Метода с карточками неплохо расписана в книге Б. Снайдера «Спасти кошку».
Вот нарезка по теме
Скрытый текстВпервые я увидел доску в офисе Майкла Геды, когда он работал в компании «Бэрри энд Энрайт», 20 лет назад. В тот момент я уже зарабатывал кое-какие деньги и занимался несколькими сценариями, но ни разу еще не встречал доски, да, я и представить не мог, зачем она вообще может пригодиться. Разве мы просто не садимся за стол и не начинаем писать, выстраивая сцену за сценой? Разве это не происходит так, что мы просто даем ему ход?
По крайней мере, я так поступал.
Но, благодаря «председателю Доски» Майклу Геда, я научился не только этой жизненно важной необходимости использовать Доску в работе над планированием сценария, но и намного улучшил результат своей работы. С тех пор я часто использую этот прием. В моем случае это большая пробковая доска, которую я могу повесить на стену и время от времени смотреть на нее. Мне нравится держать при себе стопку записных листков со сценами моего сценария и коробку кнопок, прикалывать эти кусочки бумаги на Доску и перемещать их при желании. Такие карточки я перевязываю резинкой и сортирую по проектам или предназначению к какому-то из рабочих сценариев. Когда мне нужно вернуться к тому или иному сценарию, я просто достаю пачку моих карточек, прикалываю их на Доску, смотрю на складывающуюся картину, понимаю, где я остановился, и стоит ли звонить Майку.
Доска предназначена для того, чтобы увидеть, как построен фильм, до того, как написан сценарий. Это своего рода самый простой способ проверить, как работают те или иные сцены, изгибы истории, диалоги, и решить, оставить их или убрать. И, все таки, это еще не написанный сценарий, а значит, в любую минуту в порыве горячки может быть заброшен или отложен до лучших времен, он всего лишь на вашей Доске, где вы можете спокойно проработать повороты истории, прежде чем начать
Скрытый текстПредставим, что вы нашли подходящую для вас Доску и установили ее на стене. Взгляните на нее, пока она абсолютно пустая. Теперь возьмем малярный скотч и сделаем 4 равных ряда. Можно использовать маркер. В любом случае, это должно выглядеть таким образом:
Первый акт (стр. 1-25)
Второй акт (стр. 25-55)
Второй акт (стр. 55-85)
Третий акт (стр. 85-110)
Первый ряд представляет первый акт (страницы 1-25 сценария), второй ряд – это первая часть второго акта до центрального момента (25-55), третий ряд – вторая часть второго акта, или центральный момент и переход к третьему акту (55-85), 4 ряд – третий акт до финальной картины фильма (85-110).
Не сложно, ведь так? Да, это просто. В этом вся суть. После работы над этим приспособлением в течение пары часов, оно станет вам настолько знакомым, как проезженная борозда, со всеми ее поворотами и развилками.
Вскоре вы увидите, что каждый ряд заканчивается петлей истории. Переход ко второму акту, центральный момент и переход к третьему акту – повороты, каждый в конце рядов 1,2,3 соответственно. Мне кажется, что такой способ наилучшим образом рисует географию сценария. И если вы согласны с Сидом Филдом в том, что каждый поворот истории закручивает ее на новое направление, вы с легкостью увидите, где именно находятся эти повороты.
Теперь перейдем к карточкам, еще новым похрустывающим записным листочкам у меня в руке. (Как приятно распаковывать целлофан!) И вот, с пригоршней цветных карандашей и пачкой разноцветных кнопок в руке я готов прикрепить к доске первую карточку. Чтобы еще растянуть время, я обычно аккуратно вывожу название картины на одном из листочков и прикрепляю его в самом верху доски. Через несколько недель или месяцев вся Доска покроется маленькими записными листочками-карточками, стрелочками, цветовыми шрифтами и таинственными знаками. Но пока она чиста.
Наслаждайтесь.
ОК. Пора начинать.
Конечно, вы можете писать на каточках все что угодно, но изначально они предназначены, чтобы обозначать сцены. Когда закончите работать над карточками, их должно получиться ровно 40, пересчитайте, 40 и не больше. Пока вы начинаете, можно не придерживаться этого правила, сделайте столько, сколько вам хочется. А когда записные листики закончатся, отправляетесь снова в магазин и проведите там еще кучу времени!
Что должно получиться на ваших окончательных 40 карточках – очень просто. Каждая карточка – сцена, эпизод. Итак, где происходит этот эпизод? Это экстерьер или интерьер? Может быть это последовательность эпизодов, происходящих в разных местах, как например, погоня? Если вам уже стало понятно, возьмите волшебный маркер и напишите на карточке: Интр (интерьер). Квартира Джо.- ДЕНЬ. На каждой карточке необходимо так же указать основное действие сцены в рамках простого предложения, как например: Мэри говорит Джо, что хочет развестись. Более подробную информацию добавите позже. Пока эпизод или сцена должна выглядеть так:
Интр. (интерьер). Квартира Джо.-
ДЕНЬ
Мэри говорит Джо, что хочет развестись.
±
><
Как в любом рискованном начинании, первыми должны идти сцены, выражающие ваши самые яркие идеи. Сцены, которые, вы уверены, обязательно войдут в фильм. Ведь это то, что по сути и побудило вас заняться творческим процессом. В моем случае это почти всегда смешные эпизоды картины, сцены ввода главного героя и финальные сцены. Итак, напишите ваши идеи на карточках и прикрепите их на Доску, в том порядке, как они предполагают идти. Возможно, со временем, вы переставите или вообще уберете, но, черт побери, как здорово сбросить такой камень с души. Таким образом, карточки на Доске.
Давайте посмотрим, что получилось.
Все еще слишком много пустого места. Вот так так! Хорошо, что вы еще не начали писать, правда? Все эти большие идеи, которые во что бы то ни стало должны быть включены в фильм, вдруг уже не кажутся замечательными. Да и сама идея, обрисовав себя в виде карточек на доске, уже не кажется стоящей работы над ней. Звезды кино, сцена погони центрального момента, драматический решающий поединок, казались такими полноценными, не кажутся такими, после того, как вы увидели их отраженными в карточках. Здесь на доске это всего лишь маленькие части одного большого целого. И если вы действительно хотите воплотить эти сцены и идеи в жизнь, предстоит большая работа. Теперь начинается трудная часть.
Основные повороты
Следующими пойдут карточки поворотов истории, а именно: центральный момент, переход ко второму и к первому актам. Имея такое неплохое подспорье в пользу как «СТРУКТУРА сценария Блейка Снайдера», легко понять важность этих моментов. Но даже если вы пойдете другим путем, я все-таки хочу подчеркнуть, что основные повороты истории должны быть проработаны в первую очередь.
Я начну с центрального момента. Как уже упоминалось в прошлой главе, это либо подъем, либо спад, то есть либо ваш герой достигает на странице 55 головокружительной, но в то же время поддельной победы, либо такого же головокружительного, но мнимого поражения. Установка карточки с центральным моментом в большинстве случаев поможет вам двигаться дальше. Некоторые готовы прикрепить сразу и карточку со сценой перехода во второй акт. Хочу отметить, что замысел или идея приключения, или хотя бы его начало пока только у вас в голове. Но что с ним делать дальше? Разобраться поможет центральный момент. Поэтому так важно определить его и установить его на место.
После того, как центральный момент установлен, будет проще выбрать место для эпизода «Все потеряно». Они как раз следуют друг за другом. Придумать, как перевернуть моменты спада и подъема центрального момента, чтобы создать их противоположности, может занять какое-то время. Что ж, надо постараться. После определения этих двух сцен, эпизод перехода к третьему акту получится сам собой. Итак, ваша доска набирает вес.
Скрытый текстПерегруженные сцены и белые пятна
Своей основной проблемой я считаю путаницу в передаче на карточках не основных пунктов эпизодов, а чего-то лишнего. Так происходит особенно часто в начале работы над первым актом. Я определяю на первые 10 страниц сценария не больше 3-4 карточек, получается 4 эпизода, которые должны привести меня к катализатору. Но часто я замечаю, что карточек начинает скапливаться порядка семи или даже восьми, с описаниями типа «герой – ошибочно обвиненный в преступлении», а напротив «герой — музыкант, играющий на саксофоне». Но это не сцены, это предыстория. Такие карточки нужно объединить в карточку с названием «Встреча с героем», во время эпизода, где на самом деле происходит действие, как то герой входит в комнату, и мы впервые встречаем его.
Как упоминалось в предыдущей главе, большая часть предыстории должна уже быть определена, то есть все характерные черты героя… и проч. Все ваши превосходные идеи будут перенесены здесь на карточки и разобьются в дребезги на тысячи частей, как автомобиль «БМВ» на пятой скорости. Не бойтесь, все это в последствии примет более свернутый вид. Важно, чтобы в данный момент вы выложили все, что накопилось. Пришло время испробовать все задуманное, подумать обо всем непродуманном, прикрепить это здесь на Доске и увидеть, на что это будет похоже.
Сцены выстраиваются на доске, и их порядок может привести вас в некоторое замешательство. Например, погоня включает в себя сцены в разных местах, но по сути это один эпизод. Получается, на одну последовательность действий образуются 5-7 карточек. Со временем все эти карточки соединятся в одну, а пока это, скорее всего, выглядит таким образом:
Chase scene – сцена погони
Fun & Games – часть" Структуры Сценария BS2" под названием «Играй и веселись»
Shopping Montage — Монтаж сцены в магазине
Еще один большой плюс работы с Доской заключается в том, что все проблемные места сценария оказываются перед вами как на ладони. Как только в структуре появляется белое пятно, теряется связь между эпизодами, вам стразу становится это ясно, потому что такое белое пятно в буквальном смысле смотрит на вас. Все что вам остается, взглянуть на доску и закричать. Поверьте мне, такие белые пятна будут мучить вас, подсмеиваться над вами час за часом, день за днем. «Что случилось, Блейк? Не можешь все уладить? У твоей истории появилась небольшая …проблема?» По крайней мере, мы знаем, где находится эта проблема, и как ее заполнить. На каждый ряд у вас должно быть приготовлено по 9-10 карточек. Так что вперед, заполняйте пустое место и решайте проблему.
И совсем не трудный третий акт
Есть в работе с карточками довольно забавный пункт, в начале вам всегда кажется, что третий акт самый легкий.
Обычно третий акт представляется двумя карточками: первая «Герой наконец-то понимает, что ему необходимо сейчас сделать», и вторая «Решающий поединок».
Ха! Убейте меня, если я снова вижу это.
Вы тоже всегда откладываете решение этого пункта.
Не бойтесь.
В конечном счете, все получится. Голова у вас переполнена идеями, так что третий акт тоже будет заполнен. Если нет, вернитесь к первому акту, к установкам и «шести вещам, которые необходимо добавить». Удалось ли употребить эти правила в третьем акте?
Если нет, то стоит это сделать.
Как насчет второй истории? Присутствует ли в ней сюжет о любви, реальной или схематичной, он должен быть. По правде говоря, чем больше задумываться о написании потерянных концов третьей, четвертой и так далее историй сценария, о его повторяющихся образах, темах и прочем, тем больше приходит понимание, что вся эта работа должна отразиться неминуемо в третьем акте. Иначе где еще? (Что вы хотите предпринять? Пойти раздавать листовки в кинотеатре?) А как обстоит дело с плохими парнями? Вам удалось убрать с пути всех мешающих мелких сошек перед тем как убить самого главного негодяя? Понесли ли все обидчики заслуженное наказание? Изменился ли мир благодаря поступкам героя? В скором времени третий акт станет переполненным карточками о том, какие финальные сцены нужно добавить. Вам необходимо отобрать 9-10 из них.
Гарантировано.
Скрытый текстЦветная маркировка
Пришло время для действительно забавных вещей. И на это уйдет куча времени! Тем не менее, это тоже важно. Чтобы лучше проработать вопросы пересечения характеров персонажей и развертываний историй, нам необходимо это увидеть. Самое время для цветных карандашей. Раскрасьте каждую историю. Посмотрите, что получится, если все пассажи Мэг раскрасить в зеленый, а Тома в красный. Как только вы прикрепите карточки на Доску, сразу станет ясно, как сюжеты переплетаются между собой. Или, может быть наоборот, нуждаются в проработке. Сценарий это структура. Точный механизм швейцарских часов эмоций. Понять, насколько жизненно необходимо удачно расположить последовательность истории, можно посмотреть на доску и увидеть, как соединяются ваши разноцветные сюжеты. Так же цветная маркировка используется, чтобы:
• Выделить основные пункты истории и усилить значимость темы и повторяющихся образов;
• Очертить повороты на пути второстепенных героев
• Обозначить третью, четвертую и прочие истории сюжета
Как только многочисленные раскрашенные карточки займут свои места, можно отойти назад и оценить великолепие созданного дизайна.
В конечном счете, все это направлено на то, чтобы как можно больше сэкономить ваше время. Намного хуже начав писать рукопись, осознать на середине пути, что необходимо произвести изменения. Согласитесь, проще смотреть и перемещать карточки на доске, чем выкинуть в мусорную корзину родной любимый сценарий, оторвать от себя кусок. Поэтому, чтобы писалось легче, сначала нужно организовать процесс.
разбираем
40 карточек – все, что вам нужно для того, чтобы закончить работу с Доской на этом этапе. То есть ровно 10 карточек для каждого ряда. Таким образом, если у вас нет ни одной или наоборот, скопилось около 20 карточек на ряд, есть проблема.
Скорее всего, у вас все-таки получится больше, чем нужно. В этот момент в действие вступает стирательная резинка. Необходимо просмотреть все получившиеся карточки и понять, что можно убрать, что совместить, и что перенести из одной карточки в другую. Как я уже говорил, у меня в работе часто образуются проблемные области. Верная расстановка для меня непростая задача. Иногда для первого ряда скапливается 20 карточек. Мне кажется, что так много нужно сказать, необходимого многого коснуться, что порой я компенсирую это с избытком. Тогда я стараюсь провести работу по урезанию, объединению карточек, и если мне удается быть честным с самим собой, понять, что я не умру без каких-то дорогих мне идей, карточки начинают уменьшаться. Я оставляю девять.
Это нам подходит.
У меня так же получается много последовательностей эпизодов. Например, ситуации с погоней или куски действия, которые путаются повсюду. Такие моменты отладить просто. Напишите над всеми такими карточками «погоня», и рассматривайте это как единую сцену. Обычно это все, что касается подготовки плана.
В тех местах, где я чувствую свою неуверенность, как, например, в части “Плохие парни приближаются», я даю себе расслабиться. Иногда оставляю пустыми самые проблемные места, в надежде на чудо в процессе непосредственной работы над сценарием. Конечно, в глубине сознания я продолжаю помнить, что остались недоработанные куски. Но, благодаря предварительной работе, я вижу, где именно находится недоработанное место.
± и ><
На доске расположено 40 карточек, и вы уверены, что работа на этом закончена. Спешу вас заверить, что это не так. Есть еще два пункта, которые необходимо указать на каждой из карточек, только после чего можно с облегчением вздохнуть и приняться непосредственно за написание сценария.
Один из символов: ±, другой: ><
В низу каждой карточки цветной ручкой, которую вы еще не использовали, необходимо написать эти знаки, что будет выглядеть примерно следующим образом:
Int. Coffee shop – Day — Интр. Кофейня. День
Боб настаивает, чтобы Хэлен рассказала ему свою тайну.
± Боб начинает обнадежено, заканчивает разочаровано.
><Боб хочет знать тайну, Хэлен не может открыться.
Знак ± показывает эмоциональную перемену героя в рамках каждой сцены. Представьте, что каждая сцена, своего рода мини-фильм. У нее должно быть начало, середина и конец. Обязательно должно произойти что-то, что вызовет эмоциональную окраску и решительно поменяет ее с – на + или с + на -, это как части сценария: вводный образ и финальный образ. Не могу передать, как важно убирать слабые сцены и добавлять такие, где действительно что-то происходит. Так, например, в начале сцены ваш герой чувствует себя вполне уверенным в себе. Он адвокат и только что выиграл большое дело. Входит его жена, чтобы сообщить, что теперь, когда дело успешно завершено, она бы хотела поручить развод. Понятно, что то, что в самом начале было для героя положительным, превратилось в отрицательное.
Верите или нет, но подобное эмоциональное изменение должно происходить в каждой сцене. Если у вас этого нет, это значит, у вас нет четкого представления о том, в чем вообще заключается сцена. Не продолжайте работу дальше, пока не укажете ± и –/+ эмоциональных перемен на всех 40 карточках. Если не получается, выбросите карточку. Скорее всего, она не подходит. Многие, по примеру Роберта МакКи, полагают, что плюсы и минусы эмоций должны располагаться в цепочке по типу: ±, -/+, ±, таким образом выстраиваясь в своего рода волну эмоциональных подъемов и спадов, мне кажется, это слишком сложно. Достаточно знать и суметь показать, что в каждой сцене что-то обязательно происходит.
Другой символ >< обозначает конфликт. Чтобы понять, в чем конфликт заключается, я всегда представляю себе такую сцену: зажигается свет, двое входят в комнату из разных дверей, встречаются на середине, и пытаются протолкнуться каждый к противоположной двери. Каждый из героев вошел в комнату со своей целью и встретил у себя на пути помеху. В этом конфликт. Подобным образом вам следует размышлять, при проработке конфликтных моментов, не важно, будет ли это физическая борьба или духовное противостояние, или же одному из героев просто нужно срочно попасть в туалет. Основными служат следующие установки, все мы проходили подобное на уроках социологии в школе: Человек против Человека, Человек против Природы, Человек против Общества.
Как только открывается сцена, необходимо четко определить, какой ее основной конфликт, и кто против кого выступает. У каждого человека или организации есть план действий. Каков он? Что это за план? И как этот план отражается в столкновении человека или сообщества с противником. Таким образом, напротив символа >< внизу каждой карточки необходимо указать, кто участвует в конфликте, в чем заключается спор, и кто в конечном итоге побеждает. Если в конфликте участвует больше чем один персонаж, или больше чем один предмет спора, такая сцена, скорее всего, будет выглядеть нечетко, смазано. Как и сам конфликт. Пожалуйста, один конфликт в течение одной сцены. Одного будет вполне достаточно. Не важно, каков размер спора, будет он физиологическим или физическим, главное, чтобы он был. В каждой сцене, все время. Если конфликта в сцене нет, вам придется его выдумать.
Причины, по которым в каждой сцене должен присутствовать конфликт, опять же, достаточно примитивны. (Снова это слово) Если, прорабатывая конфликт, вы руководствовались примитивными началами, будьте уверены, это обязательно привлечет внимание аудитории. Почему? Наверное, потому что нам интуитивно нравится смотреть, как люди ссорятся. Это привлекает внимание. Как думаете, почему борьба является самым старым представлением на телевидении? Потому что это настолько увлекательно и примитивно, насколько вы можете себе представить. Смерть! Два человека пытаются убить друг друга. Как думаете, почему в большинстве фильмов присутствует роман? И снова, конфликт абсолютно примитивен и пленителен. Секс! Два человека пытаются соблазнить друг друга. В этом суть, поэтому каждая сцена вашего сценария должна содержать конфликт, чтобы удерживать внимание публики. Если в вашей сцене нет игроков напротив знаков ><, вам стоит их придумать. Потому что иначе, у вас нет этой сцены. Итак…
Найдите предмет для противостояния… или пересмотрите сцену… или выбросьте ее совсем.
И если вам пришлось все-таки выбросить, не убивайтесь сильно по этому поводу. Это всего лишь карточка.
Скрытый текстГотовы отбросить…
К тому времени, как вы закончите работу, у вас должно получиться по девять карточек в каждом ряду. Подождите, это же всего 36. Так и есть, 4 я оставляю для вас в качестве дополнительного бонуса, на случай тех сцен, без которых вы просто жить не можете. Прикрепите их, куда захочется, не будем настолько щепетильны. Но, в общем и целом, должно получиться 40.
Вам не понятно, зачем нужно безупречно выстраивать Доску. И как бы весело не было раскладывать карточки и фантазировать, перемещать истории, пришло время понять, кто вы на самом деле: менеджер по продаже превосходных досок или все-таки сценарист. Если вам кажется, что ваша доска выглядит превосходно, или если вы проводите слишком много времени, чтобы сделать ее таковой, значит, вы покинули мир подготовки и вступили в зону откладывания, промедления. Этого делать не нужно. Я приступаю к сценарию, когда подхожу к завершению работы над доской, как раз чтобы опередить тот момент, когда доска станет идеальной. Это форма для желе — нужно начинать, пока не затвердело. Как только я начинаю сходить сума по кнопочкам и записным бумажкам, я понимаю, что пришло время остановиться.
Для меня ключевым моментом в работе остается тот факт, чтобы всегда быть в темпе. Прежде чем начать писать, мне нужно все уяснить. Как только готовы 40 карточек с прописанными на каждой пунктами ± и ><, я знаю, что сделал все, что было в моих силах. Теперь я смело могу отложить в сторону все кнопочки, карточки и ручки и… начать писать. (Как неожиданно понимаешь, что писать оказывается так приятно!)
Безусловно, работа над доской важна. Но это своего рода игра, в которую я играю с самим собой, упражняясь в затруднительных моментах, рифме и сценах фильма, который пока находится только у меня в голове. Это позволяет мне играть с частями сценария без всяких обязательств с моей стороны. Я должен быть готов отказаться от игры, как только сажусь писать. Как часто случалось, что, начав писать, мне хотелось избавиться от всякого предвзятого представления, которое сформировалось у меня на начальном этапе. Как часто я влюблялся во второстепенных героев, которые потом становились главными, несмотря на то, что в процессе работы над доской я даже не упоминал о них. Чтож, такое происходило много раз. Доска лишь приготавливает ваше поле для сражения, позволяет проверить предположения, очертить определенные понятия и наоборот указать меньший приоритет других.
Минька понравилась. Переключение на контраст удалось здорово — быстр, плавно, одним предложением. И хотя что-то такое ожидалось, но вышло чудесно. Милый мирок такой…
Оффтопик
И припала губами к фонтану алой влаги, забившему из сонной артерии…
Хм… такое впечатление, что фонтан крови сначала хлынул, а потом она припала к нему губами. Иначе бы она припала губами не к фонтану, а к артерии, откуда забил все тот же фонтан.
текст для конкурсного разбора объемом 5 — 25 тысяч знаков с пробелами
Хм… в личку, по-моему, такой объем не засунешь — сообщение будет автоматически обрезано. Может, тогда, на электронную почту, как было на Левеле? Или ссылкой на текст?
Оффтопиксам пока текст выслать не готов, просто хочу сразу выяснить технические моменты…
№5
Написано хорошо — но пустышка. Из пушки по воробьям. Или я просто совершенно ничего не понял.
смысл был в фант.допущении о том, что персонажи компьютерных игр (те, которых игрок истребляет раз за разом) на самом деле все чувствуют, и даже помнят…
По крайней мере, я так поступал.
Но, благодаря «председателю Доски» Майклу Геда, я научился не только этой жизненно важной необходимости использовать Доску в работе над планированием сценария, но и намного улучшил результат своей работы. С тех пор я часто использую этот прием. В моем случае это большая пробковая доска, которую я могу повесить на стену и время от времени смотреть на нее. Мне нравится держать при себе стопку записных листков со сценами моего сценария и коробку кнопок, прикалывать эти кусочки бумаги на Доску и перемещать их при желании. Такие карточки я перевязываю резинкой и сортирую по проектам или предназначению к какому-то из рабочих сценариев. Когда мне нужно вернуться к тому или иному сценарию, я просто достаю пачку моих карточек, прикалываю их на Доску, смотрю на складывающуюся картину, понимаю, где я остановился, и стоит ли звонить Майку.
Доска предназначена для того, чтобы увидеть, как построен фильм, до того, как написан сценарий. Это своего рода самый простой способ проверить, как работают те или иные сцены, изгибы истории, диалоги, и решить, оставить их или убрать. И, все таки, это еще не написанный сценарий, а значит, в любую минуту в порыве горячки может быть заброшен или отложен до лучших времен, он всего лишь на вашей Доске, где вы можете спокойно проработать повороты истории, прежде чем начать
Первый акт (стр. 1-25)
Второй акт (стр. 25-55)
Второй акт (стр. 55-85)
Третий акт (стр. 85-110)
Первый ряд представляет первый акт (страницы 1-25 сценария), второй ряд – это первая часть второго акта до центрального момента (25-55), третий ряд – вторая часть второго акта, или центральный момент и переход к третьему акту (55-85), 4 ряд – третий акт до финальной картины фильма (85-110).
Не сложно, ведь так? Да, это просто. В этом вся суть. После работы над этим приспособлением в течение пары часов, оно станет вам настолько знакомым, как проезженная борозда, со всеми ее поворотами и развилками.
Вскоре вы увидите, что каждый ряд заканчивается петлей истории. Переход ко второму акту, центральный момент и переход к третьему акту – повороты, каждый в конце рядов 1,2,3 соответственно. Мне кажется, что такой способ наилучшим образом рисует географию сценария. И если вы согласны с Сидом Филдом в том, что каждый поворот истории закручивает ее на новое направление, вы с легкостью увидите, где именно находятся эти повороты.
Теперь перейдем к карточкам, еще новым похрустывающим записным листочкам у меня в руке. (Как приятно распаковывать целлофан!) И вот, с пригоршней цветных карандашей и пачкой разноцветных кнопок в руке я готов прикрепить к доске первую карточку. Чтобы еще растянуть время, я обычно аккуратно вывожу название картины на одном из листочков и прикрепляю его в самом верху доски. Через несколько недель или месяцев вся Доска покроется маленькими записными листочками-карточками, стрелочками, цветовыми шрифтами и таинственными знаками. Но пока она чиста.
Наслаждайтесь.
ОК. Пора начинать.
Конечно, вы можете писать на каточках все что угодно, но изначально они предназначены, чтобы обозначать сцены. Когда закончите работать над карточками, их должно получиться ровно 40, пересчитайте, 40 и не больше. Пока вы начинаете, можно не придерживаться этого правила, сделайте столько, сколько вам хочется. А когда записные листики закончатся, отправляетесь снова в магазин и проведите там еще кучу времени!
Что должно получиться на ваших окончательных 40 карточках – очень просто. Каждая карточка – сцена, эпизод. Итак, где происходит этот эпизод? Это экстерьер или интерьер? Может быть это последовательность эпизодов, происходящих в разных местах, как например, погоня? Если вам уже стало понятно, возьмите волшебный маркер и напишите на карточке: Интр (интерьер). Квартира Джо.- ДЕНЬ. На каждой карточке необходимо так же указать основное действие сцены в рамках простого предложения, как например: Мэри говорит Джо, что хочет развестись. Более подробную информацию добавите позже. Пока эпизод или сцена должна выглядеть так:
Интр. (интерьер). Квартира Джо.-
ДЕНЬ
Мэри говорит Джо, что хочет развестись.
±
><
Как в любом рискованном начинании, первыми должны идти сцены, выражающие ваши самые яркие идеи. Сцены, которые, вы уверены, обязательно войдут в фильм. Ведь это то, что по сути и побудило вас заняться творческим процессом. В моем случае это почти всегда смешные эпизоды картины, сцены ввода главного героя и финальные сцены. Итак, напишите ваши идеи на карточках и прикрепите их на Доску, в том порядке, как они предполагают идти. Возможно, со временем, вы переставите или вообще уберете, но, черт побери, как здорово сбросить такой камень с души. Таким образом, карточки на Доске.
Давайте посмотрим, что получилось.
Все еще слишком много пустого места. Вот так так! Хорошо, что вы еще не начали писать, правда? Все эти большие идеи, которые во что бы то ни стало должны быть включены в фильм, вдруг уже не кажутся замечательными. Да и сама идея, обрисовав себя в виде карточек на доске, уже не кажется стоящей работы над ней. Звезды кино, сцена погони центрального момента, драматический решающий поединок, казались такими полноценными, не кажутся такими, после того, как вы увидели их отраженными в карточках. Здесь на доске это всего лишь маленькие части одного большого целого. И если вы действительно хотите воплотить эти сцены и идеи в жизнь, предстоит большая работа. Теперь начинается трудная часть.
Основные повороты
Следующими пойдут карточки поворотов истории, а именно: центральный момент, переход ко второму и к первому актам. Имея такое неплохое подспорье в пользу как «СТРУКТУРА сценария Блейка Снайдера», легко понять важность этих моментов. Но даже если вы пойдете другим путем, я все-таки хочу подчеркнуть, что основные повороты истории должны быть проработаны в первую очередь.
Я начну с центрального момента. Как уже упоминалось в прошлой главе, это либо подъем, либо спад, то есть либо ваш герой достигает на странице 55 головокружительной, но в то же время поддельной победы, либо такого же головокружительного, но мнимого поражения. Установка карточки с центральным моментом в большинстве случаев поможет вам двигаться дальше. Некоторые готовы прикрепить сразу и карточку со сценой перехода во второй акт. Хочу отметить, что замысел или идея приключения, или хотя бы его начало пока только у вас в голове. Но что с ним делать дальше? Разобраться поможет центральный момент. Поэтому так важно определить его и установить его на место.
После того, как центральный момент установлен, будет проще выбрать место для эпизода «Все потеряно». Они как раз следуют друг за другом. Придумать, как перевернуть моменты спада и подъема центрального момента, чтобы создать их противоположности, может занять какое-то время. Что ж, надо постараться. После определения этих двух сцен, эпизод перехода к третьему акту получится сам собой. Итак, ваша доска набирает вес.
Своей основной проблемой я считаю путаницу в передаче на карточках не основных пунктов эпизодов, а чего-то лишнего. Так происходит особенно часто в начале работы над первым актом. Я определяю на первые 10 страниц сценария не больше 3-4 карточек, получается 4 эпизода, которые должны привести меня к катализатору. Но часто я замечаю, что карточек начинает скапливаться порядка семи или даже восьми, с описаниями типа «герой – ошибочно обвиненный в преступлении», а напротив «герой — музыкант, играющий на саксофоне». Но это не сцены, это предыстория. Такие карточки нужно объединить в карточку с названием «Встреча с героем», во время эпизода, где на самом деле происходит действие, как то герой входит в комнату, и мы впервые встречаем его.
Как упоминалось в предыдущей главе, большая часть предыстории должна уже быть определена, то есть все характерные черты героя… и проч. Все ваши превосходные идеи будут перенесены здесь на карточки и разобьются в дребезги на тысячи частей, как автомобиль «БМВ» на пятой скорости. Не бойтесь, все это в последствии примет более свернутый вид. Важно, чтобы в данный момент вы выложили все, что накопилось. Пришло время испробовать все задуманное, подумать обо всем непродуманном, прикрепить это здесь на Доске и увидеть, на что это будет похоже.
Сцены выстраиваются на доске, и их порядок может привести вас в некоторое замешательство. Например, погоня включает в себя сцены в разных местах, но по сути это один эпизод. Получается, на одну последовательность действий образуются 5-7 карточек. Со временем все эти карточки соединятся в одну, а пока это, скорее всего, выглядит таким образом:
Chase scene – сцена погони
Fun & Games – часть" Структуры Сценария BS2" под названием «Играй и веселись»
Shopping Montage — Монтаж сцены в магазине
Еще один большой плюс работы с Доской заключается в том, что все проблемные места сценария оказываются перед вами как на ладони. Как только в структуре появляется белое пятно, теряется связь между эпизодами, вам стразу становится это ясно, потому что такое белое пятно в буквальном смысле смотрит на вас. Все что вам остается, взглянуть на доску и закричать. Поверьте мне, такие белые пятна будут мучить вас, подсмеиваться над вами час за часом, день за днем. «Что случилось, Блейк? Не можешь все уладить? У твоей истории появилась небольшая …проблема?» По крайней мере, мы знаем, где находится эта проблема, и как ее заполнить. На каждый ряд у вас должно быть приготовлено по 9-10 карточек. Так что вперед, заполняйте пустое место и решайте проблему.
И совсем не трудный третий акт
Есть в работе с карточками довольно забавный пункт, в начале вам всегда кажется, что третий акт самый легкий.
Обычно третий акт представляется двумя карточками: первая «Герой наконец-то понимает, что ему необходимо сейчас сделать», и вторая «Решающий поединок».
Ха! Убейте меня, если я снова вижу это.
Вы тоже всегда откладываете решение этого пункта.
Не бойтесь.
В конечном счете, все получится. Голова у вас переполнена идеями, так что третий акт тоже будет заполнен. Если нет, вернитесь к первому акту, к установкам и «шести вещам, которые необходимо добавить». Удалось ли употребить эти правила в третьем акте?
Если нет, то стоит это сделать.
Как насчет второй истории? Присутствует ли в ней сюжет о любви, реальной или схематичной, он должен быть. По правде говоря, чем больше задумываться о написании потерянных концов третьей, четвертой и так далее историй сценария, о его повторяющихся образах, темах и прочем, тем больше приходит понимание, что вся эта работа должна отразиться неминуемо в третьем акте. Иначе где еще? (Что вы хотите предпринять? Пойти раздавать листовки в кинотеатре?) А как обстоит дело с плохими парнями? Вам удалось убрать с пути всех мешающих мелких сошек перед тем как убить самого главного негодяя? Понесли ли все обидчики заслуженное наказание? Изменился ли мир благодаря поступкам героя? В скором времени третий акт станет переполненным карточками о том, какие финальные сцены нужно добавить. Вам необходимо отобрать 9-10 из них.
Гарантировано.
Пришло время для действительно забавных вещей. И на это уйдет куча времени! Тем не менее, это тоже важно. Чтобы лучше проработать вопросы пересечения характеров персонажей и развертываний историй, нам необходимо это увидеть. Самое время для цветных карандашей. Раскрасьте каждую историю. Посмотрите, что получится, если все пассажи Мэг раскрасить в зеленый, а Тома в красный. Как только вы прикрепите карточки на Доску, сразу станет ясно, как сюжеты переплетаются между собой. Или, может быть наоборот, нуждаются в проработке. Сценарий это структура. Точный механизм швейцарских часов эмоций. Понять, насколько жизненно необходимо удачно расположить последовательность истории, можно посмотреть на доску и увидеть, как соединяются ваши разноцветные сюжеты. Так же цветная маркировка используется, чтобы:
• Выделить основные пункты истории и усилить значимость темы и повторяющихся образов;
• Очертить повороты на пути второстепенных героев
• Обозначить третью, четвертую и прочие истории сюжета
Как только многочисленные раскрашенные карточки займут свои места, можно отойти назад и оценить великолепие созданного дизайна.
В конечном счете, все это направлено на то, чтобы как можно больше сэкономить ваше время. Намного хуже начав писать рукопись, осознать на середине пути, что необходимо произвести изменения. Согласитесь, проще смотреть и перемещать карточки на доске, чем выкинуть в мусорную корзину родной любимый сценарий, оторвать от себя кусок. Поэтому, чтобы писалось легче, сначала нужно организовать процесс.
разбираем
40 карточек – все, что вам нужно для того, чтобы закончить работу с Доской на этом этапе. То есть ровно 10 карточек для каждого ряда. Таким образом, если у вас нет ни одной или наоборот, скопилось около 20 карточек на ряд, есть проблема.
Скорее всего, у вас все-таки получится больше, чем нужно. В этот момент в действие вступает стирательная резинка. Необходимо просмотреть все получившиеся карточки и понять, что можно убрать, что совместить, и что перенести из одной карточки в другую. Как я уже говорил, у меня в работе часто образуются проблемные области. Верная расстановка для меня непростая задача. Иногда для первого ряда скапливается 20 карточек. Мне кажется, что так много нужно сказать, необходимого многого коснуться, что порой я компенсирую это с избытком. Тогда я стараюсь провести работу по урезанию, объединению карточек, и если мне удается быть честным с самим собой, понять, что я не умру без каких-то дорогих мне идей, карточки начинают уменьшаться. Я оставляю девять.
Это нам подходит.
У меня так же получается много последовательностей эпизодов. Например, ситуации с погоней или куски действия, которые путаются повсюду. Такие моменты отладить просто. Напишите над всеми такими карточками «погоня», и рассматривайте это как единую сцену. Обычно это все, что касается подготовки плана.
В тех местах, где я чувствую свою неуверенность, как, например, в части “Плохие парни приближаются», я даю себе расслабиться. Иногда оставляю пустыми самые проблемные места, в надежде на чудо в процессе непосредственной работы над сценарием. Конечно, в глубине сознания я продолжаю помнить, что остались недоработанные куски. Но, благодаря предварительной работе, я вижу, где именно находится недоработанное место.
± и ><
На доске расположено 40 карточек, и вы уверены, что работа на этом закончена. Спешу вас заверить, что это не так. Есть еще два пункта, которые необходимо указать на каждой из карточек, только после чего можно с облегчением вздохнуть и приняться непосредственно за написание сценария.
Один из символов: ±, другой: ><
В низу каждой карточки цветной ручкой, которую вы еще не использовали, необходимо написать эти знаки, что будет выглядеть примерно следующим образом:
Int. Coffee shop – Day — Интр. Кофейня. День
Боб настаивает, чтобы Хэлен рассказала ему свою тайну.
± Боб начинает обнадежено, заканчивает разочаровано.
><Боб хочет знать тайну, Хэлен не может открыться.
Знак ± показывает эмоциональную перемену героя в рамках каждой сцены. Представьте, что каждая сцена, своего рода мини-фильм. У нее должно быть начало, середина и конец. Обязательно должно произойти что-то, что вызовет эмоциональную окраску и решительно поменяет ее с – на + или с + на -, это как части сценария: вводный образ и финальный образ. Не могу передать, как важно убирать слабые сцены и добавлять такие, где действительно что-то происходит. Так, например, в начале сцены ваш герой чувствует себя вполне уверенным в себе. Он адвокат и только что выиграл большое дело. Входит его жена, чтобы сообщить, что теперь, когда дело успешно завершено, она бы хотела поручить развод. Понятно, что то, что в самом начале было для героя положительным, превратилось в отрицательное.
Верите или нет, но подобное эмоциональное изменение должно происходить в каждой сцене. Если у вас этого нет, это значит, у вас нет четкого представления о том, в чем вообще заключается сцена. Не продолжайте работу дальше, пока не укажете ± и –/+ эмоциональных перемен на всех 40 карточках. Если не получается, выбросите карточку. Скорее всего, она не подходит. Многие, по примеру Роберта МакКи, полагают, что плюсы и минусы эмоций должны располагаться в цепочке по типу: ±, -/+, ±, таким образом выстраиваясь в своего рода волну эмоциональных подъемов и спадов, мне кажется, это слишком сложно. Достаточно знать и суметь показать, что в каждой сцене что-то обязательно происходит.
Другой символ >< обозначает конфликт. Чтобы понять, в чем конфликт заключается, я всегда представляю себе такую сцену: зажигается свет, двое входят в комнату из разных дверей, встречаются на середине, и пытаются протолкнуться каждый к противоположной двери. Каждый из героев вошел в комнату со своей целью и встретил у себя на пути помеху. В этом конфликт. Подобным образом вам следует размышлять, при проработке конфликтных моментов, не важно, будет ли это физическая борьба или духовное противостояние, или же одному из героев просто нужно срочно попасть в туалет. Основными служат следующие установки, все мы проходили подобное на уроках социологии в школе: Человек против Человека, Человек против Природы, Человек против Общества.
Как только открывается сцена, необходимо четко определить, какой ее основной конфликт, и кто против кого выступает. У каждого человека или организации есть план действий. Каков он? Что это за план? И как этот план отражается в столкновении человека или сообщества с противником. Таким образом, напротив символа >< внизу каждой карточки необходимо указать, кто участвует в конфликте, в чем заключается спор, и кто в конечном итоге побеждает. Если в конфликте участвует больше чем один персонаж, или больше чем один предмет спора, такая сцена, скорее всего, будет выглядеть нечетко, смазано. Как и сам конфликт. Пожалуйста, один конфликт в течение одной сцены. Одного будет вполне достаточно. Не важно, каков размер спора, будет он физиологическим или физическим, главное, чтобы он был. В каждой сцене, все время. Если конфликта в сцене нет, вам придется его выдумать.
Причины, по которым в каждой сцене должен присутствовать конфликт, опять же, достаточно примитивны. (Снова это слово) Если, прорабатывая конфликт, вы руководствовались примитивными началами, будьте уверены, это обязательно привлечет внимание аудитории. Почему? Наверное, потому что нам интуитивно нравится смотреть, как люди ссорятся. Это привлекает внимание. Как думаете, почему борьба является самым старым представлением на телевидении? Потому что это настолько увлекательно и примитивно, насколько вы можете себе представить. Смерть! Два человека пытаются убить друг друга. Как думаете, почему в большинстве фильмов присутствует роман? И снова, конфликт абсолютно примитивен и пленителен. Секс! Два человека пытаются соблазнить друг друга. В этом суть, поэтому каждая сцена вашего сценария должна содержать конфликт, чтобы удерживать внимание публики. Если в вашей сцене нет игроков напротив знаков ><, вам стоит их придумать. Потому что иначе, у вас нет этой сцены. Итак…
Найдите предмет для противостояния… или пересмотрите сцену… или выбросьте ее совсем.
И если вам пришлось все-таки выбросить, не убивайтесь сильно по этому поводу. Это всего лишь карточка.
К тому времени, как вы закончите работу, у вас должно получиться по девять карточек в каждом ряду. Подождите, это же всего 36. Так и есть, 4 я оставляю для вас в качестве дополнительного бонуса, на случай тех сцен, без которых вы просто жить не можете. Прикрепите их, куда захочется, не будем настолько щепетильны. Но, в общем и целом, должно получиться 40.
Вам не понятно, зачем нужно безупречно выстраивать Доску. И как бы весело не было раскладывать карточки и фантазировать, перемещать истории, пришло время понять, кто вы на самом деле: менеджер по продаже превосходных досок или все-таки сценарист. Если вам кажется, что ваша доска выглядит превосходно, или если вы проводите слишком много времени, чтобы сделать ее таковой, значит, вы покинули мир подготовки и вступили в зону откладывания, промедления. Этого делать не нужно. Я приступаю к сценарию, когда подхожу к завершению работы над доской, как раз чтобы опередить тот момент, когда доска станет идеальной. Это форма для желе — нужно начинать, пока не затвердело. Как только я начинаю сходить сума по кнопочкам и записным бумажкам, я понимаю, что пришло время остановиться.
Для меня ключевым моментом в работе остается тот факт, чтобы всегда быть в темпе. Прежде чем начать писать, мне нужно все уяснить. Как только готовы 40 карточек с прописанными на каждой пунктами ± и ><, я знаю, что сделал все, что было в моих силах. Теперь я смело могу отложить в сторону все кнопочки, карточки и ручки и… начать писать. (Как неожиданно понимаешь, что писать оказывается так приятно!)
Безусловно, работа над доской важна. Но это своего рода игра, в которую я играю с самим собой, упражняясь в затруднительных моментах, рифме и сценах фильма, который пока находится только у меня в голове. Это позволяет мне играть с частями сценария без всяких обязательств с моей стороны. Я должен быть готов отказаться от игры, как только сажусь писать. Как часто случалось, что, начав писать, мне хотелось избавиться от всякого предвзятого представления, которое сформировалось у меня на начальном этапе. Как часто я влюблялся во второстепенных героев, которые потом становились главными, несмотря на то, что в процессе работы над доской я даже не упоминал о них. Чтож, такое происходило много раз. Доска лишь приготавливает ваше поле для сражения, позволяет проверить предположения, очертить определенные понятия и наоборот указать меньший приоритет других.
самомнениесомнение в собственных силахКонцовка, конечно, была неожиданной. По реальной игрушке писалось или по вымышленной?
Написано хорошо — но пустышка. Из пушки по воробьям. Или я просто совершенно ничего не понял.