Иду по следам отгремевшей «Зимней сказки».
Раёшник — что это за форма стихосложения?
В чем отличие рифмованной прозы от обычного стиха, записанного в строчку?
Если кто-то из Мастеровчан знает материал и поможет мне разобраться в вопросе – буду благодарна.
А я всё жду пришествия поэтов
Как соловей зимой тепла и лета
_________________________________________________________________________________
Определения, которые отыскала на просторах инета:
Раёшный стих — акцентный стих с парной рифмовкой. Употреблялся в балаганных прибаутках (см. Балаган и Раёк), народных драмах, подписях под лубочными картинками, был распространён в русской поэзии XVII XVIII вв.; позднее встречается в стилизациях… Энциклопедический словарь
• Раёшный стих — Раёк, также Раёшник «Раёк» в старину: ящик с передвижными картинками, на которые смотрели в толстое («брюшистое») стекло. Показ картинок «раёшник» сопровождался комментарием или комическими прибаутками; отсюда «раешные стихи». Картинки эти… … Википедия
• Раёшный стих — народный стих, в котором единственным фонетически организующим началом является членение на строки и рифма (обычно парная) в конце строк. Никакой закономерности числа и расположения слогов и ударений нет. Так сложены прибаутки раёшников в … Большая советская энциклопедия
• Раёшный стих, раёк — древнейшая форма русского народного дисметрического стиха (верлибр) со смежными рифмами, определяемого интонационно фразовым и паузным членением. Короче говоря, это рифмованный фразовик. Тематика и жанры Р. с. самые разнообразные: от злободневной … Поэтический словарь
• Фразовик — ФРАЗОВИ´К одна из разновидностей русского дисметрического верлибра (свободного стиха). В основе строения Ф. лежит свободное членение поэтической речи на стиховые строки, где граница интонационной волны, отмечаемая концевой конструктивной паузой,… … Поэтический словарь
• Рифмованная проза — художественный текст, который лишён внутреннего ритма (чередование ударных и безударных слогов не упорядочено), однако содержит в себе рифмы. Если завершающиеся рифмами отрезки в целом совпадают с синтаксическими паузами… … Википедия
Истоки раёшного стиха в народном творчестве — пословицы, поговорки, прибаутки; громкие, разудалые уличные торговцы, нахваливающие свой товар; румяные, шумные скоморохи, зазывающие народ в балаган на праздничной ярмарке.
Рисуются картинки очень яркие, залихватские.
из книги «Народно-поэтическая сатира», Л., 1960:
А вот, господа, разыгрывается лотерея.
Воловий хвост да два филея!..
Еще разыгрываются часы о двенадцати камнях
Да на трех кирпичах.
Из неметчины привезены на дровнях!
Еще разыгрывается чайник без крышки, без дна —
Только ручка одна!..
Настоящий китайский фарфор!
Был выкинут на двор,
А я подобрал, да так разумею,
Что можно и фарфор разыграть в лотерею!
Ну, ребята, налетайте —
Мои билеты раскупайте!..
Вам билеты на цигарки сгодятся,
А у меня в мошне рубли зашевелятся!..
…
Демьян Бедный
Поужинавши с попадьей обильно,
Глядел поп на попадью умильно:
«Кончала б уж ты, мать, свое чаепитие,
Потому как я чувствую в себе наитие».
И так-то поп в мыслях своих распалился,
Ан, тут мужик к нему в горницу ввалился
И, не отдышавшись, забубнил у дверей:
«Иди ко мне, батя, скорей.
Прибилась ко мне утресь старушка,
Убогая побирушка,
Попросилась с устатку — прилечь,
Пособил я ей взобраться на печь.
Бесперечь весь день на печи она кашлем дявилася,
А нынче у нее икотка появилася,
Губами шевелит, что-то сказать старается,
Видать по всему — помирать собирается!»
Такой стих, как правило, не лиричен, но очень ироничен.
Знаменитая сказка «О попе и о работнике его Балде» написана Пушкиным вольным раёшным стихом.
Я выбирала эту форму подачи интуитивно, особо не изучая материал.
Из своего опыта могу сказать, что слова, написанные в таком стиле, великолепно звучат и воспринимаются со сцены.
Как раз отсутствие единого четкого ритма дает свободу для смысловых пауз, интонирования, смены темпа.
Раёшный стих довольно редкое явление в литературе. Причина, в основном, в его нестройности, ершистости. Любителей такого стиха считали всегда поэтами второго сорта.
Конечно, по сравнению с выглаженным и ритмически правильным собратом, раёшник выглядит недостаточно презентабельно.
Но зачем же причёсывать уличного скомороха и надевать на него галстук-удавку? Его задача рассказать историю, собрав побольше зрителей, и так, чтобы никому (включая и его самого) не было скучно.
Не требуйте от него чёткого и стройного шага, но он не хромой. Скоморох подвижен, гибок и красноречив. Его слова просты и доступны, а тело при этом исполняет самые неожиданные пируэты.
Раёшный стих часто записывают в строку и называют рифмованной прозой. Вот тут я запуталась — кто есть кто?
Рифмованная проза (как явствует из определения) – это текст без какого-то ни было ритма, в котором встречается рифма.
А в раёшном стихе, рифмовка и ритмика идет по фразам, смысловым и синтаксическим паузам.
???..
Поэтом-раёшником и основоположником рифмованной прозы в русской литературе считают Семёна Кирсанова (1906-1972), которого называли «циркач стиха».
«… свободный стих, по правилам — нерифмованный, но Кирсанову это было скучно, и он рассеял немногочисленные рифмы, в незаметных и неожиданных местах. „Ночь под Новый век“ (1940)… рифмы вышли из подполья и разбросались по строчкам в нарочито причудливых переплетениях… В науке такая система стихосложения называется, парадоксальным образом, „рифмованная проза“. „Рифмованная“ — потому что от трети до половины всех слов оказываются рифмованными (в два с лишним раза больше, чем, например, в „Евгении Онегине“). „Проза“ — потому что эти рифмы не членят текст на стихотворные строчки, не подчеркивают в нём ни ритмических, ни синтаксических пауз, а возникают неожиданно и непредсказуемо — не как структура, а как украшение» © М. Л. Гаспаров
«Хулы ему досталось никак не меньше, чем хвалы. Причем хвалили и ругали за одно и то же. За формализм – за что же еще! За «словесное трюкачество» и «эстетско-формалистскую окраску творчества», которые, переводя из негатива в позитив, можно поименовать «разнообразием ритмов и словесной изобретательностью» или «поэтикой циркового происхождения». В первом случае дело сводится к призыву преодолеть формализм, во втором, хвалебном, с удовлетворением отмечается, что с годами эта поэзия все же стала «проще по форме»
…………
«Циркач стиха»… Так он назвал себя, говоря о «номере поэзии», исполняемом высоко под куполом, «на проволоке строки», ни с кем не в ногу.
Даже поэты и критики, так сказать, профессиональные читатели, увлеченные или раздраженные тем — как говорит Кирсанов, упускали из внимания — что он говорит. Хотя, вроде бы, должны были знать о неразрывности этих вещей.
А Кирсанов — смысловик…» © Вадим Перельмутер
Интересный для меня момент.
Семён Кирсанов родился в Одессе, которая входила на тот момент в состав Херсонской губернии, в семье известного закройщика. В студенческие годы он организовал самодеятельный театр, в котором выступал как автор пьес и актер.
Эти факты (и еще одна дата) удивительным образом перекликаются с биографией автора данного топика.)))
«Вот так, начнешь изучать фамильные портреты и уверуешь в переселение душ» © )))
Из стихотворения «Черновик» С. Кирсанова:
«Это было написано все на листках,
рваных, разных размеров, откуда-то вырванных.
Отчего же так гладко в чистовике,
так подогнано все и подобрано,
так уложено ровно в остывшей строке,
после правки и чтенья подробного?
И когда я заканчивал буквы стирать
для полнейшего правдоподобия —
начинал, начинал, начинал он терять
все свое, все мое, все особое,
умирала моя черновая тетрадь,
умирала небрежная правда помарок,
мир, который был так неожидан и ярок
и который увидеть сумели бы вы,
в этом сам я повинен, в словах не пришедших,
это было как встреча
двух — мимо прошедших,
как любовь, отвернувшаяся от любви».
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.