— Что там красное синеет? — у меня спросили дети,
И на ветку показали, где сидели снегири.
— Дети, дети, я не знаю… — Я не пью уже неделю.
— Может это — синих птичек скоро будет штуки три,
Дети, дети, непонятно, — может быть, у вас удача,
Скажем, клад или подарок, под подушкой дома ждет,
Может быть за Дед Морозом — добрым дедом с синим носом —
Посылали, он приехал — скоро будет Новый Год!
-Новый Год? — Ты шутишь, дядя — посмотри — весна, сосульки… —
Снег уже почти растаял, на носу уже апрель.
Ты наверно за неделю потихоньку крышей съехал —
По тебе же и не скажешь — мишуру и канитель
Всю давно смотали с елки, разложили по коробкам,
Налепили этикетки и запрятали в чулан…
Только что-то нам на ветке… что-то красное синеет.
Посинело! — Это шарик!!! — Нет, оптический обман!!!
— Дети, дети, это что-то, правда, что-то посинело!
Повисело и прокисло, и упало, и торчит…
Может быть вчера соседка позабыла коромысло? —
Два ведра на коромысле, а в одном из ведер — щи!!!
— Ну, догадливый ты, дядя — щи на ветке у соседки ?-
Ты какой-то странный, дядя — непонятный, вообще —
Нам недавно говорили на уроке домоводства —
Даже в школьном пищеблоке не бывает синих щей.
— Я не знаю, дети плачут, — ох беда, беда, беда, — я
так от детских слез страдаю, — догадался про ответ —
Точно знаю, что там было — это красная кобыла
стала синею кобылой, — у нее такой вот бред.
и тут я с вами не в контрах, а чисто единомышленник
с некоторыми но, разумеется, иначе я себя типа уважать перестану
произведение безусловно должно быть самостоятельным и самодостаточным, чтобы даже негр преклонных годов, выучивший… понял и проникся, да
другое дело — нормальное (!) реальное (!) произведение искусства — это вселенная, галактика, если хотите
или, ну да ладно, кукла-матрёшка
если первый-верхний слой нас отторгает-непринимает, ну и ладно, нимаё, есть ещё полтора миллиарда китайцев…
на втором слое комфортнее — тут об авторском замысле можно поговорить-поспорить-подискутировать
дальше-больше, каждый сам себе ищет игрушку: кто-то в отношения автора с женой ударяется, кто-то в отношения автора с правоохранительными органами...
и ещё дальше-больше: кто-то в соционические типы автора и его маленького мирка, кто-то в состояние социума, типа революция же или наоборот жыстокая контрреволюция
ещё дальше: типа а кому оно надо-то, кто вдохновился, а кто проникся…
герой — кассир
тема — ведро с деньгами
подробность — мыло
— Иванова, ты не Сидоров-кассир, ты убийца! Ты зачем убила кассира-Сидорова?
А Иванова, представляете, на голубом глазу, и без мыла, мне и говорит:
— нет, я Сидоров-кассир, у меня и справка есть, и вот, вот ведро с деньгами!
— нет, Иванова, ты не Сидоров-кассир, ты убийца, ты убила Сидорова-кассира, и взяла у него справку, и взяла ведро с деньгами!
— нет, я не убийца, я Сидоров-кассир, а чего ты ко мне без мыла лезешь?
— а где я по-твоему мыло-то возьму? ты убила Сидорова-кассира, взяла у него ведро с деньгами и не удосужилась мыла купить! И не говори мне, что у тебя денег нет!
собственно это и называется «культурный пласт» и вообще я бы «это» даже не назвал «литературный приём» — это вообще суть поэзии
разговаривая и общаясь хомо сапиенс использует слова, которые его визави должны быть понятны, любой практически спор, здесь и повсюду возникает из-за неверной, в смысле неодинаковой трактовки терминов, и или разрешается мирно, к обоюдному удовлетворению, если стороны договорятся, как эти термины понимать, или переходит в конфликт, если стороны упорствуют
так происходит и в быту, и в научной полемике и в политике и в религии, и в литературных и окололитературных кругах, да
а в поэзии… в поэзии такой смысловой единицей является образ или сейчас, мне кажется, есть более точное понятие «мем» — образ во взаимосвязи с культурным контекстом, это такая хрень, которая заседает где-то в подкорке и фиксируется и выскакивает когда нипопадя
Блок безусловно знал этот стих Пушкина, и сознательно, а скорее бессознательно его перелицевал
но, я думаю, и Пушкин это тоже как бы не сам придумал — это скорее отсыл к чему-то из Державина, Жуковского там, Радищева ли, Веневитинова какого, а у того тоже — к Овидию, Горацию или куда… и ну не знаю…
а Блок скорее всего и это тоже знал и понимал прекрасно — ему, в отличие от нас, недоучек, образование это понимать позволяло
так что то, что вы этим топиком захотели сказать, именно так и есть, и это никакой не плагиат, если угодно, и не подражательство, в смысле обезьяничанье, это именно так в поэзии и происходит
и с дудочкой, если чо…
Бред синей кобылы
почти невыдуманная история
— Что там красное синеет? — у меня спросили дети,
И на ветку показали, где сидели снегири.
— Дети, дети, я не знаю… — Я не пью уже неделю.
— Может это — синих птичек скоро будет штуки три,
Дети, дети, непонятно, — может быть, у вас удача,
Скажем, клад или подарок, под подушкой дома ждет,
Может быть за Дед Морозом — добрым дедом с синим носом —
Посылали, он приехал — скоро будет Новый Год!
-Новый Год? — Ты шутишь, дядя — посмотри — весна, сосульки… —
Снег уже почти растаял, на носу уже апрель.
Ты наверно за неделю потихоньку крышей съехал —
По тебе же и не скажешь — мишуру и канитель
Всю давно смотали с елки, разложили по коробкам,
Налепили этикетки и запрятали в чулан…
Только что-то нам на ветке… что-то красное синеет.
Посинело! — Это шарик!!! — Нет, оптический обман!!!
— Дети, дети, это что-то, правда, что-то посинело!
Повисело и прокисло, и упало, и торчит…
Может быть вчера соседка позабыла коромысло? —
Два ведра на коромысле, а в одном из ведер — щи!!!
— Ну, догадливый ты, дядя — щи на ветке у соседки ?-
Ты какой-то странный, дядя — непонятный, вообще —
Нам недавно говорили на уроке домоводства —
Даже в школьном пищеблоке не бывает синих щей.
— Я не знаю, дети плачут, — ох беда, беда, беда, — я
так от детских слез страдаю, — догадался про ответ —
Точно знаю, что там было — это красная кобыла
стала синею кобылой, — у нее такой вот бред.
тема — ведро с деньгами
подробность — мыло