Из Нового света [2012]
From the New World
Shinsekai yori
Производство: Япония
Жанр: приключения, фэнтези, драма
Тип: ТВ (25 эп.), 25 мин.
Выпуск: c 29.09.2012 по 23.03.2013
Режиссёр: Исихама Масаси
Автор оригинала: Киси Юсукэ
Публика забыла, за что она любит аниме. Нормальная взрослая думающая публика. Речь не о задротах, фапающих на девочек-волшебниц/сестричек/сиськи/труселя. Речь не о фудзёси, строчащих слешные фики на всяческого рода бишей. Нет, речь о публике с мозгами, которая всегда выискивала среди мегатонн фансервисных поделок вещи стоящие, глубокие, осмысленные и… «чтобы по мозгам шандарах!». Нет, я, конечно, понимаю, что можно найти «глубинные смыслы» в «Эльфийской песне» и отголоски интеллекта в Шане (я это сказал? Повесьте меня, а лучше сожгите), можно развлекаться СПГС-ом в различных школьных трагикомедиях и различать характеры по цвету трусов. Можно сколь угодно жевать вторичность штампованных героев и сюжетов, выискивая, кто же первоисточник, а кто жалкий плагер, не слезающий с коммерческого конька. Цундырки и яндырки, и прочие -дырки, ояши, превозмогатели, мега-тру-герои с трагишным прошлым. Уж тыщу раз в различных вариантах. И на самом деле неважно, как удачно обыграли ту или иную кальку, насколько выпендрился режиссер, пытаясь слепить пулю из фекалий. Коммерческий шлак остаётся коммерческим шлаком. Естественно, литература и кинематограф демонстрируют такую же пустопорожнюю унылость, а раз само аниме вторично в отношении вышеперечисленных, то и оно гниёт в ту же сторону. Но иногда случаются проблески. Чем дальше, тем реже, но всё ещё случаются. И в литературе, и в кинематографе. И в аниме, конечно же. Жаль, что публика с окуклившимися уже от мишуры мозгами не всегда в состоянии заметить. Тем не менее, есть вещи, которые не заметить крайне сложно.
«Из нового света». Это аниме не стало взрывом или хитом сезона. Естественно, но получило свою публику и отклик, местами восторженный, местами критический, местами непонимающий. Не сказать, чтобы данный тайтл прошёл совсем уж незамеченным, но и резонанса того же Штайнера или Маддоки не поимел. А вещь на три головы выше. Не по игре, не по манге, не по оригинальному сюжету и даже не по ранобе. «Из нового света» — книга. Настоящий роман, а не «лайт-новелла» (ранобе).
Повествование стартует с момента, когда главным героям по 12 лет, а завершается, когда по 26. Сама история разделена на три части по ключевым событиям. В итоге получается довольно ёмкий промежуток времени, за который зритель может составить своё мнение не только о героях, но и об обществе. И само общество далеко не второстепенный персонаж.
Далёкое будущее. Можно даже сказать, очень далёкое будущее. И… никакой техногенности. Научившись пользоваться такими силами, как телекинез, новые псионики вернулись к весьма упрощённому быту, сравнимому с сельским конца девятнадцатого — начала двадцатого века. Естественно, идеализированный вариант, поскольку в обществе псиоников нет ни лишений, ни тяжелого труда, неурожаев, войн, пожаров… своеобразный вариант «потёмкинских деревень» на японский лад,. Только они не на показ (а некому показывать), а действительно так живут в своих чистеньких ухоженных деревеньках с уютными дорожками, красивыми каналами и пряничными домиками. Идиллия. Такая, что мороз по коже. Убийство человека — самый страшный грех. Расплата последует незамедлительно. Без суда и следствия. Если человек поднимет руку на другого человека, то сам незамедлительно умрёт — внутренний механизм псиоников. Поэтому нет никакой преступности, противостояний, конфликтов. Похоже на утопию. Только… это антиутопия. Причём такая, что пробирает до костей.
Тревожная нота стартует вместе с первой серией, иногда поднимается выше, надрывая нервы и слуховые перепонки, иногда спускается ниже, заставляя неприятно передергивать плечами и замирать в ожидании. Но не отпускает ни на секунду, не даёт перевести дыхание. И где-то фоном, недоступным зрению, скребёт железом по стеклу. Поэтому не веришь в местами проскакивающую на экране идиллию. Не веришь этому эллегийному миру. Зато веришь внутреннему чувству тревоги, и оно не обманывает, разбивая одну надежду за другой, разбивая вдребезги даже саму мысль о том, что здесь хоть что-то может быть хорошо, что здесь хоть что-то может хорошо закончится. Грамотный, тонко сработанный психологический триллер.
Сюжет непредсказуем. И даже если в сцене А понятно, что персонаж «Б» убьёт персонажа «Т», то всё равно непонятно и бесполезно предугадывать, зачем он это сделает и почему, и какую выгоду поимеет. Я говорил, что в этом мире запрещены убийства? Да, запрещены. Тем не менее, смертей, и именно убийств, там более чем предостаточно. Сюжетные ключи густо раскиданы и размазаны тонким слоем по всему повествованию. Это не детектив, поэтому не будет тщательных расследований и дедукции, но ближе к финалу мозаика начнёт складываться. И уже повзрослевшая главная героиня поймёт, в какую ловушку она угодила со своими друзьями, когда им было по 12 лет. Нет, это не аукнулось лишь во взрослой жизни. Линия интриги росла и ширилась, и обрастала новыми ключами все годы, что были между. По большому счёту, нет никакого смысла и никакой возможности пытаться пересказать сюжет. Слишком неоднозначно и многослойно, и слишком много тех же ключей и маленьких, но важных событий. И ошибок.
Персонажи. Наверное, здесь нет того, что принято называть развитием или взрослением персонажа, проходящего череду событий (я даже приключениями это не могу назвать, потому что приключения — что-то хоть малость позитивное), переживающего драмы и трагедии. Нет, к концу истории персонажи не остались детишками во взрослом теле. Дело в том, что они изначально не были детьми в том смысле, в котором принято считать. Нет, это не гении и суперумники. Просто они изначально цельные, взрослые какие-то. Та самая взрослость, которая незаметна и не раздражает. Не показная мудрость, но внутренняя. А ещё… они не знали правду этого мира. И не познали её в разрезе пережитого и пройденного. Правда, грязная и мерзкая, голая болезненная правда обрушилась на взрослую Саки (и на зрителей) уже в самом финале.
«Из нового света» — вещь сложная и неоднозначная. И не надо искать там аллюзий и глубинных смыслов. Там всё на поверхности. Стоит заметить, что этот тайтл рассчитан исключительно на взрослую публику. И дело даже не в жестокости многих сцен и не в бисексуальности персонажей. Дело в заложенной идее и самой канве повествования. Детям такое просто неинтересно. Это взрослое кино, просто его нарисовали.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.