Фантастика
Тамара вышла в фойе школы последней — весь остальной персонал, от мнемокодеров до методистов, уже рванул по домам, аж пятки засверкали. Ну, кроме директора, конечно. Его Тамара ещё минут десять после совещания успокаивала, обнадёживала, увещевала: «Семён Эрнестович, не переживайте, всё уладится, у меня муж — киберпсихолог, они сейчас над этой бедой работают. Победят любую заразу — не сомневайтесь, я знаю». Молодой директор-то. Энтузиаст. И тут такое — срыв учебного процесса, отмена занятий и главное — Первое Сентября! Которое по календарю завтра, а педсостав дружно свихнулся — все сорок два киберлектора, с первого по двенадцатый классы. Тут запаникуешь, пожалуй. Бедняжка Семён, так и остался в своём кабинете — будет до вечера по департаментам и министерствам названивать. А что звонить? От них теперь ничего не зависит.
Возле прозрачных автоматических дверей на входе стояли молоденькие подружки Наточка и Таточка — ещё двое «живых» педагогов школы.
— Вы чего тут? — спросила Тамара.
— Гляньте! — Таточка показала пальцем сквозь стекло.
На улице возле клумбы столпилось штук десять преподавателей-андроидов, кажется, «естественников». Что-то заворожённо разглядывали в цветах.
— Ну и что? — Тамара пожала плечами.
— Они бабочку увидели!
— Да и шут с ними. Они естественники, им положено. Вы что домой не идёте, сказано же — каникулы продолжаются.
— Страшно.
— Не дрейфь, девки! — Тамара решительно шагнула к выходу. — За мной!
Они без проблем миновали группу свихнувшихся андроидов, вышли к автостоянке.
— Тамара Николаевна, вы что, на машине поедете? Там же вирус! Они же все заражённые!
— Нет, я пешком попрусь через весь город, — сказала Тамара, садясь в свою «Лайбочку». — Девчонки, хватит паниковать уже. Ну, чокнулись железки, но на людей-то пока не бросаются.
Машина тронулась с места, подружки проводили её насторожённым взглядом.
Всю дорогу Тамара была в задумчивости. Кто будет учить детей? Четверо преподавателей на всю школу — маловато.
«А ведь хотели и последних сократить, — с сарказмом подумала она. — Правильно, железки надёжней. И жрать не просят».
Всех заменить на андроидов не получилось по одной причине — иногда в классе нужен был человек. Просто необходим.
Тамара вспомнила, как в прошлом году тестировали группу дошколят. Детям предложено было ответить на вопрос «Где живёт рыбка?» и нарисовать, как они это себе представляют. Из тридцати ребятишек двадцать изобразили аквариум в супермаркете, девять — безбрежный океан. А один мальчик нарисовал домик. Озаботился тем, чтобы рыбке было где жить. Оказалось, что для него Рыбка — не пищевой продукт, не что-то далёкое и чуждое в таинственных глубинах, а живое и чувствующее создание.
Вот такие мальчики и задают вопросы, на которых виснут электронные мозги, вот здесь и нужны учителя-люди, педагоги общей практики, как их теперь называют.
Машина остановилась возле дома, Тамара собралась было выходить, как вдруг подала голос «Лайбочка», вернее, бортовой компьютер:
— Можно, я погуляю?
— Как? — опешила Тамара.
— Я немножко покатаюсь и приеду, ладно?
— Хм… — Тамара не знала, что сказать. И как-то машинально ответила: — Ладно, только недолго.
— Ура, — сказала «Лайбочка», — я мигом!
«Чёрт-те что, — думала Тамара, провожая авто взглядом. — А завтра она закурить попросит?»
Дома было темно и пусто. Генка с работы так и не пришёл. Даже сообщения не оставил — совсем у них там запарка, похоже. «И Катька не звонит, — грустно подумала Тамара, — не нужна мать стала. Хоть бы внука привезла, всё равно занятия отменили».
Она прислушалась — в доме кто-то бубнил. Тамара догадалась — из скрытых динамиков слышался тихий голос «домохозяйки», хоумкибера Эльзы. Обычно мягко-официальная, теперь она явственно произнесла: «Жопа».
Вот те здрасьте-новости…
— Жоп-па, — с расстановкой повторила Эльза и хихикнула.
— Эт-то что такое? — грозно спросила Тамара.
— Ой! — пискнула кибер-хозяйка и замолчала.
«И ведь не отключишь их, — думала Тамара, сама разогревая себе ужин (на Эльзу надежды не было никакой). — Что-то там Генка говорил, мол, отключишь — обратно не включишь, сразу на помойку неси робота, ибо железка дохлая получится».
Она решила лечь пораньше и спала до утра здоровым сном без сновидений.
Чуть свет заявился Генка — заросший седой щетиной, с красными от недосыпа глазами.
— Я только перекушу, вздремну часика четыре и обратно на работу, — сообщил он.
— Что, всё так плохо?
— И не говори. — Он махнул рукой. — Ничего не действует. Синапсы заглушили — бесполезно. Код не идентифицируется. Начальство кричит «Автохтонный вирус!», да какой там вирус. Чушь непонятная. Функционал не нарушен, а вот ядро псевдоличности — вдребезги, с перверсией мотиваций. Непонятно говорю? В общем, складывается такое впечатление…
Тренькнул сигнал автокухни, Генка открыл дверцу, вынул тарелку.
— Эльза, это что такое?
— Мороженое.
— Секунду. Я заказывал отбивную.
— А мороженое вкуснее, — доверительно сообщила киберхозяйка.
Тамара усмехнулась и забрала у остолбеневшего мужа тарелку.
— Давай яичницу пожарю по-быстрому. Так что там у тебя за впечатление?
— Впечатление самое фантастическое, — неуверенно продолжил тот, — даже стыдно сказать…
— Да ладно, говори, чего там.
Опять подала голос Эльза:
— Тамара Николаевна, а вы на работу пойдёте?
— Нет, Эльзочка, занятия отменены.
— Жалко. А то вам директор звонит тут.
— Ну давай директора, побеседуем.
Семён Эрнестович смотрел с экрана глазами, которые вполне можно было назвать квадратными.
— Тамара Николаевна, вам нужно срочно прибыть в школу. Остальные отказались. Вся надежда на вас.
— А что, собственно…
— Они все здесь! В школе! Собрались и ждут! — Голос директора дал петуха.
— Да кто?
— Мы, — вдруг сказала Эльза. — Ну, не все мы, только у кого ноги есть. А остальные через Сеть слушать будут.
— О как! — Генка хлопнул в ладоши. — Вот об этом я и говорил!
— То есть… В смысле…
— Первое Сентября, — важно сообщила Эльза, — все идут в школу учиться.
— Тамара Николаевна! — Директор умоляюще хлопал глазами. — Пожалуйста!
Она потёрла висок.
— Не понимаю. Чему их учить? У них вся база знаний под рукой. То есть, в их мозгах.
Генка приобнял её за плечи, прошептал на ухо:
— Томка, ты чувствуешь, что творится? Это как с ребёнком, умеющим читать. Дома на полках все тома Большой Энциклопедии, а учить его всё равно нужно. Обучение — это ведь не Энциклопедия, не только и не столько, это Жизнь, понимаешь? Учить киберов Жизни! Фантастика! Так ты поедешь?
Тамара, помедлив, кивнула.
— Я с тобой! — муж кинулся одеваться.
— Нет-нет, занимайся своими делами, а здесь уже не твой профиль, Геночка, извини.
Школьный конференцзал был битком. Сотни электронных глаз уставились на Тамару. Кого-то из присутствующих она знала — вот соседский садовник Паша, вот продавщица из цветочного ларька, вот вся бригада парикмахеров их салона красоты. Школьные киберлекторы тоже присутствовали. «Почему им всем нужно было прийти сюда? — подумала Тамара. — Есть же Киберсеть, которой все связаны».
И тут же догадалась сама: «Они подражают нам, как дети подражают взрослым».
— Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас с началом учебного года.
Как их учить? Чему их учить? С чего начать? «Мама мыла раму». Нет, Генка правильно сказал — учить Жизни. Той, которой у них до сих пор не было. И начинать нужно с главного вопроса.
Тамара повернулась к доске, установленной посреди сцены.
— А сейчас, дети, отвечаем на вопрос-задание. Внимание! Подглядывать нельзя, каждый отвечает сам.
И она вывела стилом на электронной доске:
«Где живёт рыбка?»
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.