Если прямая речь стоит перед авторскими словами, то после нее ставятся запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире: слова автора начинаются со строчной буквы: «Мать, наверное, не спит, а я с работы не возвращаюсь», — думал Павка (Н.О.); «Дедушку знаешь, мамаша?» — матери сын говорит (Н.); «Не шуми, тише иди, солдат!» — сердитым шёпотом говорил старик Оленину (Л.Т.); «Я хотел бы купить крестьян…» — сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Г.).
То же при оформлении прямой речи с абзаца:
— Лесть и трусость — самые дурные пороки, — громко промолвила Ася (Т.);
— Что ж, Наталья, про мужа не слыхать? — перебила кашулинская сноха, обращаясь к Наташке (Ш.);
— Скорей, скорей в город за лекарем! — кричал Владимир (П.);
— Спи, внучек, спи… — вздохнула старуха (Ч.).
Примечания:
1. После закрывающих кавычек ставится только тире (независимо от того, каким знаком препинания заканчивается прямая речь) в тех случаях, когда в последующих авторских словах содержится характеристика прямой речи, ее оценка и т. д. (авторская ремарка начинается словами так говорит, так указывает, вот что сказал, вот как описывает и т. п.): «Ничего не случилось» — так говорил ум; «Случилось» — так говорило сердце; «Нет ничего прекраснее этих снежных вершин» — так описывает эту местность один путешественник; «Будь внимателен и осторожен!» — вот что он сказал мне на прощание.
То же, если следует присоединительная конструкция: «Каждому овощу своё время» — эта народная мудрость передаётся из века в век.
2. Если авторские слова, стоящие после прямой речи, представляют собой отдельное предложение, то они начинаются с прописной буквы:
— Скорей, загорелась школа! — И он побежал по домам будить людей.
Здесь — 48… В разных изданиях по-разному.
Я прошу отметить, в примечании 2 — тоже авторские слова. ПРимечание 2 касается авторских слов, следовательно, они подпадают под действие собственно параграфа.
То есть можно и прописной буквы, но точку следует заменить запятой.
Если прямая речь стоит перед авторскими словами, то после нее ставятся запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире; слова автора начинаются со строчной буквы. Например: «Дедушку знаешь, мамаша?» – матери сын говорит (Некрасов); «Не шуми, тише иди, солдат!» – сердитым шепотом говорил старик Оленину (Л. Толстой); «Я хотел бы купить крестьян...» – сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Гоголь); «Мы все прекрасно понимаем, Николай Васильевич», – съязвил про себя Солодовников, присаживаясь на белую табуретку (Шукшин).
Примечание. После закрывающих кавычек ставится только тире без запятой (независимо от того, каким знаком заканчивается прямая речь) в тех случаях, когда в последующих авторских словах содержится характеристика прямой речи (авторская ремарка начинается словами так говорит, так указывает, вот что сказал, вот как описывает и т.п.), например: «Ничего не случилось» – так говорил ум. «Случилось» – так говорило сердце.
Кстати, здесь нет того дурного примечания. Странный ресурс)
По-моему, вы их понимаете так:
— Ага, понятно, в Африке заработал, — Тетки были удовлетворены.
, а не так как написано у неграмотного Василия Аксёнова:
— Ага, понятно, в Африке заработал. — Тетки были удовлетворены.
Первое, как ни смешно, грамотнее второго. Поскольку запятая — допустима.
48) Автор коммента: Fever (написано: 3 августа 2012 23:24)
Имя: Fever
На сайте с 31.07.2012
Репутация: 9
У меня вопрос по поводу прямой речи. Приведу конкретную ситуацию.
— Сейчас — самый подходящий момент, — он сделал шаг навстречу. — Поверь мне.
Чаще всего мы используем именно этот вариант, однако некоторые авторы (в том числе и я, чего уж греха таить) предпочитают делать так:
— Сейчас — самый подходящий момент. — Он сделал шаг навстречу. — Поверь мне.
Так же тоже можно, ведь в данном случае идет действие персонажа, а не то, как он произнес реплику. По Розенталю оба варианта имеют право на существование. Или нет, все-таки лучше придерживаться общих правил и закрывать глаза на небольшие поправки и допущения?
Автор пишет, что так тоже можно. Почему он так решил — неизвестно.
и почему-то категорически не имеет права заменяться точкой в данном примере.
Разумеется, я неграмотен. Это самый простой вывод, который можно сделать. Но я прошу лишь об одном: прочтите ещё раз параграф 49. Там написано, какие знаки препинания могут быть перед авторскими словами. Вне зависимости, это атрибуция или т.н. отдельное предложение. Вне зависимости!
Почему-то никто не хочет просто перечитать правило…
Ещё раз повторюсь, восклицательный знак передает эмоцию. Если её нет, то заменяется точкой в случае диалога с отдельным предложением и запятой в случае авторской атрибуции.
Пожалуйста, приведите правило. Где приведены эти резоны. Про эмоцию, про атрибуцию. И где написано, что возможна точка.
Только.
Правило! А не домыслы и толкования филологов и считающих себя таковыми.
Они понимали примечание Розенталя правильно, понимая, что восклицательный знак не какой-то особенный, требующий особых правил и что он легко заменяется точкой, если текст без яркой эмоции.
Они понимали это примечание неправильно. Хотелось бы знать, кто первый пустил в свет это поветрие…
и игнорируют совершенно понятное пояснение того же Розенталя.
Я не думаю, что Д.Э.Розенталь был глуп. Он не мог пропустить пример с неправильным, недопустимым знаком препинания — точкой. В его примере стоит допустимый знак препинания.
И честное слово, упёртость оппонентов начинает уже раздражать.
Неужели так трудно просто прочитать 49-й параграф?
Если прямая речь стоит перед авторскими словами, то после нее ставятся запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире: слова автора начинаются со строчной буквы: «Мать, наверное, не спит, а я с работы не возвращаюсь», — думал Павка (Н.О.); «Дедушку знаешь, мамаша?» — матери сын говорит (Н.); «Не шуми, тише иди, солдат!» — сердитым шёпотом говорил старик Оленину (Л.Т.); «Я хотел бы купить крестьян…» — сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Г.).
То же при оформлении прямой речи с абзаца:
— Лесть и трусость — самые дурные пороки, — громко промолвила Ася (Т.);
— Что ж, Наталья, про мужа не слыхать? — перебила кашулинская сноха, обращаясь к Наташке (Ш.);
— Скорей, скорей в город за лекарем! — кричал Владимир (П.);
— Спи, внучек, спи… — вздохнула старуха (Ч.).
Примечания:
1. После закрывающих кавычек ставится только тире (независимо от того, каким знаком препинания заканчивается прямая речь) в тех случаях, когда в последующих авторских словах содержится характеристика прямой речи, ее оценка и т. д. (авторская ремарка начинается словами так говорит, так указывает, вот что сказал, вот как описывает и т. п.): «Ничего не случилось» — так говорил ум; «Случилось» — так говорило сердце; «Нет ничего прекраснее этих снежных вершин» — так описывает эту местность один путешественник; «Будь внимателен и осторожен!» — вот что он сказал мне на прощание.
То же, если следует присоединительная конструкция: «Каждому овощу своё время» — эта народная мудрость передаётся из века в век.
2. Если авторские слова, стоящие после прямой речи, представляют собой отдельное предложение, то они начинаются с прописной буквы:
— Скорей, загорелась школа! — И он побежал по домам будить людей.
Если прямая речь стоит перед авторскими словами, то после нее ставятся запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире; слова автора начинаются со строчной буквы. Например: «Дедушку знаешь, мамаша?» – матери сын говорит (Некрасов); «Не шуми, тише иди, солдат!» – сердитым шепотом говорил старик Оленину (Л. Толстой); «Я хотел бы купить крестьян...» – сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Гоголь); «Мы все прекрасно понимаем, Николай Васильевич», – съязвил про себя Солодовников, присаживаясь на белую табуретку (Шукшин).
Примечание. После закрывающих кавычек ставится только тире без запятой (независимо от того, каким знаком заканчивается прямая речь) в тех случаях, когда в последующих авторских словах содержится характеристика прямой речи (авторская ремарка начинается словами так говорит, так указывает, вот что сказал, вот как описывает и т.п.), например: «Ничего не случилось» – так говорил ум. «Случилось» – так говорило сердце.
— Ага, понятно, в Африке заработал, — Тетки были удовлетворены.
, а не так как написано у неграмотного Василия Аксёнова:
— Ага, понятно, в Африке заработал. — Тетки были удовлетворены.
Имя: Fever
На сайте с 31.07.2012
Репутация: 9
У меня вопрос по поводу прямой речи. Приведу конкретную ситуацию.
— Сейчас — самый подходящий момент, — он сделал шаг навстречу. — Поверь мне.
Чаще всего мы используем именно этот вариант, однако некоторые авторы (в том числе и я, чего уж греха таить) предпочитают делать так:
— Сейчас — самый подходящий момент. — Он сделал шаг навстречу. — Поверь мне.
Так же тоже можно, ведь в данном случае идет действие персонажа, а не то, как он произнес реплику. По Розенталю оба варианта имеют право на существование. Или нет, все-таки лучше придерживаться общих правил и закрывать глаза на небольшие поправки и допущения?