Как выжить в мире, когда он — тюрьма?
 

Как выжить в мире, когда он — тюрьма?

+20

Это рецензия — не отзыв!

Если роман вы ещё не читали, то для вас она станет мешком спойлеров и только.

Ведь, по сути, рецензия — это разбор романа по косточкам, обсасывание каждой и складывание их заново, в строгом алфавитном порядке от «А» до «Я».

После такого разбора неожиданностью при чтении может оказаться лишь авторский язык, богатый и образный.  

Сразу условлюсь, что под темами произведения я буду подразумевать нечто общее и вечное, вроде:

— о неопознанном (космос, потусторонний мир и т.д.),

— о понятии бытия (о грехе, о жизни человека, о гордыне, о смерти и т.д.),

— об эпохальных событиях (войны, революции и т.д.),

— о социальных явлениях (любовь, дружба, семья, жажда власти и т.д.).

А вот под идеями я буду подразумевать «то, что хотел сказать автор», т.е. оценку автором происходящих событий в книге и выражение этой оценки через позицию одного или нескольких персонажей — выразителей данной идеи.

 

Главная тема

Тот, кто держит цепь,
почти не свободнее того, кто ее носит.
Пьер Буаст

Мир произведения имеет жёсткую, упорядоченную структуру — как атомная решётка алмаза. Каждый человек, будь то рожанин, хариб, архан, повелитель с семьёй, телохранители повелителя, и даже младшие боги чётко знают, где их место, в чём заключается их роль и чего от них ждут остальные. Свобода немыслима! Мир душит и ломает под себя людей и характеры. А если где-то происходят срывы, вспышки и любые шаги в сторону от установленного порядка, они неизбежно гасятся и подавляются.

Жёсткая атомная решётка восстанавливает прореху, и мир существует дальше в своём неизменным виде.

Пусть всё это подано в обёртке фентези, но по своей сути от тюрьмы отличий мало. Татуировки на руках — те же номера заключённых. Пробей их по базе, сразу узнаешь, кто перед тобой и за что сел. Умение архана одним лишь словом убить провинившегося члена рода — отражение власти тюремщика над заключённым.

Я долго сомневалась, кого назвать главным героем этого произведения. С одной стороны, единственным действующим лицом «со стороны добра» является Реми-Аши. С другой — выразителем главной идеи романа был, есть и будет Арман.

Эта книга про него, обе её части.

Как думаешь, что лучше:
жить монстром или умереть человеком?
Остров проклятых

Арман — мальчик, в одночасье потерявший семью. Теперь он должен занять своё место в атомной решётке мира, стать кирпичиком в стене из прямоугольных, обтёсанных кирпичей, но он… для этого мира слишком ярок. Слишком живой и дышаший, чтобы стоять в строю полумёртвых. Поэтому в первой части романа «Маг» Арман отказывается от живой души, лишает себя в ходе магического ритуала воспоминаний и превращается в «ледяной клинок». Из человека — в оружие. Оружие, которое больше не думает — только убивает.

Молча. Холодно. Без тени эмоций.

Жерл тихонько присвистнул. В кресле точно мальчик? Статуя ледяная, а не мальчик. Ни шаловливости, свойственной детям, ни веселого блеска в глазах, ни даже желания сесть в кресле поудобнее, лишь идеально ровная, выпрямленная спина, застывшее лицо и послушно вцепившийся в книгу взгляд.

Отсутствие эмоций позволяет Арману выжить и утвердиться в качестве главы Северного рода. Он становится ещё одним винтиком в сложном организме, но даже такой, полуобтёсанный, всё равно миру неугоден. В следующей части «Оборотень» раскрывается ларийская сущность Армана — его звериная ипостась, — которая снова оказывается лишней, выбивающейся из строгих кассийских правил и законов. Все ждут, что у Армана появится хариб, но тот по неизвестным причинам не торопится объявиться.

Ты живи лишь мной
Хоть живу — собой.
Не меняем правил.

Хариб — это обязательный спутник каждого архана. Знак, что кассийские боги милостивы к нему. Если вернуться к тюремной аналогии, то чем отличается охранник от заключённого? У него есть табельное оружие и разрешение убивать в случае опасности. Вот и хариб, который преподносится как тень личности своего архана, такое же мощное оружие, потому как разделяет все навыки своего владельца — его способности, знания, мастерство.

И все же странно это, когда кто-то умеет то, что умеешь ты, видит то, что видишь ты, слышит то, что слышишь ты… и знает тебя лучше, чем сам себя знаешь. Но… дар богов надо беречь.

Лично для меня хариб — это ммм… как биологический клон другого человека. Вот яйцеклетку оплодотворили в пробирке, вот её подселили женщине, вот родился ребёнок, вот он начал жить и жил сколько-то там лет нормальной человеческой жизнью, пока в один ужасный момент не объявился его «хозяин» — владелец биологического материала — и не отобрал эту самую жизнь, загрузив в подготовленное тело отпечаток собственной личности.

После встречи с арханом хариб, по сути, теряет собственное будущее — его у него просто нет. Поэтому и в смерть уходит за арханом так легко. Чудовищно легко и страшно.

Несмотря на попытку романтизации подобных отношений, мне они не нравятся. Почему — объясню чуточку позже.

И был он самым независимым
И неукротимым из одиннадцати.
И боялись власти его даже боги.

Реми — высший маг, заклинатель диких зверей, будущий телохранитель Мираниса и носитель Хранителя судеб Аши. Единственный персонаж, который имеет возможность по своей воле перестраивать атомную решётку мира, что всю книгу и делает. Только его усилиями Арман, обречённый на смерть без хариба, умудряется пройти сквозь сеть чужих интриг живым.

На мой взгляд, Реми — это персонаж-резонёр, т.е. лицо, которое выражает отношение автора к разворачивающимся событиям.

Реми пришёл в этот мир, чтобы перекроить на новый лад его гнилую внутреннюю структуру. Встряхнуть хорошенечко, точно подушку отбить и опустить обратно светлым и воздушно-лёгким. Потому что люди сами навлекли беды на свои головы, не позволяя перерождаться двум младшим богам — Хранителю Смерти и Хранителю Судеб, — за что и поплатятся. Очень скоро.

 

Тема любви

В греческой философии различали следующие основные виды любви: эрос, людус, сторге, прагма, мания, агапе.

Эрос — страстная любовь-увлечение, стремление к полному физическому обладанию любимым.

Людус — это любовь-игра, игра в свое удовольствие. В такой любви чувства достаточно поверхностны, настолько, что допускается измена с обеих сторон.

Сторге — любовь-дружба, основанная на нежных, теплых, надежных отношениях.

Прагма — это совокупность людуса и сторге. И чувства не столь уж глубоки, но элементы теплоты и надежности имеют место. Это любовь по расчету.

Мания — это совокупность эроса и людуса. Это иррациональная любовь-одержимость. И сопутствует ей обязательно неуверенность и зависимость от объекта любви.

Агапе — совокупность эроса и сторге. Это жертвенная любовь, бескорыстная самоотдача, растворение любящего в заботе о любимом. Здесь все – и страсть, и нежность, и надежность, и беззаветная преданность.

Извините за эту минутку занудства, но мне она была важна. Дело в том, что я довольно смело хочу сказать: иного вида любви, кроме агапе, в романе практически не представлено.

Отношения между харибом и арханом — это агапе. Отношения между повелителем и его телохранителями — это агапе. Отношения между всем виссавийским обществом и Вождём — это снова агапе. Отношение Вождя к Реми — это мания (что ещё хуже).

Самые гармоничные, на мой взгляд, любовные отношения могли бы сложиться у Реми с волчицей, если бы общество иначе относилось к зоофилии *честно пытается не ржать в голос* Потому что там промелькнула сторге.

Ну и как бы… всё.

Для меня факт, что любовь представлена исключительно одним видом и это агапе, — ещё одно подтверждение, что этот мир — тюрьма. Потому что если даже такое светлое чувство как любовь облагается обязательной кровавой жертвой, то…

Жить в таком мире становится грустно.

 

О персонажах

Начну со своего любимчика — Эдлая. Он был для меня при чтении глотком свежего воздуха. Во многом потому, что говорил словами моего отца и транслировал по отношению к Арману отношение моего отца. Я словно снова почувствовала себя дома и под защитой *улыбается* Очень жалко, что Эдлая в тексте ускользающе мало. Но очень круто, что он был из числа тех, кто недоволен мироустройством и в лицо бросил повелителю «Убийца!».

Эдлай твёрд, но не жесток. Он думает о будущем и делает то, что должен. И к Арману относится как к взрослому. С самого начала — как к взрослому. Без подблажек, но это ещё не значит, что без любви.

Благодаря усиленному началу для меня наконец раскрылась Астрид. Раньше она казалось не то дурой, не то истеричкой, не то садисткой своим детям. А теперь, когда причина её отъезда из столицы и бегства из леса стала осязаемой, всё встало на свои места. Я смогла наконец понять и принять эту женщину. Поверить, что она может быть хорошей матерью.

Жерл порадовал глубоким бэкграундом. Драма с его сыном, который был прошлым носителем Хранителя Судеб, органично наложилась на появление Реми в его доме — это было очень вкусно! Но кто он для Реми стал в конечном счёте, я так до конца и не поняла. Если судить по частоте прибеганий Реми к нему ночью в постель, то кем-то близким, но эта «близость» со стороны Жерла подтверждается лишь косвенно, со слов других дозорных.

Про Брэна могу сказать, что он хороший, но «однокнопочный», т.е. простой. Не запоминается.

Нар на его фоне отметился куда серьёзнее, только жаль его очень. Своего будущего у него не будет. А смотреть, как мучают трёхногих собачек… *хмыкнула* Наверное, я старею. Не могу найти для себя радости в служении кому-то. Мне кажется, что такая любовь иссушает, выедает изнутри до корки и бросает в одиночестве с дырой в груди.

Последний, кого выделю отдельно, это Элизар со своим безумием. Диво хорош как персонаж! Яркий, запоминающийся, страдающий, безумный, живой! Пронёсся в самом начале романа кометой и так до самого конца и не забылся.

 

Послесловие

Раньше я думала, что мне тяжело читать предыдущие версии этого романа, потому что в тексте чрезмерен уровень эмоций. Или потому что язык невероятно красив и одновременно сложен, требует внимательного, вдумчивого чтения. Или потому что событий по роману горстка в начале, а дальше затухающие волны рефлексий и одноглавных происшествий.

Но я во всех случаях ошибалась.

Мне тяжело читать, потому что сам мир с его порядком и строгостью, с его обязанностями и долгом меня убивает. Мне в нём тесно. Я хочу разрушить его до основания и возвести из хаоса что-то новое, основанное не только на порядке, но и на свободе, и любви (не агапе). Так что не исключаю такую возможность, что в продолжении я начну симпатизировать злодеям))))))))))) *улыбнулась* Однако это по-прежнему очень качественный по языку и стилю, грандиозный по задумке и воплощению, психологичный и местами жизнеутверждающий, пусть и безрадостный роман.

Роман при чтении сдирает с тебя кожу до мяса — так всё безысходно и больно в бесконечной череде бед и валящихся на голову неудач, — но пройдя через эту тёрку, на выходе, ты становишься сильнее. Может, взрослеешь вместе с Арманом и Реми. Может, заражаешься главной темой и учишься жить. Просто жить. Даже если кажется порой, что твой мир — тюрьма.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль