Стоял поздний вечер. Удивительно, но ничего, кроме как стоять или наступать, вечер не может. Ему не дано ни бегать, ни лежать, ни даже сидеть. Печально, но это факт. А факт, как известно, самая упрямая вещь в мире.
В этот поздний час, когда уже приближалось к полуночи, на Патриарших прудах было пусто. Не глазели на знаменитую аллею туристы из музея Булгакова, не бежали по своим делам случайные прохожие. Тихо, пусто и безлюдно было на Патриарших — только где-то далеко шумели машины, да сидела на одной из скамеек девчонка лет четырнадцати, запрокинув голову и глядя в тёмное небо. Рядом с ней на скамейке, как безмолвный собеседник, примостился футляр со скрипкой.
Таша смотрела на полную луну, игравшую в прятки с облаками. Когда бледная любимица поэтов появлялась на небе, она изломано отражалась в зеркальных окнах, играла на тихих волнах пруда, скользила призрачными бликами по мечтательно шелестящим листьям клёнов. В душистом вечернем воздухе витали нотки расцветающей сирени, увядающей черёмухи и Листа.
Домой идти не хотелось. Да и не моглось Таше туда идти: опоздала она на последнюю электричку до своего родного городка. Так что, по-хорошему, ей надо было бы ехать к бабушке в Тушино, но вместо этого она уже больше часа сидела здесь, на своих любимых Патриарших.
«Мефисто-вальс[1], — поняла Таша, прислушавшись к звукам из невидимого открытого окна. — Хороший вкус у кого-то…»
В этот миг в конце шумящей аллеи показались два человека. Золотистые отблески фонарей придавали им некую сюрреалистичность — хотя и без отблеска фонарей эти два субъекта выглядели более чем странно.
Вдохновенное лицо первого было обрамлено великолепными курчавыми бакенбардами и одуванчиковой шапкой тёмных кудрей. Из-под очков-половинок, сидящих на кончике аккуратного носа, — почему-то ничего не отражавших, — зорко глядели на мир мечтательные глаза небесной ясности. Мгновенно приметив всё это в неверном свете фонарей, Таша с изумлением поняла, что лицо этого человека ей знакомо. Да и второй, меланхоличный невысокий брюнет с тонкими гусарскими усиками, — помоложе первого, — явно где-то ей уже встречался.
Но в первую очередь удивили Ташу их одеяния: фраки, жилеты и панталоны старинного покроя, трости под мышками, цилиндры в руках и лакированные туфли с золочёными пряжками. Они негромко переговаривались на каком-то иностранном языке; спустя некоторое время Таша определила, что это французский. Однако, насколько она знала, даже французы не склонны были одеваться по моде девятнадцатого века.
«Впрочем, мода — это истеричная дамочка, бегающая кругами по комнате, — подумала Таша. — Угнаться за ней невозможно, но, если стоять смирно, рано или поздно она сама на тебя налетит…»
— Печально я гляжу на это поколенье! — ни к кому не обращаясь, вдруг произнёс чудак помоложе — на чистейшем русском языке.
— Всегда ты так, Миша, — его собеседник укоризненно поправил очки, прежде чем присесть на лавочку напротив Таши. — Мизантропом был, мизантропом и останешься.
Таша насторожилась. Русские, безупречно говорящие по-французски, одетые на старинный манер… Неужели ещё одно безумное явление этого безумного года?
— Как же переменилось это место! — продолжил тот, что в очках. — Подумать только… Ты ведь помнишь рыбный пруд на Козьем Болоте?
— La place terrible[2], — поморщился Миша.
— И вот, однако, что стало с ним теперь! Чудный бульвар, липы, лебеди…
Стараясь отвлечься и не слушать, Таша перебирала собственные мысли, пытаясь найти ту, что была бы важнее чудаков-иностранцев.
«Семинар… Дом… Четыре хвоста… Да, четыре хвоста! — спохватилась она. — Так, русский я подучила, алгебру… хм, тоже, впрочем, ничего. Литературу знаю. А вот биология… Да ещё и новую программу по специальности надо бы учить потихоньку… Эх! Называется, похороните меня за плинтусом, а памятник себе хочу нерукотворный…»
— Нерукотворный памятник, — язвительно и желчно улыбнулся Миша, — не просить бы надо, а самой воздвигнуть…
Таша вскочила:
— Как… вы услышали?
Оба чудака, вскинув головы, воззрились на неё в крайнем изумлении.
— Помилуйте, mademoiselle, — наконец вскинул бровь Миша, — мы находимся совсем рядом с вами. Услышать вас немудрено.
— Но я же подумала!
— С позволения сказать, вы неправы, сударыня, — мягко возразил Мишин спутник. — Разве человек в силах услышать мысли другого живого существа? Верно, вы сами не заметили, как произнесли это вслух.
— Да? Да… — Таша медленно опустилась обратно на скамью: голубые глаза чудака были столь искренними, что не поверить им было невозможно. — Наверное. Просто… я устала.
Миша окинул взглядом вначале Ташу, затем футляр со скрипкой — язвительная улыбка теперь пряталась в уголках его губ:
— Устали, говорите? А как зовут вас?
Таша угрюмо мотнула головой.
— Не желаете отвечать? Что ж, — Миша пожал плечами, — вас никто не неволит… mademoiselle Natalie.
— А имя-то моё вы откуда знаете? — Таша снова вскочила.
— На футляре вашем вышито, — Миша указал небольшой холёной рукой на скрипку.
— А… ясно… — чувствуя себя неваляшкой, Таша села обратно. Какое-то время смотрела на изящные пальцы чудака с аккуратными, безупречно подпиленными ногтями, а потом всё-таки буркнула:
— «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»…
— Любите «Евгения Онегина»? — с неожиданным весельем осведомился Миша.
— Ну… не могу сказать, что люблю и обожаю, но читаю. Он же обязательный по школьной программе. Пушкин.
— Велик и славен Александр Сергеевич! — Миша упёр трость в землю, сложив руки на золочёном набалдашнике. — А ты как думаешь, Саша?
Его собеседник не ответил — он задумчиво смотрел вдаль, и странная печаль отражалась в его глазах.
— Natalie, Natalie… — Миша вздохнул. — О, эти женщины! Хватит печалиться, Саша. Мы ведь давно уже знаем, что так поступают все они.
— Как «так»?
— Позвольте, m-lle Tasha, — не обращая ровно никакого внимания на её вопрос, продолжил Миша, — задать вам вопрос: что вы делаете здесь одна в столь поздний час?
— Гуляю, — буркнула девочка, уже не удивляясь, откуда чудак узнал её домашнее имя — пусть даже произнесено оно было с ударением на последний слог на французский манер.
— В одиночестве?
— Я… мне домой не хочется, — неожиданно для самой себя высказала Таша причину своего опоздания на последнюю электричку: невольного, но на подсознательном уровне желательного. — Вечно родители ругаются, брат достаёт… А квартира у нас однокомнатная, и уединиться нигде нельзя. Я сейчас к бабушке поеду, но бабушка начнёт против мамы настраивать, она с ней поругалась давно… так что я лучше попозже приеду, когда она уже спать ляжет.
— Важнее семьи ничего на свете нет, — склонив голову набок, изрёк Саша. — Вы музыкант, как вижу?
— Музыкальную школу в этом году заканчиваю.
— Люди творческие с причудами все, конечно, да только семья… — чудак печально покачал головой.
— Прав он, m-lle Tasha, поверьте, — добавил Миша. — На собственной жизни испытал: мою maman чахотка унесла, когда я ребёнком был. Она, к слову, была одарена душою музыкальной. На фортепиано музицировала. Может, от неё я унаследовал чрезвычайную нервность свою… — мужчина усмехнулся. — А папенька с бабушкой в недобрых отношениях были. Бабушка меня воспитывала, окружив любовью и заботами, но не то это, не то…
— Как вы знаете, часто мы осознаём, чего лишились, лишь утратив это, — закончил Саша. — Но к тому времени, как вы понимаете, уже поздно что-либо исправлять…
Таша молча кивнула. На аллее ненадолго воцарилась тишина.
— Могу я… тоже вам вопрос задать? — собравшись с духом, наконец спросила девочка.
— Запретить вам мы не в силах, — ответствовал ей Миша.
— А… почему вы так странно одеты?
Чудаки переглянулись.
— Актёры мы, — немного подумав, вдохновенно произнёс Миша.
— Задание такое нам дали, — видно, вспомнив что-то, добавил Саша.
— Угу, — хмыкнула Таша, ни капельки им не поверив.
Впрочем, объяснение было разумным. Слишком разумным для правды.
— А я сегодня путешествовал в метро, — разбив тишину, молвил Саша. — Прелюбопытнейший всё-таки вид транспорта, метро! Да…
— Быть может, откроешь мне наконец таинственную причину твоего опоздания на нашу встречу? — преязвительнейше осведомился Миша. — Запамятовал, в каком она месте и в который час? Рассеянность, гения верная подруга?
— О, нет, — мужчина тонко улыбнулся. — Я услыхал внезапно, как неразумный отрок в переходе читает вслух монолог Арбенина из «Карнавала»…
— Вот как, — лицо его собеседника стало каменным. — И что ж?
— О, это было чудовищно! Это было столь восхитительно чудовищно, что я не удержался, чтобы не послушать немного. Такое я впервые увидал: не музыкант, не нищий просто, но читатель. И какой! Интонации, текст… ничего верного, ничего святого!
— У нас в школе тоже был один, — улыбнулась Таша, — когда я ещё училась в школе. Сейчас-то я в училище, а у нас была хорошая школа… Так там один парень так читал стихи, что просто… — она махнула рукой. — Думаю, когда он «Памятник» сдавал на зачёте, Пушкин в гробу переворачивался.
— А если бы Александр Сергеевич и взаправду его услышал? — невзначай поинтересовался Саша.
— Шкуру бы содрал. Заживо, — подумав, ответила Таша. — А поскольку этот парень меня звал не иначе как «ботаном», то я иногда жалела, что Пушкин его не может услышать… по техническим причинам.
— Подобной причиной вы сочли его безвременную кончину?
— А что же ещё?
— Боюсь, m-lle Tasha, — вмешался Миша с лукавой улыбкой, — что вы фатально заблуждаетесь на этот счёт.
Она рассмеялась:
— Хотите сказать, что Пушкин не только воскрес, но и сейчас жив и здоров, и вполне может как-нибудь нагрянуть на урок в семьсот двенадцатую школу?
— Почему бы и не так? Гении ведь не умирают, они уходят в бессмертие.
Таша побарабанила пальцами по чёрной ткани футляра. Её вдруг посетила странная, безумная догадка.
А, была не была…
— Значит, по вашей логике, Пушкин никогда и не умирал… — она вдохнула поглубже. — А, может, у вас есть какая-то теория… насчёт того, куда же после смерти уходят гении?
Чудаки задумчиво переглянулись. Потом заговорили вполголоса на французском, казалось, споря о чём-то — и в певучем ручейке их речи Таша различила особенно часто повторяемое Мишей «fatalité»[3]. Потом Саша развёл руками, Миша успокаивающе коснулся его плеча — и наконец повернулся к девочке.
— Что ж, — сказал он, — таковая теория у нас действительно имеется. Попробую изложить её максимально кратко и доступно. Положим, что некая организация под названием… хм…
— Орден Добропорядочных Гениев! — оживилась Таша.
— Почему так? — вскинул бровь Саша.
— Ну, такая организация наверняка должна называться «Орденом». А недобропорядочных гениев не бывает, потому что «гений и злодейство»…
— …«две вещи несовместные», — закончил Саша. — И что, вы действительно так считаете?
— Конечно!
— Пусть будет так, — кивнул Миша, движением брови выразив вежливое сомнение. — Да, и вот когда гений — Моцарт, Пушкин, Дали, Эйнштейн… не суть важно, в науке или искусстве… реализует свой талант, Орден связывается с ним. Гению делают предложение: когда он устанет от мирской суеты, то сможет оставить этот грешный мир и уйти туда, где обретёт вечный покой. Где свечи будут вечно гореть на столе, и гусиное перо скрипеть на старинной бумаге, и душистые ветки сирени склонятся в его окно… Где он найдёт всех, кого любил и потерял, где сможет творить для них, не опасаясь зависти и злобы.
— Так я и знала, что со смертью Моцарта дело нечисто, — пробормотала Таша.
— О, эти богомерзкие слухи о его отравлении! — поморщился Саша. — Даже когда Моцарт и Сальери встретились там, Вольфи так и не смог себе простить загубленного доброго имени своего учителя, друга и наставника…
— Однако порой гениям хочется повидать отчизну, — ресницы Миши насмешливо дрогнули, — пусть даже в большинстве случае отчизна своих гениев отнюдь не ценила. И для этого им даётся одна ночь в семь лет. Одна ночь, с заката до рассвета — когда они могут вернуться на родину из потустороннего мира. И никому из простых смертных не дано их видеть… — он сощурился, глядя Таше в глаза, — кроме нескольких избранных, видимо.
Таша потупилась.
— Одна ночь в семь лет? — прикинув кое-то в уме, повторила она — Но это ведь… так мало!
— Смотря, какая будет эта ночь, — улыбнулся Саша.
Таша задумчиво взглянула в освещённое круглолицей луной небо.
— Интересно… Получается, сегодня, здесь и сейчас вполне может появиться Михаил Булгаков?
— Не только Михаилу Афанасьевичу было бы интересно, что стало нынче с Патриаршей слободой, — усмехнулся Миша.
На Ташу вдруг повеяло ледяным ветром. Пара листьев клёна на глазах засохли и скукожились. Чудаки переглянулись.
— Засиделись… — Саша решительно поднялся с лавки. — У нас мало времени. Au revoir, mademoiselle!
— Что ж, прощайте, m-lle Tasha, — Миша вслед за товарищем любезно поклонился на прощанье. — Хотя, быть может, ещё свидимся, — со странной усмешкой он взглянул на её скрипку, — если изволите прилежно учиться.
Чудаки повернулись и неторопливо пошли по залитой лунным светом аллее. Странная тоска подступила к горлу — Таша поняла, что вот эти люди уходят, уходят в никуда, и больше они никогда не встретятся…
— Подождите! — внезапно крикнула девочка. Чудаки обернулись. — Извините… Не могли бы вы… расписаться? — она торопливо вынула из сумки хрестоматию по литературе для девятого класса.
— Зачем?
— Просто… — Таша робко взмахнула учебником, — ну пожалуйста…
Миша скептически вскинул бровь — однако Саша с лукавым прищуром протянул руку:
— Что ж, извольте. Самопишущее перо, полагаю, у вас также имеется?
Поколебавшись, Миша в конце концов всё же принял из рук товарища хрестоматию и шариковую ручку.
— Думаю, вам стоит поберечь эту книгу, — возвратив Таше её имущество, иронично улыбнулся он. — А вот теперь точно au revoir!
— До свиданья… — Таша машинально открыла хрестоматию, на какой-то миг опустив взгляд на подписи на форзаце. Разглядела затейливые закорючки, быстро подняла голову — но залитая лунным светом тихая аллея была пуста. Чудаки исчезли.
Уже зная, просто желая удостовериться — Таша пролистала учебник и открыла страницу с портретами Пушкина и Лермонтова.
— Ну да, — хмыкнула она. — Такие знакомые лица…
Ещё минуту она стояла, задумчиво перекачиваясь с мыска на пятку; а потом спрятала учебник в сумку, подхватила футляр со скрипкой и решительно зашагала — домой.
2008 г.
[1] Фортепианное произведение Ференца Листа, подразумевающее музыкальный диалог Фауста и Мефистофеля.
[2] Ужасное место (франц.)
[3] Судьба (франц.)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.