь сложный путь вместе с ним.

Но о герое, его пути, сторонниках и противниках чуть позже, сначала о мире.

Мир произведения сложен и продуман довольно основательно. Я знаю это, потому видел наработки по миру, рассуждения и черновики, и смело могу сказать, что в реальный текст «Смерти императора» не попало даже десятой доли созданного автором, и это, конечно жаль. Но, с одной стороны, эта история не последняя, все только начинается. А с другой – и это самое главное – мир в повести подан так естественно, ненавязчиво и концептуально, что вот ты открыл книгу, сидя в кресле в собственно мире – а вот ты уже и там, в мире произведения. И все его особенности, начиная с имен, географии, социальной структуры, и заканчивая системой магии и даже календарем уже стали родными и понятными.

Период, в котором мы видим империю Морн, отдает античностью, но все же я бы не назвал эту «античность» псевдоисторической. Грецией и Римом мне там не пахнет, могу сказать точно. А вот империей Морн, Сергассом и Зенерифой пахнет еще как.

Главная прелесть авторского мира – это, конечно, описания, зримые панорамные виды. Тут хорош и дворец императора, большой, роскошный, сияющий дорогим убранством, не пустой, как иногда бывает в книгах: первый план – и все, вокруг вакуум. Тут не так, тут если пир – то многолюдный, с танцорами и музыкантами, со многими переменами блюд и виночерпием за плечом вельможи. Если корабль в море, то по мачтам снуют матросы, на нижней палубе вращают весла гребцы, а паруса надувает соленый ветер.

Но больше всего мне понравился не императорский дворец, не магическое действо коронации и даже не штормовое море, хотя шторм, описан великолепно: и стихия, и работа команды, и удаль нашего героя, а потом – смертельный страх перед гибелью, радость спасения и раскаяние за ошибку – все это там есть. Меня впечатлили самые первые кадры этого кино: замок Светлых танов, повелителей Сергасса. Как наяву я увидел скалистый полуостров, выдающийся глубоко в море, соединенный с берегом только тонким перешейком, по гребню которого идет дорога. И над морем высится суровый замок, словно вросший в камень. Этот замок я увидел и изнутри, и снаружи, и, кажется, не забуду никогда, настолько ярко он описан.

Но вернемся к сюжету и главным действующим лицам.

Юный император Талиан…

стать императором не должен был – у Гардалара есть старшая дочь и наследница Маджайра. Но Гардалар заколот, а Маджайра первая, на кого падает обвинение. Чтобы доказать свою непричастность, она отрекается от прав на престол в пользу брата. И вот брат-подросток в сопровождении тана Тувалора в качестве регента отправляется в столицу на коронацию.

Но брата-то императором и политиком быть не учили! Его с раннего детства сослали в Сергасс к Светлому тану и герою многих войн Тувалору, чтобы тот воспитал из мальчика воина и полководца. И вот, все, чему его учили пятнадцать лет, все, что считалось основой его жизни, вмиг становится не только ненужным – вредным! Потому что воин – это честность, преданность и дисциплина, а политик – это скрытность, ложь и нестандартные решения. Кроме того, Талиан, никогда по сути не знавший отца, а с сестрой знакомый только по письмам, теперь навсегда потерял надежду на воссоединение семьи, на их любовь и признание. Талиан не рад короне, скорее потрясен крушением надежд и придавлен ответственностью, но он полон решимости стать достойным императором, а для начала – перебороть привычку слушаться строгого воспитателя, освободиться от его власти и найти убийцу отца, тем самым очистив честное имя сестры от обвинений.

Семейство Светлого тана Тувалора…

велико и своеобразно. Сам он – второй по влиянию человек империи – скупой и жесткий старик, в прошлом — герой многих войн, полководец и освободитель. За прошлые заслуги его обожает народ и боится царский двор. Он заменил отца юному императору, но если кто и знает его, понимает его планы и стремления, то это точно не Талиан.

У тана множество детей от нескольких жен. Теперешняя жена, мать самых младших, по возрасту ближе не мужу, а его старшим внукам. Но подвох в том, что взрослые сыновья – все – погибли на войне, и ближайших наследников у Тувалора двое: внук от одного из погибших сыновей Демион и старший из живых сыновей Зюджес, оба примерные ровесники Талиана и его близкие друзья. Сварливый старик не желает называть наследника, подогревая между мальчишками соперничество и зависть.

А мальчишки очень разные:

Зюджес – веселый, никогда не унывающий шалопай и храбрец. Он любит женщин, море и паруса. А еще он очень привязан к Талиану, недаром тот считает именно его лучшим другом и опорой. Расставание с ним было болезненным как для нашего главного героя, так и для меня, как читателя. Очень надеюсь, что это временно, и я еще увижу Зюджеса, стану свидетелем и его взросления тоже.

Демион, наоборот, мрачный, мнительный, неуверенный в себе. Несколько лет назад, поспорив с мальчишками, он оседлал буйного жеребца, но не совладал и чуть не погиб. С тех пор он стесняется лица со шрамом от подковы, боится лошадей и никак не может вернуть себе прежнюю уверенность. Дружить с трусливым и злым мальчишкой, каким стал Демион, очень трудно, любить – еще труднее.

Что мне кажется несколько странным в этом герое – так это его болезненный стыд увечья. Считается, что мужчину шрамы не портят, как раз наоборот, а, судя по описаниям, сам по себе Демион красив: императорская кровь со стороны матери сделала свое дело. Даже при всех расовых отличиях и особенностях сходство с императором не может не считаться красивым и престижным… разве что шрам действительно так безобразен, что все лицо перекошено.

А еще для меня, честно сказать, как было, так и остается полной загадкой, почему тан Тувалор выбрал-таки наследником Демиона. Может быть потому, что в нем скрыты какие-то таланты, которых за последствиями травмы не видит Талиан (а значит и читатель)? Или отец знает за Зюджесом какой-то порок?

А может быть – и это уже совсем бредовая версия – хитрец Тувалор взял в столицу именно увечного внука, зависимого от чужого мнения, а не уверенного и своенравного сына, чтобы манипулировать им, а через него – и детьми погибшего императора? Может, старик в самом деле вознамерился получить правнука от Маджайры и, устранив других наследников, править империей от имени младенца? Это нам только предстоит узнать.

Дочь императора Маджайра…

интересная девушка. Утверждает, что не убивала отца, но сама же признает, что обвинения более чем убедительны: кроме нее просто некому. Больше того: отца она презирала и достойным императором не считала. По мнению Маджайры Гардалар погряз в пороках, разорил страну и не раз бил и оскорблял ее лично. Маджайра влюблена в третьего (а может, и второго, кто знает?) по влиянию человека империи – Темного тана Анлетти и до глубины души страдает оттого, что Анлетти поверил в ее виновность и в душе уже осудил.

А еще Маджайра утверждает, что нежно любит брата, что готова на все ради него. Она изо всех сил помогает ему и в официальных делах, и в его безумных затеях, но я, как читатель, отчего-то не доверяю ей полностью. Маджайра умна, высоко образована и ее готовили к тому, чтобы занять трон. А значит, вполне возможно, что перед нами хитроумная интриганка и достойная соперница тара Тувалора.

Наследница Темного тана Эвелина…

эта – интриганка уж наверняка. Сам тан Анлетти в сюжете повести не появляется, но тень его лежит на всем, а особенно на поведении и взаимоотношениях девушек.

Как Талиан с малых лет воспитывался с Зюджесом и Демионом, так и Эвелина всю жизнь была рядом с Маджайрой. Она утверждает, что восхищалась подругой, любила ее как сестру, но когда та украла у нее любовь отца – заревновала и решила мстить. Конечно, Талиан стал объектом мести. С первого же часа появления его во дворце Эвелина задалась целью привлечь его внимание, удержать, и добилась своего.

Действительно ли Эвелина страдает от невнимания и одиночества или лжет? Правда ли Талиан ей понравился, или это все еще уловки? Или правда то, что дочь лишь выполняет приказы отца? Кто вообще эта девчонка – манипулятор или ревушка? Ох, не доверял бы я первому впечатлению! Кажется, эта малышка себя еще покажет.

Невольник-кастрат Фариан…

любимый танцовщик императора и старший его сын. Слишком много знает и слишком много врет. Его образ кажется мне противоречивым. Трус он или храбрец, злодей или жертва? Невозможно понять. Как не могу я и определить свое к нему отношение. Описан он как наимерзейший образец женоподобного парня, но за этим стоит что-то более интересное… быть может, любовь автора к этому персонажу?

Кем станет Фариан? Действительно значимой фигурой сюжета или просто украшением, вишенкой на торте для любителей? Надеюсь на первое, но посмотрим, посмотрим…

Интриги, тайны, расследования.

Как я уже сказал с самого начала эта история посвящена взрослению, и идейное содержание ее я вижу именно в этом: герои-подростки, и в первую очередь Талиан, сталкиваются с трудностями взрослой жизни, преодолевают, развиваются и взрослеют. Тем, кто любит такие вещи, будет что почитать: про дерзость и неуверенность, про науку прощать себя и других, про решения и ответственность, про отцов и детей, про одиночество, верность, дружбу и любовь. Традиционные и вечные темы – они все тут затронуты и своеобразно раскрываются.

Но в этом разделе отзыва я хотел сказать о некоторых своих сомнениях.

Первое – это то, что в повести персонажи отчетливо разделены на два лагеря: дети против взрослых. Этот прием в общем смысле, как я понимаю, привлекателен для читателей подростков, но сомнителен с точки зрения правдоподобия.

В этой конкретной повести, такое разделение ярче всего выразилось в сцене возведения Кериана в таны. Регент Тувалор при поддержке знати отказал приемному сыну в наследстве отца, а Талиан решил получить тана, преданного лично ему, и организовал мистический ритуал, подбив на это и сестру, и Эвелину с Демионом.

Оно оправдано и замотивировано, но союз молодежи против тана Тувалора кажется мне довольно случайным и недолговечным. Пока мне представляется, что интересы отца для Эвелины и интересы деда для Демиона должны быть ближе и важнее желания Талиана освободиться из-под опеки регента и затеять собственную игру. Тут я вижу одно из двух: или автор сообразит для юных героев мотивацию попрочнее, чем просто «красивый мальчик позвал» или «невеста попросила», или союз молодежи против взрослых распадется на более выраженное клановое противостояние.

Второе – это появление призрака Гардалара. Этот ход мне пока – подчеркиваю, пока, поттому что вообще-то я этому автору доверяю, а передо мной не вся история, а только первая часть – кажется самым сомнительным и рояльным. Это вроде как автор не придумал более реального и обыденного способа передать главному герою нужную информацию, и пошел на такой трюк, как сведения от покойника.

Но, повторяю, автору я верю, и, надеюсь, дальше будет какое-то концептуальное объяснение явлению призрака.

Про «Преданность Темного тана» можно говорить еще долго, но, кажется, я и так уже отзыв подзатянул. Поэтому буду закругляться.

А в завершении лишь скажу, что давно болею за эту историю, желаю ей счастливой судьбы, множества благодарных читателей, ну и, конечно, достойного продолжения и завершения, которые я жду и обязательно буду читать.

 

Впечатление — активно положительное, близится к восторгу ))

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль