Беседовали Ула Сенкович, Тигра Тиа.
— В 2008 году в серии «Артефакт-детектив» издательства «Эксмо» вышли сразу пять Ваших книг. На данный момент издано уже восемнадцать под псевдонимом Екатерина Лесина. В издательстве «Шико» на данный момент вышли две Ваших книги, одна под псевдонимом Антон Лик (соавтор — Евгений Данилов) «Смерть ничего не решает» и «Заговор кукол» под Вашим настоящим именем Екатерина Насута. Еще изданы два рассказа в сборниках.
Как давно Вы начали писать? Расскажите немного о первой книге и о том, как она была издана.
— Писать я начала в году 2005… или 2004? В общем, к 2005 я написала первую книгу. Конечно, гениальную. По-моему, первые книги только такими и бывают. Выбравшись в сеть, я узнала, что книгу можно издать. Только надо добавить объема, поскольку в ней было лишь 5 авторских.
А объем — разве это проблема для молодого и талантливого автора? Руки так и тянуло к клавиатуре. Дописав, я книгу разослала. Получила ответ и предложение от издательства «Олимп». Заключила договор. И стала ждать издания… а пока ждала — написала еще две книги. Издания так и не дождалась. К счастью.
Первая проба пера — это именно проба. И первая. Со всеми вытекающими.
— «Олимп» так и не отозвался? Если я правильно поняла, Вы отослали книгу в другое издательство? Та первая гениальная книга была издана?
— Не отозвался. А книгу я никуда не отправляла. Храню, как памятник авторской самоуверенности. Когда начинает казаться, что я очень хорошо пишу, то открываю файл и перечитываю. Полезно.
— Настолько она плоха?
— О! Юмористический детектив от первого лица, с двумя-тремя «я» в каждом предложении, неуклюжими шутками и полным отсутствием логики.
— Какая по счету книга оказалась достойной печати?
— Четвертая.
— Идея издать первую книгу возникла сразу? Что послужило толчком, чтобы отправить рукопись в издательство?
— Самоуверенность. Если книга гениальна, то ее обязательно должны издать.
Все, происходившее дальше, было болезненно для самолюбия, но крайне полезно с точки зрения опыта и стимула развиваться.
Когда стало ясно, что первая книга не будет издана, я попыталась достучаться до издательств с другими. История повторилась. Заключенный контракт. Мое ожидание. И разрыв отношений — серия закрыта, книга издана не будет.
Очередной круг писем. Ожидание. Отказы.
И потом пришло предложение от издательства «Эксмо», с которым я сотрудничаю до сих пор.
— Какие издательства еще отказали? Первая попытка публикации была в 2005 г., напечатали книгу — в 2008 г.
— Ну… список большой. «АСТ» — очень долго рассматривали рукопись, но потом отказали. «Армада». «Олма». Я уже и не упомню всех. Важнее, не кто отказал, а кто согласился.
— Почему пишете? Что дает именно такой вид творчества?
— Пишу потому, что хочется писать. Болезненная тяга к созданию миров, людей и ситуаций. А получаю я огромное удовольствие от процесса. Потребность. Кому-то нужно строить кораблики из дерева, кому-то создавать шарнирных кукол, а кому-то — книги писать.
— Такое количество написанных книг — это уже не хобби, а профессионализм. Вы работаете, получили степень магистра биологических наук и издали за 4 года — 21 книгу. Сколько у Вас часов в сутках?
— Двадцать четрыре часа. И поспать я люблю. И покушать вкусно тоже. На деле вопрос в расписании и распределении времени. Если садишься работать, то сидишь и работаешь. Очень много времени крадет сеть, просмотры форумов, форумчиков, треп в аське и скайпе, куча мелких и ненужных телодвижений. А чтобы писать много, надо просто писать регулярно.
— Все же сколько времени, дней, месяцев уходит на создание книги?
- Гм… считайте. 10 тыс. в день. Минус выходные (я все-таки отдыхаю). Объем — 13 авторских. Обычно вылетаю за границы объема на 20-30 тыс. Приходится резать. Ну и сверху 2-3 недели на правку. Иногда больше. Параллельно — сбор интересного материала для следующей книги. Вот как-то так.
— Пробую подсчитать, допустим — 1 а.л. — 4 дня, месяц — 5 а.л. и книга с правкой — 3 месяца. Как-то слишком быстро получается.
— Это кажется, что быстро. На самом деле вопрос привычки к работе. Когда ты знаешь, о чем писать и как, то остается сесть и писать… а потом править, править… Написать — малая часть работы.
— Какой жанр нравится больше и почему?
— Нравится жанр романа. Места много. Есть где развернуться.
А вот с рассказами сложнее. Но я учусь.
— Вы пишите детективы, фантастику, фэнтези. Почему именно такой выбор жанров, смешиваются ли эти жанры в Ваших произведениях?
— Выбор определяется единственно желанием. Изначально появилось желание написать детектив, но затем на поле условного реализма стало тесно. Фантастика открывает миры. Какие — вопрос другой. Что до пересечения и смешения, то нереальное всегда проникает в реальный мир. А хорошая интрига украсит и фантастику, и любовный роман.
— В каком жанре легче писать и почему?
— Легче писать… все сложнее. Детектив оперирует понятиями реального мира, здесь нет нужды объяснять, что такое телефон, как устроен поезд и многое, многое другое. Мы живем в этом мире. Мы его знаем в большей или меньшей степени. И автор может не отвлекаться на описание реалий.
А вот мир фантастический создается с нуля. И достоверность его зависит от того, насколько ответственно автор подходит к сотворению собственной вселенной. Ограничивается ли он красивым рисунком карты и десятком свежеизобретенных терминов, или же решается копнуть чуть глубже.
— Какие книги на Ваш взгляд сегодня более востребованы издательствами?
— Пока более востребованы детективы.
— Договор с издательством. Что бы Вы посоветовали?
— Внимательно читать. Наверное, больше ничего. А дальше — каждый решает сам, подходят ли ему условия. Подписание контракта еще не гарантирует издания книги. Как издание — не гарантирует выплаты гонорара. Часто бывает, что автор, пребывая в состоянии эйфории от грядущей публикации (воображение рисует тиражи, деньги и всемирную славу), подписывает договор, не читая. А если и прочтет, то вряд ли озаботится поиском информации о своем деловом партнере. Меж тем, репутация — важный фактор.
— Расскажите немного о себе — литературный опыт, профессия, любимые занятия.
— Профессия — лаборант. Хранитель гербария. Преподаватель кафедры ботаники.
Хобби — пытаюсь освоить кулинарию, интерьерную игрушку и разведение орхидей. Все — с переменным успехом.
— Как Вы учились писать? Помогал кто-нибудь в сети или в реале?
— Училась на собственных ошибках. Писала. Перечитывала. Читала книги. Пыталась анализировать, понять, почему та или иная книга мне не по вкусу, чем не нравится. Или чем нравится. Пробовала применять чужие приемы в своих текстах. Правила.
Весьма помогали статьи по литературному мастерству. Сложно переоценить опыт, полученный на романном семинаре «Партенит». Неделя плотной работы, общение с коллегами, дотошный подробный разбор романа… В общем, реклама.
Но в любом случае, все зависит от желания учиться. Кто хочет — найдет способ. Кто не хочет — найдет причину.
— Как к Вашим первым попыткам писать художественную прозу отнеслись близкие?
— Ну я особо не распространялась. Маме сказала, лишь подписав первый контракт. Муж был в курсе, он относился к происходящему как к хобби. Впрочем, и я сама тоже.
— Знают ли студенты и преподаватели Вашего университета, что с ними рядом работает восходящая звезда отечественного детектива?
— Знают. Но на работе это никак не сказывается.
— У Вас издана книга под псевдонимом — Антон Лик (соавторский псевдоним, соавтор — Евгений Данилов). Что значит «работать в соавторстве», как пишете книгу?
— Хорошо работаем. Главное, найти своего соавтора. А остальное — дело техники. Львиную долю времени занимает не написание книги, а обсуждение ее, согласование идеи, темы, каких-то технических моментов. Отдельным пунктом — проработка главных героев. Мира. В общем, есть на чем развернуться.
Каждый пишет по куску. Потом — обмен и правка. И снова — обмен и правка. Бывает, что в эпизоде пропускается часть. К примеру, соавтор пишет реплики героев, я — атрибуцию диалога, фон, действия. Или я подхожу к сцене боя, пропускаю ее и продолжаю после. Соавтор заполняет пробелы. Но здесь действительно важно доверять партнеру.
— В издательстве «Снежный ком» вышел сборник рассказов "Фантум 2012. Локальный экстремум". В нем представлен рассказ «Плагин» Антона Лика. Не раз приходилось слышать, что напечатать рассказ в наши дни практически невозможно. Расскажите, как составляются сборники.
— Помог случай. Глеб Гусаков, составитель сборника, был судьей на дуэли, для которой мы и написали рассказ. Рассказ Глебу пришелся по вкусу.
Что до издания рассказов в принципе, то вариантов несколько.
Первый — журналы. Их довольно много. У каждого — свои требования, условия, впрочем, как и у издательств.
Второй — антологии. Время от времени в сети появляется информация «нужны рассказы для сборника...».
В остальном — то же, что и с романами. Автор сам ищет издателя.
— Вы стали серебряным лауреатом литературного конкурса «Золотое перо Руси-2008» в номинации проза. Рассказ «Котофеерия». Чудесная история о фее, снах и реальности. В номинации было представлено 569 человек. Изменилось ли для Вас что-нибудь после этой победы?
— Да. Теперь у меня есть фарфоровая статуэтка и грамота )
— Агата Кристи на вопрос, где она берет сюжеты для своих романов, ответила: «Самые лучшие идеи приходят ко мне тогда, когда я начинаю мыть посуду. Это настолько скучное и неблагодарное занятие, что мысли об убийстве возникают сами собой». Вы целый день на работе, читаете лекции, семья, дом, что провоцирует Вас на криминальный сюжет?
— С одной стороны у меня имеется посудомоечная машина, с другой — в хозяйстве множество других столь же скучных и неблагодарных занятий. К примеру, чистка картошки… На самом деле вопрос не в криминале, а в интриге, в загадке, которую можно сначала построить, потом разгадать. Такие шашки с самой собой.
— Над каким проектом работаете сейчас?
— Сейчас над очередным детективом из серии «Артефакт».
И параллельно, надеюсь, возобновим работу над соавторским проектом.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.