Хроники магических войн и революций (Отзыв на цикл романов Эри Крэйн о вселенной Огнедола)
 

Хроники магических войн и революций (Отзыв на цикл романов Эри Крэйн о вселенной Огнедола)

+28
  • Цикл романов о вселенной Огнедола

Мятеж

Наследие

Единство

Пламя Огнедола

 

 

Как вообще на просторах рунета, так и у нас в Мастерской писателей есть много хороших авторов, которые, на мой взгляд, заслуживают куда большего внимания и популярности, чем сейчас имеют. И один из таких авторов, несомненно, Эри Крейн. Цикл ее фэнтези-романов о вселенной Огнедола я и хочу рассмотреть в этой статье. Истории интересные, содержательные, полные приключений и, в тоже время, не лишенные глубокого взгляда на мир вообще, на социальные процессы, в нем происходящие, роль личности в истории и ответственность этой самой личности за историю тоже.  

Но начну, пожалуй, по порядку. И конечно, конечно будут спойлеры. Как без них?

Пояснения для ненавистников спойлеров:

Если совсем ничего не рассказывать, то вместо рецензии будут общие слова — скука смертная. А я все же хочу, чтобы было интересно. Так что я, конечно, постараюсь не раскрывать интриг, но умолчать совсем обо всем вряд ли получится.

В любом случае все сказанное — не истина и не глас автора, а мое читательское восприятие. Другой читатель может увидеть что-то совсем другое.

 

Мир произведений и его фантастическая основа.

Мир романов Эри Крейн мне показался наиболее похожим на мир «Аватара Анга». Да-да, не надо смеяться. Несмотря на то, что «Легенда об Анге» — это детский мультик, мир там очень даже неплохо проработан: со своей внятной системой магии, историей, географией и этникой. Мир Огнедола похож в первую очередь конечно же магией — те же укротители стихий, делящиеся на магов земли, воды, воздуха и огня. Тут нет такого четкого разделения по принципу «каждому племени своя стихия», но тем не менее есть два обособленных социума, созданных стихийниками ради себе подобных — это пещеры магов земли Светлячков и летающие острова магов воздуха. В этих замкнутых обществах — как подарок любителям странных народов — хорошо показана самобытная культура, отличная от культуры остального Огнедола, но плотно связанная с системой магии и преобладающей стихией.

Во вселенной Огнедола, также как и во вселенной Аватара важную мирообразующую роль играет могущественный маг, объединяющий в себе способности укротителя всех четырех стихий. В мире Огнедола это ученый, первый среди людей открывший законы магии и получивший доступ к могуществу. Овладев всеми видами магии в совершенстве, он озадачился построением государства всеобщего благоденствия на бесплодных до этого землях Огнедола, и очень бы в этом преуспел, если бы… Всегда бывает если: во-первых, неограниченное ничем могущество не оказалось непосильной ношей для ограниченного человеческого разума; а во-вторых, народ, получив все самое необходимое, как обычно решил, что кто-то покушается на его священную свободу. В конце концов народ восстал против своего благодетеля и его разумных в общем-то законов, а первый и величайший маг превратился в тирана, а потом и вовсе сошел с ума, из созидателя превратился в разрушителя и остался в истории как Проклятый.

Магам и магии во вселенной Огнедола противостоит церковь и ее воины — рыцари-церковники, обладающие нечеловеческой физической силой, устойчивостью тела ко всякого рода агрессии и способностью регенерировать. Во главе церкви находится воплощение живого божества — Всевидящая Мать. Но одного супермощного войска для победы над укротителями стихий, конечно, было бы недостаточно, если бы на стороне церкви не стояли еще и ментальные маги — люди, обладающие способностями к телепатии и внушению. Всевидящая мать хоть и считается воплощением божества, на деле все же человек, поэтому должна обеспечить сменяемость власти. Для этого каждая из них обязательно имеет двух дочерей: старшую наследницу от отца церковника и младшую, наследующую от своей тетки должность главнокомандующей священным воинством. Отцом главнокомандующей должен быть ментальный маг, чтобы передать дочери свои способности телепатически управлять людьми.

На момент начала первого романа «Мятеж» в Огнедоле безраздельно правит церковь во главе со всевидящей матерью. Укротители стихий считаются потомками Проклятого, виновными во зле по факту рождения. Поэтому каждый проявивший способности к магии, подлежит клеймению и потом — отправке на службу интересам церкви и обычным (не одаренным магией) членам общества. Маги безропотно принимают такой порядок вещей, больше того, есть даже такие, которые сами служат церкви и во имя ее порядков охотятся за своими братьями-магами, которые против этих порядков выступают.

И тут начинаются действия первого романа цикла.

 

 

Теперь, пожалуй, перейдем непосредственно к романам.

Для себя я весь цикл разделил так: трилогия Мятеж-Наследие-Единство — это одно целое, эпик: история великой революции и установления более-менее справедливого общества в Огнедоле. Для меня эта трилогия значительно выше последнего романа по содержанию, потому что она действительно рассказывает о революционной смене общественного стоя. В этих книгах помимо просто приключений довольно много серьезных социальных вопросов и размышлений.

Четвертый же роман — Пламя Огнедола — стоит явно особняком. И время там другое — через 60 лет после первых трех, и герои уже другие, и сама история больше героика. Там упор именно на приключения и на личный героизм некоторых персонажей, особенно одного, пожертвовавшего жизнь свою благу отечества, а смерть — благу семьи. С точки зрения глубины подходов роман попроще предыдущих, как мне кажется, но зато он яркий, динамичный и красиво завершает все судьбы героев трилогии и уже не оставляет никаких вопросов.

 

Трилогия Мятеж-Наследие-Единство: подробнее

Главные герои трилогии.

Фьорд — юноша девятнадцати лет, маг огня, отступник и бунтовщик.

Фьорд — один из любимых мной персонажей цикла и однозначно любимейший в первой книге. Он резкий, взрывной, часто действует быстрее, чем думает, часто нетерпим к ближним и несговорчив. Из-за этих своих качеств нередко попадает в переделки и втягивает в них окружающих. Фьорд может подвергнуть опасности того, кого брался защищать, но только по горячности или недомыслию, сам же он — прямой, честный человек, верный друг и преданный делу соратник. Мальчишка, одним словом.

Мелисса — девочка четырнадцати — пятнадцати лет, маг земли из светлячков.

Мелисса — девушка, на которой хочется жениться: хорошенькая, нежная и добрая, верное сердечко. Она не блещет особенными талантами, зато по-женски богата теплотой и природной мудростью.

Оника — девушка, по возрасту чуть младше Фьорда (семнадцать лет, что ли?), маг воды и воздуха, аристократка.

Оника не помнит родителей, воспитывалась в провинциальном городишке доме деда и бабки, по меркам провинции — видной знати и богачей. Когда-то ее дед с бабкой занимали значительное место в обществе, но удалились в глушь, чтобы в тайне от властей воспитать внучку-мага. Оника умная и хитрая девчонка, интеллект которой отточен хорошим домашним образованием. С детства привыкшая врать и изворачиваться, она — персонаж, от которого не знаешь, чего ждать. У Оники тысяча тайн, загадок и скелетов по шкафам. В то же время она благородна, ответственна и, пожалуй, единственная из всех обладает настоящим государственным умом. Поначалу она на вторых ролях, но именно Онику я бы назвал самым главным героем всего цикла. Отличительная черта — разноцветные глаза.

Люфир — воспитанник Фардна, командора ордена смиренных (магов на службе церкви), магический лучник, по возрасту чуть старше Фьорда.

Люфир стол же красив, сколь отвратителен характером: злобный зануда и гордец с кучей детских комплексов, которые он не стесняясь вымещает на окружающих. весь первый роман он страшно бесит, вплоть до желания вообще перестать про него читать. В других историях, когда появляется возможность узнать его лучше, становится понятно, что Люфир — настоящий светлый рыцарь без страха и упрека, именно тот герой, который не признает никаких компромиссов со злом, никакого морального релятивизма, при этом в любой миг готовый на абсолютное самопожертвование. И да, он — некромант. Его магия не названа так в романе, но именно этим она является по факту: использованием умерших в собственных целях. Так что если хотите посмотреть на светлого мага смерти, то вот это как раз он и есть.

Кристар — брат-близнец Оники, воспитанный Всевидящей матерью.

Отличается от Оники во всем абсолютно. Кристар — образец любимого ребенка. Он добр, великодушен, справедлив, истинно-любознателен и умеет мечтать. В общем, Кристар абсолютно хорош во всем, кроме одного: выросший в любви и неге, он абсолютно не знает реальной жизни.

Но, как это бывает с воспитанными в любви, при столкновении с реальностью Кристар меняет некоторые мнения, но не изменяется сам и не изменяет своим истинным принципам.

Еще, пожалуй, Зоревар… но о нем я мало что могу сказать. Только то, что он — воин церкви, верный друг Кристара и вообще хороший парень.

И последний из героев первого плана — Фардн Сапфировая маска — загадочный командор Смиренных, ничего про него неизвестно.

Фардн — загадка и темная личность, не снимающая с лица маски из зеленого сапфира. Он один из сильнейших магов своего времени, слуга Всевидящей матери, для собратьев-магов проклятый предатель. Единственный, к кому привязан Сапфировая маска — это его воспитанник.

Надо сказать, что Эри Крейн пишет довольно сдержанно, почти сухо с точки зрения эмоциональности. Понравится тем, кто вообще не терпит никаких психологически-рефлексивных соплей в фэнтези, а на мой взгляд, можно бы и побольше этого дела, конечно. Но в то же время, если внимательно следить за текстом и не пренебрегать подтекстами, про личные драмы и трагедии персонажей можно узнать довольно много. И с учетом этого смею утверждать, что все персонажи прописаны достоверно, а главные так еще и глубоко и интересно.

Но вернемся к «Мятежу» и его сюжету.

 

 

Сюжет и идеи, тексты и подтексты.

Первый роман тетралогии рассказывает о том, как юноша Фьорд, сбежавший из дома, чтобы, как маг, не получить на лоб клеймо проклятого и не отправиться на принудительные работы. Фьорд свободолюбив и возмущен несправедливостью в отношении магов, он ищет бунтовщиков, борцов с системой, чтобы присоединиться к ним. В пути он встречает Мелиссу, потом Онику, и втроем они находят бунтарей. Влившись в ряды восставших наши герои участвуют в подготовке, а потом в осуществлении мятежа.

Мятеж удался, дворец Всевидящей матери обрушился и похоронил под обломками глав церкви вместе с могуществом церковников. Маги победили и свободны. Что делать дальше?

Это сюжет, верхний слой истории. О чем же он, какие темы и идеи затрагивает?

А вот какие.

На идейном уровне это — роман о революции. О том, что приводит людей в стан борцов с системой, какие потери и притеснения не сможет вынести даже самый лояльный, чтобы не восстать. И, напротив, что нужно сделать, чтобы человек предал.

А еще о том, как готовятся и как осуществляются бунты, о том, чем за это приходится платить организаторам, о светлом пафосе, героизме и грязной изнанке революций. И опять о героизме применить все-таки грязные методы и все-таки победить. Или о героизме от них отказаться. О людях, которые поступают так или иначе, и почему они это делают: ради чего хранят верность и ради кого предают.

 

Надо сказать, что роман «Мятеж» я считаю технически самым слабым из четырех. Оно и естественно: это начало. Предположу, что у Эри Крэйн было не так много опыта, когда она начинала. В следующих романах, как в стилистике, так и в построении композиции, чувствуется куда более набирая, мастеровитая рука. Идейно же и по смыслу роман вполне себе качественное начало трилогии. Это я к тому, что если кому-то начало покажется не особо интересным — не спешите бросать. Не распробовав, вы можете отказаться от стоящей истории.

 

Два следующих, «Наследие» и «Единство» на мой вкус лучшие.

В романе «Наследие» революция свершилась. Что дальше? Наши герои пытаются строить государство, но ситуация выходит из под контроля. Настрадавшиеся за время притеснения маги, бросаются мстить своим обидчикам и только подтверждают этим репутацию проклятых злодеев. Остатки войск церкви и простые люди без дара ополчаются против них. Вспыхивает гражданская война.

Заметив, что Огнедол раздирают междоусобицы, жадные до ресурсов соседи начинают интервенцию…

Третий роман, «Единство» — это история под лозунгом «Мы пойдем другим путем».

Осознав, что бунт и слом государства неминуемо ведет к краху страны и ничем не оправданным гигантским человеческим жертвам, Оника предпринимает отчаянный шаг: она пытается объединить церковников и магов. В этом ей помогает общий враг, грозящий опустошить земли Огнедола.

Таким образом в трилогии автор обыгрывает, перерабатывает свои мысли и чувства по поводу революции, гражданской войны и государственного строительства, пытается решить проблему построения справедливого государства и выработать для этого какие-то принципы. Мир фэнтезийный, но, честное слово, в этом плане фант.допущениея никак не делают ситуацию дальше от реальности, напротив, позволяют только усилить и обострить конфликты, сделать их более яркими и понятными, позволить тем, кто в реальности находится внутри подобной ситуации, через роман посмотреть как-бы снаружи, свысока объективности, и понять как свои ошибки, так и тщетность некоторых общепринятых методов. Тут, я считаю, Эри Крэйн большой-большой молодец. Эти романы однозначно полезно почитать, чтобы глянуть на себя в зеркало, и не только совсем молодым людям.

 

 

И еще несколько слов о последнем романе, «Пламя Огнедола»

Тут долго задерживаться не буду, потому что и так уже отзыв слишком длинный (кто бы это читал еще). И потому что этот роман слишком приключенческий. Тут даже о героях рассказать — и то сразу большой спойлер. Поэтому… тут я поругаюсь ))

Основной недостаток Эри как писателя — это, пожалуй, излишняя эмоциональная сдержанность. И если в первых трех романах мне это так сильно не мешало — я все равно успел сжиться с героями и проникнуться эмпатией. Потому что там и текста втрое больше, и эмоции персонажей ровнее, более постоянные. Там основной упор идет на социальный конфликт и внутренние конфликты персонажей по поводу ситуации именно социальной.

А тут очень важна психология, более тонкие и разнообразные межличностные отношения. Тут мне бы хотелось побольше рефлексии, ото всех персонажей, а особенно от Райза, конечно. Но и Гериалу, и Даре не мешало бы быть более открытыми. Кирай, пожалуй, единственный меня в этом плане удовлетворяет.

Такие дела…

 

Но… несмотря на все замечания, романы к прочтению настоятельно рекомендую.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль