Обещанного три года, но всё-таки ждут. Так что сегодня в эфире — Рихард Вагнер.
Ещё при жизни Вагнер расколол мир на две половины: тех, кто его боготворил, и тех, кто его ненавидел. Среднего не давалось.
По отзывам современников Вагнер был личностью, мягко говоря, не очень приятной: ярый антисемит (наотрез отказывавший в исполнении своих опер дирижёрам-евреям), жуткий расточитель, страшный гордец, обрушивавшийся на всех своих коллег (таких, как Россини или Верди) с обвинениями в том, что их музыка является «засахаренной скукой», он страдал принципиальным пренебрежением моралью и угрызениями совести. Вагнер увел у своего друга, дирижёра фон Бюлова, его жену; отобрал у архитектора Земпера его проект оперы в Мюнхене, без согласия автора воплотив его в жизнь в Байройте; пользуясь расположением короля Баварии Людвига Второго (бывшим, к сожалению, не от мира сего), пытался управлять государством — что выходило у него весьма скверно… В конце концов даже Ницше отрёкся от их давней дружбы, заявив, что Вагнер недостоин умереть в своей гостиной: такие, как он, заслуживают только смерти в тюрьме. При всём этом Вагнер при финансовой поддержке вышеупомянутого Людвига Второго построил вышеупомянутый оперный театр в Байройте — и стал единственным композитором в истории музыки, получившим в распоряжение собственный оперный театр, где, согласно завещанию, можно ставить только его собственные оперы. Создаётся впечатление, что Вагнер принципиально «шёл по трупам», пренебрегая всеми нормами поведения порядочного человека: главное, он воплотил в жизнь свои мечты — а сколько голов при этом полетело…
Впрочем, оставим в покое человеческую сучщность Вагнера и перейдём к его творчеству. Полностью опровергая утверждение Пушкина о том, что «гений и злодейство — две вещи несовместные», Вагнер явился блестящим оперным реформатором. Ему принадлежат принципиально новые гармонии (в частности знаменитый «Тристанов аккорд»), введение таких понятий, как «вагнеровское сопрано» или «вагнеровский баритон» и два оперных нововведения: лейтмотивное строение и так называемая «бесконечная мелодия». Лейтмотив — музыкальная тема, связанная с повторяющимся сюжетным элементом или персонажем (то есть появление одного персонажа постоянно сопровождается одной темой); а «бесконечная мелодия» — слияние целого оперного акта в одно непрерывное действо, где нет чётких разделений между ариями, дуэтами или речитативами. Эти принципы стали широко использоваться другими композиторами. Вагнер считал оперу «драмой будущего» и утверждал, что сейчас композиторы априори неспособны создать «настоящую оперу»: с минимумом театральности и максимум жизненности плюс зрелищности. Правда, он предпринял для этого первые шаги: в частности, в своём театре первым стал гасить свет в зале во время представления, а также спрятал оркестровую яму под сцену, считая, что музыка должна быть лишь фоном к происходящему действу. В принципе, под идеалы Вагнера подпадают современные саундтреки к фильмам. Интересно, что бы сказал он сам…
Кстати, Вагнер был, в общем-то, композитором-фэнтезистом: он считал эпос наиболее подходящим сюжетом для оперы. Так что почти все его оперы написаны на фантастические сюжеты, где действуют боги, русалки, великаны, призраки и иже с ними.
Также Вагнер страдал неискоренимым гигантизмом: своё «Кольцо Нибелунгов» он смог уместить лишь в тетралогию. Нечего говорить о том, что ему принадлежат самые длинные в истории музыки арии и дуэты. Закончить лирическое вступление можно отрывком из Пратчетта, в своём «Пятом Элефанте» прошедшегося по Вагнеру блестящей пародией:
– Сэм! – окликнула госпожа Сибилла, шествуя сквозь толпу. – Тут будут давать «Кровавый Топор и Железный Молот»! Чудесно, правда?
– Э…
– Это опера, сэр, – прошептала Шелли. – Часть Кобольдского цикла. Наша история. Каждый гном знает ее наизусть.
– В пансионе для благородных девиц я исполняла партию Железного Молота, – поведала госпожа Сибилла. – Конечно, мы давали не полную, пятинедельную версию, а сокращенную…
Терри Пратчетт
Ну, а теперь — музыка.
Извиняюсь за возможную «попсовость», но порой всем известное и является самым лучшим…
Свадебный Хор из оперы «Лоэнгрин».
Увертюра к опере «Тристан и Изольда» (начинается с разрешения знаменитого «Тристанова аккорда»...).
Похоронный Марш на смерть главного героя Зигфрида из оперы «Гибель Богов» (последней в цикле «Кольцо Нибелунгов»).
Увертюра к опере «Парсифаль», последней опере Вагнера — являющейся предысторией «Лоэнгрина».
А это я даже представлять не буду. Скажу только, что оно из оперы «Валькирия», являющейся в «Кольце» второй…
До встречи в эфире!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.