Строфика / Крупные формы: поэмы, баллады, эссе. / Сатин Георгий
 

Строфика

0.00
 
Строфика

Строфика — одно из основных понятий теории стихосложения и одновременно одно из наименее понимаемых понятий. Не только мы — "непризнанные поэты", но и профессионалы частенько грешат против соответствующих теоретических положений. Вот я и решил посмотреть, что по поводу строфирования говорят известные стиховеды. А заодно уж и передать вам полученную мною информацию.

Строфика — раздел поэтики, изучающий формы объединения стихов в строфы, то есть в одно законченное композиционное целое. На сегодня в строфике все сводится, в сущности, к перечислению всех видов строф, приведению соответствующих примеров и указанию принципов, на основе которых происходит деление стихотворений на строфы, а также объяснению, для чего вообще это нужно. То есть объектом строфики является строфа. В поэтическом словаре Квятковского приведено следующее (с некоторыми сокращениями), довольно сложное для понимания начинающих поэтов определение термина строфа: "СТРОФА́ — это сочетание нескольких стихов*, объединенных общей мыслью. Длина стихов, их чередование и система рифм обусловлены самой структурой строфы. Строфа содержит в себе от двух до 14 стихов (сонет, онегинская строфа). Русское стихосложение обладает огромным богатством самых разнообразных строф; это многообразие обусловлено не только количеством стихов в строфе, но и системой различных метрических размеров, с комбинацией длинных и укороченных стихов, имеющих свой порядок рифмовки. Строфичность придает стихотворному произведению композиционную целостность, внутреннюю тематическую законченность и метрическое единство. Являясь архитектонической художественной формой поэтического произведения, строфа играет исключительную роль в выразительности стиха и помогает в раскрытии внутреннего содержания стихотворения".

______________________________________________________________

* Термин "стих" в теории стихосложения означает строку стихотворения.

Таким образом, строфою называется группа из определенного числа строк, повторяющаяся на всем протяжении стихотворения. Стихотворение, не расчлененное на такие группы, называется астрофическим.

Все стихи, входящие в строфу, объединены общей мыслью.

Строфичность придает стихотворению композиционную целостность, внутреннюю тематическую законченность и метрическое единство. Строфа играет исключительную роль в выразительности стихотворения и помогает в раскрытии внутреннего содержания произведения.

Поэты, особенно начинающие, часто игнорируют разбиение стихотворения на строфы. Это можно объяснить только авторским пренебрежением или зачастую желанием замаскировать огрехи в стихотворении (в частности, таким образом маскируют переносы из строфы в строфу, которые, будь то смысловые или грамматические переносы, грубо нарушают ритмическую гармонию стихотворения).

Отсутствие разбиения на строфы утяжеляет восприятие формы и содержания стихотворения при чтении, затрудняется восприятие схемы рифмовки, особенно при использовании сложных строф или при смене схемы рифмовки внутри стихотворения.

Другой, куда больший грех — это вообще произвольное разбиение стихотворения на строфы.

Построение строфы довольно демократично. Например, можно смело комбинировать строфы из четверостиший и шестистиший и т.д. Отсюда появление большого числа так называемых "твердых форм". Можно комбинировать в пределах стихотворения и строфы с различным числом строк, т.е. за строфой-четверостишием (катрен) может следовать строфа-шестистишие и т.д. Такие стихотворения называются строфоидами.

Теория стихосложения не имеет законов, есть какие-то основополагающие правила, основанные на практике стихосложения классиков — начиная от А.С. Пушкина и заканчивая, пожалуй началом 20 века, когда в моду вошла поэзия "серебрянного века" и множества литературных течений. Однако и эти правила "писаны не для всех". Часто можно увидеть в работах признанных авторитетов в филологии сразу после изложения какого-либо правила пример его несоблюдения, но при этом ученый приводит убедительные доказательства художественной целесообразности и даже необходимости отступления от этого правила.

Я приведу пример противоречивости в работе классика-филолога. Этот пример относится как раз к теме этой странички — к строфике. А имя классика — Шенгели Г.А. В его фундаментальном труде "Техника стиха" есть определение понятия "строфа", которое я уже привел выше, но повторю: — группа из определенного числа строк, повторяющаяся на всем протяжении стихотворения. Я подчеркнул слово "повторяющееся", чтобы вернуться к нему при рассмотрении рекомендаций Шенгели Г.А. по применению правила альтернанса*.

— -------------------------------------—

* Альтернанс — правило чередования рифм в стихотворении строфического строения. Порядок был разработан ..., когда в стихе было установленор чередование мужских, женских и дактилических рифм. Альтернанс имеет значение для сложных строфических форм, таких, как секстина, октава, сонет, онегинская строфа и т.д.

Цитирую Шенгели Г.А.: "Возьмем простое четверостишие с охватной рифмовкой: АббА, пара мужских рифм (бб) охвачена парою женских. Если второе четверостишие будет построено так же: ВггВ, то за четвертой строкой первого, женской, пойдет первая строка второго, также женская; рядом станут две женские, но не рифмующие между собою строки. Получается стык нерифмующих одинаковых окончаний, неприятный для слуха. Для избежания стыка применяется альтернанс: второе четверостишие начинают мужской строкой, давая для него такую схему: вГГв. Третье четверостишие опять начинается женской: ДееД, и т.д. Общая формула такова: если в строфе даны различные окончания (мужские и женские, дактилические и женские или мужские и т.п.) и строфа построена так, что ее первая и последняя строки имеют окончания одного типа, то следующая строфа должна быть построена "навыворот", начинаясь и кончаясь строками другого типа...

Правило альтернанса, конечно, не абсолютно. Оно твердо осуществляется в русской классике. В современной русской поэзии с ним часто не считаются".

Сравнив подчеркнутые фразы, легко обнаружить противоречивость, т.к. построение "навыворот" означает различное построение строф, что противоречит определению понятия "строфа". А последний абзац цитаты подтверждает мои слова о соотношении правил и моды.

Примечание:

При подготовке этого материала использованы книги Т.Скоренко «Учебник стихосложения» и М.Швеца «Технология русского стихосложения».

 

  • Карнавал / Гиль Артём
  • Правила лонгмоба / Путевые заметки - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ / Ульяна Гринь
  • В коде / Уна Ирина
  • Живая очередь / Чугунная лира / П. Фрагорийский (Птицелов)
  • 42. E. Barret-Browning, грядущее моё / Elizabeth Barret Browning, "Сонеты с португальского" / Валентин Надеждин
  • Т / Азбука для автора / Зауэр Ирина
  • Маргарита / Тёмная вода / П. Фрагорийский (Птицелов)
  • "Раскаяние" / Aprelskaya Diana
  • Нет никого, кто был бы счастлив вечно / В созвездии Пегаса / Михайлова Наталья
  • Бег по кругу / За чертой / Магура Цукерман
  • Пыль / Звезда и Колокол / Зауэр Ирина

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль