а что это никто еще критического отзыва не написал?))))) придется пример показать
КРИТИКА НА КОНКУРС
для разбора представлена глава из повести, что несколько усложняет восприятие текста — в рассматриваемой истории не хватает необходимых описаний и совершенно непонятно — их нет в тексте в принципе или только в представленном отрывке)))
но будем работать с тем, что имеем))))
заране прошу автора простить меня, некоторых замечаний могло бы не быть, если бы к отрывку прилагалась вводная информация — где происходит действие, кто герои, сколько им лет и пр… хотя бы те события, которые были в повести до этой главы. Раз уж она очевидно не первая.))))
Итак. Первое впечатление от текста.
Прекрасный, сочный, образный, сказочный язык. Браво, автор! Даже непонятные слова воспринимаются узнаваемыми и не вызывают отторжения. Словно знал их давно и наконец вспомнил: «Точно — это именно так и называлось!»
Герои описаны немногословно — но характеры узнаваемы и преставляешь их без труда. Описываемый мир интересен и манящ. Хочется узнать его поближе. Приятное послевкусие.
Жаль в отрывке нет описания главного героя — не ясен его возраст и как он выглядит. Мысли и поступки говорят о том, что мал — но вот насколько — неясно, чтобы оценить смелость (или наивность) его решения пойти в волшебники. Но герой вызывает симпатию и за него переживаешь. Интересно его глазами наблюдать события.
В отрывке есть завязка, развитие, присутствует интрига, а завершение обещает интересное продолжние. Как отдельная глава, на мой вкус, она коротковата, но это не является недостатком — ритм книги определяет автор.
Но есть небольшие недочеты, которые повторяюсь, могут относиться только к этому отрывку, а вовсе не к самой повести, допускаю, что информация в книге присутствет.
1. Данный отрывок изобилует красочными деталями (свежеструганные еловые доски, тень от ясеня, толстые нити полотна, гвозди, жук) но вот целостная картинка не возникает при этом. Где все происходит? есть помост, обитый тканью. Есть Житька у помоста и есть жара. да еще улица, идущая вниз (и тоскливо поглядывал в сторону площади, вниз по улице, куда стекались люди.) Но где находится этот помост? В этой конкретной главе он стоит в пустоте. Даже не ясно на чем стоит — на камне на плитах, на бревнах, на земле? Это площадь или улица? а если улица — наверное есть дома с окнами, дверями и какие они? то город или поселок? или чистое поле за стенами города — окраина?
2. в отрывке есть помост, тень от ясеня (????) и только. От дерева есть тень, а от домов или посмоста нету. Мальчик мог спрятаться запросто в тени его, а не печься на жаре. Не говорю уже о том, что тень от домов спряталя бы улиа от полящего солнца. Да только их нет. Ни одного в этом голоде. Вот такая неясность.
3. время в этой истории. Житька занимает место у помоста в жару, но под вечер. Томится до прихода волшебника, но как то не ясно, сколько он ждет. А потом волшебник начинает представление в свете закатного солнца и описание завораживает, но… (В другой, когда солнце уже совсем село, и темнота сгустилась над площадью) — а сколько длилось это выступление, невольно возникает вопрос? началось оно до заката солнца и продолжилось после, до наступление полной темноты. Не шутка. Одни человек держит в напряжении толпу и не отпускает… но мир волшебный, спишем на это. Потому что в реальном ни одному волшебнику такой трюк не удался бы.
4. Толпа. нечто совершенно загадочное. Я могу представить толпу. Но в данном отрывке мне не хватило исходных данным, чтобы увидеть из кого она состоит. Разве что из одних мужчин и мальчика Житьки.
куда стекались люди...,
Он шёл против потока людей, вежливо раздвигая толпу, то и дело раскланиваясь с зеваками, оттого продвигался чрезвычайно медленно.
Волшебник поклонился народу.
заглушая шум толпы и привлекая внимание прохожих, которые стали оглядываться и останавливаться, подходить ближе и тесниться у края помоста.
— Эй! Ты жив ли ещё, мудрейший? — весело крикнул кто-то из толпы.
— Гляди, да он исчез! Как есть, растворился, — послышался ответ.
— Брехня, сбежал просто, — буркнул кто-то.
обычный говор мужиков обжёг своей грубостью
одни мужчины — я не преувеличиваю. В толпе, которая представляет народ, больше никого нет.
И дальше в действии участвуют только мужчины. Единственная женщина в главе — мать, появляется только в доме, так что берусь предположить — женщины в этом мире заперты по домам — и я совершенно зря придираюсь к автору.
5. последняя сцена хороша по действию, но картинки по прежнему не возникло.
Пошёл к Дворцовой — сегодня пускали всех, и народу натекло сотен пять, не меньше. Гомону, шуму, но все по краям площади теснились, а перед собором, перед самыми его громадными, серебряными воротами выстроились в ряд…
есть площадь и ворота огромные собора. самого собора нет. не описан, как и город. площадь — это пустое место огороженное даниями, но их нет в этом городе а есть некое непонятное строение с огромными воротами — что крайне загадочно, потому что ворота бывают у забора, а у здания как ни странно все-таки двери. Пусть и огромные — но двери. что дальше в тексте и написано.
Под праздничный, медный крик рогов, кованные серебром двери медленно распахнулись, и из тьмы на свет, по двое стали выходить первейшие волшебники.
и тут выходит, что громадные серебрянные ворота у нас стояли сами по себе перед собором с коваными серебром дверями.
старик развернулся и побрёл в темноту распахнутых ворот собора… Медленно закрывались тяжёлые ворота, степенно проходили через них последние волшебники, отворачиваясь от Житьки… хотели распахнуть ворота, но кто-то крикнул: «Ворота не трогать! До обряда никто не выйдет!..
так двери или ворота? мое воображение дало сбой.
6. автор не показал нам как следует последнюю сцену. Пришлось слушать происходящее. Я так и не поняла, куда вскочил мальчик, там было темна, а потом
Больше он не мог видеть ничего, но только слышал, как спорят, крича до хрипоты, волшебники, он не понимал ни слова, он видел только собственную мечту, разбитую, плавающую осколками в маслянистой жидкости, которая уже успела пропитать ткань на его коленках… Слезы больше не текли, и он смотрел на осколки толстого, мутного стекла, на разлитое по мозаичному полу волшебство и думал
а это вообе никак не стыкуется. так видел или не видел. потому что я так точне нечего кроме мозаичного пола в соборе не разглядела. Мальчик даже голову не поднял и не посмотрел на человека с ласковым голосом. А странно как-то — он же на коленях стоял, а не лицом в луже лежал. Мог бы и осмотреть кругом, а не только слушать. Ну да ладно))))
Текст хорош. Читается легко и держит внимание. А что есть недочеты в нем, Так это исправимо. Надеюсь.
Двадцать вершин образовали Огненные рыбы, безжизненные, остывшие. Между их чёрными телами двигались радужные кальмары, вычерчивали дорожки рёбер, ровно, как по линеечке.
лишнее и так понятно
Ощущение чужого присутствия немного отпустило.
неудачно — присутствие не ощущение
Потом чужое пропало(,) как не было, зато ожили Огненные рыбы за бортом.
непонятно — что чужое пропало
Закричала Криста.
Сознание Алекса распадалось, тело кричало от боли, его выворачивало наизнанку, выворачивало многократно, размазывало между витками тугой пружины, взведённой каруселью Огненных рыб.
второе «кричало» лучше заменить на «тело корчилось», что вернее
Вода помутнела, словно Криста была обсыпана мукой. Она таяла, растворялась в океане, увидел Алекс.
совершенно непонятно предложение — «она» — это мука или Криста? — а«увидел Алекс» вообще неясно к чему относится — словно опечатка
круто)))) ооооо понравилось — самая невероятно-земная версия развития жизни
Оффтопикв тексте есть повторы — если хотите: могу показать
и еще одно место вызвало сомнение -если свет был погашен — как в полной темноте она видела, это сцена у домовины
Только, Светлана, грохнув свой профиль вы автоматически сделали мертвыми все ссылки на произведения — которые есть в 3 номерах журнала)))) если не восстановите мне придется удалить их из каталога
заглушая шум толпы и привлекая внимание прохожих, которые стали оглядываться и останавливаться, подходить ближе и тесниться у края помоста.
— Гляди, да он исчез! Как есть, растворился, — послышался ответ.
— Брехня, сбежал просто, — буркнул кто-то.
ихчёрными телами двигались радужные кальмары, вычерчивали дорожки рёбер, ровно, как по линеечке.Сознание Алекса распадалось, тело кричало от боли, его выворачивало наизнанку, выворачивало многократно, размазывало между витками тугой пружины, взведённой каруселью Огненных рыб.
и еще одно место вызвало сомнение -если свет был погашен — как в полной темноте она видела, это сцена у домовины