Игра Эндера / Ender's Game
 
Бука

Игра Эндера / Ender's Game

8 ноября 2013, 18:01 /
+24

Все сводится к одному: вместе с настоящим пониманием, позволяющим победить врага, приходит любовь к нему.

 

Эндер Виггин

 

В 1985 году Орсон Скотт Кард написал прекрасную книгу «Игра Эндера». В своё время Мааэринн написал на неё отличную рецензию (которую я до книги и фильма читать не советую, потому как там рассказан весь сюжет от начала до конца, а катарсис достигается именно при эффекте неожиданности от концовки — которая там действительно неожиданная, поверьте). 24 октября 2013 года состоялась премьера экранизации этой самой книги. А я сегодня уже второй раз вернулась из кинотеатра с просмотра этой экранизации. И, поскольку лучше Эра о книге мне не сказать, то расскажу о фильме. И хоть я под огромным впечатлением, буду не слишком многословна — дабы, опять-таки, не спойлерить.

Итак, повторю для начала самое банальное: сюжетную завязку. 2135 год. Человечество лишь чудом пережило вторжение армии инопланетян, прозванных жукерами. Второго вторжения люди не выдержат; и, чтобы победить в грядущей войне, решено создать военную школу для детей. Особых, естественно. Талантливых, если не сказать гениальных. Туда-то и отправляется Эндрю Виггин, он же Эндер («Тот, кто заканчивает» в переводе с английского), тихий и чрезвычайно умный тринадцатилетний мальчик. Командование школы ставит на него все: Эндер должен возглавить флот и навсегда избавить человечество от угрозы. И пусть он не первый — но станет последним…  

Сразу оговорюсь: упоротым фанатам книги лучше на фильм не ходить. Потому что такую книгу, как «Игра Эндера», невозможно уместить в два часа. Годы, потраченные на обучение Эндера, обратились в месяцы, а некоторые сюжетные линии полностью вырезали. Но главное — собственно, Эндер — нисколько не пострадало. А в чем-то в сравнении с книгой даже выиграло; и поскольку сценарий писал сам Орсон Скотт Кард (вместе с оскароносным режиссером фильма Гэвином Худом), я не сомневаюсь, что это было его решение — немного по-другому расставить акценты.

Потому что фильм целиком и полностью посвящен истории Эндера. Третьего сына, который родился лишь с разрешения властей, потому что более двух детей иметь воспрещалось. Он был рождён под проект; и в фильме он сражается даже не ради своей страны, не ради близких — потому что из действительно близких у него одна только сестра, которая не хочет, чтобы он продолжал сражаться, потому что это спасает Землю, но разрушает самого Эндера. Нет, Эндер Виггин сражается, потому что рожден для этого. Осознание своего предназначения — и никакого голливудского пафоса в духе «сегодня мы сразимся за все, что мы любим на этой славной земле». За что создателям фильма мой низкий поклон.

Фильм посвящен Эндеру — и борьбе с внутренними демонами. Потому что здесь это обозначено четче, чем в романе. Борьба с убийцей внутри себя. Но как сохранить чистоту души, если от тебя ждут уничтожения целой цивилизации? Если тебя целенаправленно учат убивать?

А ведь Эндеру это удается. Пройти через маленький ад, совсем не предназначенный для детей — и остаться… милосердным. К друзьям и врагам. К сильным и слабым. И обыденная мораль «возлюби врага» в его исполнении выглядит поразительно просто, реально и искренне. Со всей искренностью ребёнка. Ведь это слова Эндера вынесли в эпиграф фильма (а я — в эпиграф этого отзыва); и сказал это ребёнок, которому пришлось куда тяжелее, чем любому из его товарищей. Потому что на него изначально делали ставки — и чтобы воспитать нового Наполеона, наставники не гнушались никакими методами. В частности, заставить Эндера понять, что он абсолютно один. И что ему никто никогда не поможет.

Эндер бесконечно одинок. Да, в фильме, в отличие от книги, у него завязываются дружеские отношения с товарищами по школе — но по-настоящему его понимает только сестра. Сестра, которая осталась где-то там, на далекой Земле. И создатели фильма сделали почти невозможное: они передали атмосферу. То чувство одиночества и печали, которое живет в душе Эндера. Это не высказано прямым текстом — но это видится в красках, музыке, игре прекрасного и хрупкого Эйсы Баттерфилда, восхитительно воплотившего экранного Эндера (ах, эти голубые глаза!). И даже выйдя из кинотеатра, ты несешь в себе это чувство. Отчасти, быть может, гнетущее — но которое заставляет тебя о чем-то задуматься. И сделать какие-то — скорее всего, правильные — выводы. По крайней мере, я после первого просмотра два дня ходила под впечатлением… а на третий купила билет и посмотрела фильм ещё раз. И, быть может, даже ещё схожу.

Фильм, по моему скромному мнению, восхитителен. Картинкой — безусловно: и земные, и космические просторы прекрасны, а боевые сцены пробирали меня до мурашек. Одно то, как поставили финальные игры Эндера, когда он стоит в центре трёхмерной проекции поля боя и с вдохновенной сдержанностью дирижирует своими подчиненными… Актерами — и взрослыми, и детьми, потому что все вписались в образы и справились на «ура» (кроме разве что Бонзо Мадрида, но Бог с ним): то, что не сказано вслух, легко читается в их глазах (ещё бы, когда помимо покорившего меня Баттерфилда и прекрасной Эбигейл Бреслин там играют такие мастодонты, как Харрисон Форд, Бен Кингсли и Виола Дэвис). Саундтреком — который отчасти, наверное, и доводил меня до мурашек (особенно щемящими, пронзительными нотками главной темы). Динамикой — потому что два часа пролетают абсолютно незаметно. И, конечно же, той самой атмосферой: потому что сейчас очень редки те фильмы, которые оставляют после себя такое сильное впечатление — и след в душе.

(Единственное что: дубляж — зло. Невыразительный голос Эндера очень раздражал. И я даже не говорю о неправильной расстановке акцентов, вроде превращения книжной фразы «голос тех, кого нет» в топорное «голос мёртвых» — но порой я по губам видела, как перевирают оригинал. Так что очень жду этого оригинала с сабами.)

Да, книжку исказили. Да, в ней был другой итог и, может, даже немного другие идеи — но черт с ним, с искажением! Потому что повторюсь: фильм вышел восхитительным. Без всяких. И очень жаль, что в зале сидело так мало людей, а в отзывах редко встретишь восторг: фанаты книги чаще всего недовольны относительной вольностью экранизации, а те, кто не читали книгу, идут всей семьёй на «кино про детишек» — а получают нечто более серьёзное и возмущенно пишут про помесь «Гарри Поттера» со «Звёздным Десантом». И очень жаль, что второй «Тор», скорее всего, не даст «Эндеру» собрать приличную кассу — потому что на него куда сподручнее идти с попкорном и не напрягаться во время просмотра. Но самое главное, что этот фильм сняли — и я знаю, что я буду его пересматривать. Так же, как перечитывала книгу. И не раз.

Спасибо создателям. Большое спасибо.

Убедительно советую идти в кино и смотреть. По крайней мере, всем, кто любит глубину, которая не кричит о себе, но читается между строк.

 

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль