Где-то далеко-далеко на вершине величественного холма жил старец. Он любил подолгу сидеть над самой пропастью недалеко от своей дряхлой хижины и, представляя себя степенной, непреступной горой, думать о вечности. Порой он сидел так весь день или даже несколько. Небесные светила снисходительно наблюдали за ним с недостижимой высоты, ветер трепал его бороду и нашептывал тайны мироздания, а мелкие птицы, принимая старца за истукана, укрывались от непогоды в его просторных одеждах, прикрывающих почти недвижимое тело. Но всё же старец был не статуей, а человеком, и человеческое в нём неизменно напоминало о себе чувством голода и жажды. Тогда он неохотно отрывался от своего любимого занятия и спускался с холма, в деревню у его подножия. Там старец просил милостыню и на вырученные гроши покупал себе нехитрую похлебку да кружку чая, чтобы вдоволь наевшись и напившись вернуться обратно на холм. Людьми в деревне старец воспринимался диковинкой и хотя он жил скромно, тихо и замкнуто, о нём ходили слухи и слагались легенды. Вплоть до того, что прикосновение к рукаву его балахона сулит счастье и богатство. Конечно, большинство не верило сплетням и среди этого большинства затесался бывалый толстый трактирщик, продававший старцу еду.
— Живёшь милостыней, бездельник, а ведь мог бы работать, как все нормальные люди, — частенько ворчал в бороду он, подавая старцу очередную порцию похлёбки.
— Но как же я буду работать, я слишком стар и немощен, — беззлобно отвечал ему старец, но сердце трактирщика оставалось всё таким же черствым.
— Было бы желание и смекалка, а работа найдётся. А ты вот длинную жизнь прожил, а мудрости не нажил.
Обычно старец отмалчивался на едкие выпады трактирщика, но в этот раз решил спросить:
— И в чём же, по-твоему, заключается мудрость?
— В целеустремленности, — не задумываясь ответил трактирщик. — Терпеть не могу тех, кто живёт наполовину и паразитирует на других. Вот и тебе стоит выбрать, кто ты: старец с величественного холма или жалкий попрошайка в деревни у его подножия.
Крепко задумался над словами трактирщика старец и в задумчивости пошёл обратно на свой холм. Вернувшись домой, старец ещё три дня о чём-то серьёзно размышлял, а потом тайком спустился обратно в деревню, дождался пока трактирщик, закончив работу, закроет своё заведение и сжёг трактир дотла. Знал старец, как устроить такой пожар, чтобы никто ничего не смог сделать, и в одночасье трактирщик лишился дела всей жизни. Он сразу же догадался, кто всему виной, но доказательств не было, и к ответу старца трактирщик призвать не мог, тогда он ринулся сам разбираться с поджигателем: схватил топор и пошёл на холм. Увидев старца, безмятежно сидящего у хижины, трактирщик вдруг замедлился: ему стало совестно убивать безоружного человека и прежде он решил с ним поговорить.
— Скажи, старец, — обратился к злодею трактирщик. — Неужели я тебя настолько обидел, что ты решил так жестоко меня наказать?
Старец неспешно обернулся и удивленно посмотрел на незваного гостя.
— Вовсе нет, — произнёс он. — Наоборот, твои слова показались мне весьма разумными. Они подтолкнули меня наконец сделать выбор и решиться остаться на вершине холма навсегда. Но чтобы воспоминания о вкусной еде и тепле твоего трактира меня не смущали, надо было сжечь его, тем самым освободившись от всех сомнений. А ты, как истинный философ и мудрец, должен меня понять и простить.
Ничего не смог ответить на это трактирщик, впервые в жизни у него не нашлось, что сказать. И топор сам собой выпал из руки.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.