Советы читателю
 
Бас Александр

Советы читателю

+18

Подумалось тут. Все (условно) идут к писателю, рассказывают, как ему быть и что делать. А почему не пойти к читателю? Почему только писателю можно посоветовать, что и как ему делать? Ведь читателей куда больше, чем писателей, и для них должны быть какие-нибудь правила.

Предупреждение: написано сиё в первую очередь стёба ради, потому, читатель, подумай, прежде чем высказывать мнение. Возможно, его проигнорируют.

 

1. Жанр, или “А чё они сопли разводят, мне не нравится!”.

Многие проводили эту параллель, и этот пункт, пожалуй, является самым важным. Нельзя тащить законы из одного жанра в другой, ждать раскрытия персонажей в боевике, ссылаясь на то, что “А я хочу больше психологии!” или от сказки обоснования для всего и вся.

Даже если ты прочитал сотни боевиков, и на сто первом тебе попалось что-то новое, ты уверен, что автор не сделал так намерено? Что не специально пошёл на риск, меняя шаблон? Нет? Ну, так и нечего тогда возмущаться. Не понравилось? Это уже другой вопрос. Отложи книжку, остуди горящие места и продолжи чтение, или возьми другую. А если уж взялся высказывать автору, поинтересуйся сначала, задумывал он так или его понесло не туда. Ведь писатель тоже человек, и иногда тараканы в его голове крутят штурвал не в ту сторону.

2. Персонажи, или “А на месте Наташи я бы поступила иначе!”.

Не менее популярная тема для обсуждений. “А почему _имя_героя_ так поступил, он что, идиот!? Автор, давай меняй!”. А автор читает себе эти вопли и думает, что идиот – читатель. Потому что если герой заявлен самовлюблённым болваном, он и будет поступать соответственно. Даже если будет видеть, что это грозит смертью _имя_другого_героя_, который дорог читателю. Даже если читатель на его месте поступил бы иначе.

Но даже если герой не заявлен никак, и он так поступает – смирись смертный, не все мыслят одинаково. И что для одного – очевидно, для другого – тёмный лес. Потому, прежде чем бросаться гневными репликами, проживи сначала такую же жизнь, что и герой, соверши те же поступки, заставь себя мыслить так же…. Как, не получается? Ну, тогда извини, оставь своё важное мнение при себе. У писателя в голове (зачастую) сидит биография героя, и он представляет себе поступки с этой точки зрения. А ты, читатель, знаешь о персонаже по двум абзацам в лучшем случае, и прежде чем вопить о нелогичности, подожди, пока узнаешь больше и выстроишь в голове некий образ. И вот после этого, если персонаж этот образ нарушит, и маленькая трусливая девочка бросится на воров с криками “Пшли прочь, ироды!”, можешь поинтересоваться, с чего вдруг такая метаморфоза: персонажу пелена застилает глаза и он становится берсерком, когда видит, как отбирают последнее у бабульки, или это у писателя помутнение.

3. Сюжет, или “А я бы закончил по-другому!”.

Сложно сказать, что из чего вытекает, но я буду смотреть со своей колокольни, и если ты, читатель, с ней не согласен – смотри пункт выше, ведь я – тоже персонаж.

Сюжет складывается из законов жанра и персонажей, которые в этом жанре участвуют. Глупо ждать хэппи энд в тёмном фэнтези или кровавую бойню в конце любовного романа. Конечно, есть и исключения, и эти самые исключения рождаются из-за персонажей. Если книжка хорошая, конечно.

Потому, если ты видишь, как бобёр в очередной раз заборол осла, и у тебя от этого горит – не переживай, это нормально. И если наоборот – тоже нормально. И даже если никакого бобра с ослом не было и в помине, и ты не понимаешь, о чём речь – это всё норма. Ведь сюжет, дорогой читатель, рождается не из воздуха. Его создают персонажи и их цели, желания. Если у тебя проблемы с пониманием этих персонажей – о понимании сюжета и речи идти не может. И если читая очередной поворот, ты не понимаешь, из чего он вытекает, попытайся подумать. Да, это не всегда легко, тем более, когда ты и так погружён в пучины слов и предложений. Но это помогает. Зачастую. Если автор не накосячил.

Отдельно стоит сказать о концовке. Иногда она не вытекает не из чего, и есть множество вариантов, из которых писатель выбирает сам. Такое зачастую происходит, когда в книге нет явного бобра и осла. И если ты, читатель, болел за одну сторону, а победила другая – это ещё не повод бежать строчить гневный отзыв. Жизнь тоже штука не справедливая, знаешь ли. Представь, что у тебя отключили интернет, посиди, сделай глубокий вдох\выдох раз эдак сто. Всё равно не отпустило? Тогда вперёд. Только помни, здравые люди приветствуют аргументы, а твои эмоции под них не подпадают. Всё ещё есть что сказать? Ну-ну, давай. На всякий случай напомню: примеры из жизни, что “Сосед Вася был в такой ситуации и сделал не так!” тоже относятся к эмоциям, ведь сосед Вася не прожил такую же жизнь, как и судьбоносный персонаж. Ещё рвёшься? Ну…

4. Стиль, или “А я бы эти слова поменял местами, а это вообще выкинул!”.

Думаю, у людей, что добрались до этого пункта, нашлось немало придирок. Начиная с повторяющихся “даже” и “если” и заканчивая повествованием от второго лица. На все эти придирки я могу сказать одну вещь. И чо?

Нет, серьёзно. И чо? Ты прочитал в умной книжке, как надо делать, и у тебя бомбит, что автор написал иначе? Какая жаль. Попробуй сесть и переписать текст так, как хочется тебе, после чего показать автору. Что, он не в восторге? А ты, начал кое-что понимать?

Стиль, точно так же, как и персонажей, либо понимают и принимают, либо нет. И все умничания бесполезны. Можешь сколько угодно доказывать автору, что он “вот там и вот здесь” сделал неправильно, но если твои доказывания не подкреплены сводом правил, установленных на законодательном уровне, можешь с тем же успехом плевать против ветра, потому что автор в праве ответить “И чо?”, после чего развернуться и уйти. Поэтому прежде, чем пытаться донести до автора свои умные, и, несомненно, полезные мысли, спроси, нужны ли они ему. Но даже если он ответил “нужны”, не стоит забывать, что он – Бог своего мира, а ты – так, подглядываешь одним глазом. И моргать советы стоит осторожнее, иначе глаза этого можно лишиться.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль