Всё началось с похода в музей — точнее, с того, что две мои закадычные подруги по школе ввалились ко мне в субботу, как снег на голову.
И как я ни пыталась отказаться от участия в мероприятии, ничего не выходило. Девочки были непробиваемы.
— Нинка! Ну чего ты будешь сидеть одна? — возмущалась Катя, вертясь перед большим зеркалом в новой бледно-розовой блузке с вышивкой на груди. — Ты что, монашка какая?.. Или совсем дурочка?
— Во-во, — поддакнула Светка, которая в этот момент листала глянцевый журнал, — я ей тоже самое говорю! Нечего отбиваться от коллектива. Все идут — и ты топай со всеми. А то смотри, эгоистка какая нашлась!
Упрёк в эгоизме обидел меня до глубины души. Разве я что-нибудь жалела для девчонок? Или хоть раз отказалась дать списать домашку по литературе?
— У меня и надеть нечего, — попробовала я снова возразить, втайне надеясь, что всё-таки прокатит. А зря!
Катя и Света вечно спорили о вкусах, чуть не ругались, но если уж обе хватались за одну идею, переубедить их было невозможно.
Вот и теперь Светка, окинув меня бесцеремонным взглядом, безжалостно приговорила:
— И в джинсах сходишь, не в театр идём!
— Вон у тебя какая футболка есть, цвет классный, и вообще смотрится бравенько… — Это Катя вытащила из шкафа мою любимую голубую футболку со стразами. — Надевай, и волосы причеши… Давай, быстро! А то опоздаем.
Пришлось собираться. Я накинула лёгкую ветровку, начесала волосы, чтобы не выглядели прилизанными, поправила очки и взяла сумочку.
— Кать, Свет, всё, я готова.
— Во, давно бы так! — одобрительно щёлкнула языком Светка.
Я закрыла квартиру на ключ, прикинув, что мама придёт с работы не скоро, — и мы отправились на остановку.
Сев в троллейбусе у окна и увидев в стекле своё бледное отражение, я снова спросила себя, зачем и куда меня понесло.
Наш городской музей не ахти какая достопримечательность, о нём и знают-то только свои, местные. А расскажи кому иному, так плечами пожмут: эка невидаль — смотреть захолустные музейные цацки!
Эх, по-хорошему мне надо бы не в музей, а решать задачи по математике… А то в понедельник Марта Игоревна спросит… У неё такой нюх на лодырей, сразу угадывает, кто урок не выучил! Да и вообще… На следующий год выпускные экзамены, я маме обещала десятый на пятёрки закончить. А сама вот, развлекаюсь. Хорошо хоть девчонки не на дискотеку потащили...
***
Краеведческий музей располагался в длинном деревянном доме с зелёными окнами и невысоким крыльцом. Во дворе стояли полуторки и старенькие «Волги», а возле крыльца приютилась маленькая пушка.
Войдя в небольшой вестибюль, мы повесили куртки на вешалку и гуськом прошли в узкие двери в первый зал. Тут находилась экспозиция, посвященная каменному веку: под стеклом лежали обработанные древним человеком камни, наконечники стрел и копий, сделанные из костей животных. Впечатляла лапа медведя с длинными когтями: после неё не было охоты знакомиться с мишкой поближе.
Возле бивней мамонта и черепа шерстистого носорога были прикреплены изображения реконструкции их облика. По стенам торчали рога оленей и чучела птиц. А весь дальний угол занимала большая юрта с полным внутренним убранством...
Поглазев на всё это, мы пристроились к экскурсии для шестиклассников.
Медленно продвигаясь по залам, я внимательно слушала, что говорит сухонькая экскурсовод Эмма Павловна. Катя и Светка то и дело дёргали меня, таща вперёд, так как я всё время задерживалась у экспонатов.
А ведь это так здорово: смотреть на вещь, ощупывать её глазами — и представлять, какими были эта самопрялка или ручная мельница в руках их прежних хозяев… Как выглядела крестьянская изба, а как — казачья… Какие люди жили до нас, те, что владели всем этим добром? О чём они мечтали, как смотрели на мир? Наверное, ни один экскурсовод мира не сможет это рассказать… Нам не дано проникнуть в мысли и чаяния тех времён, нас слишком держит наше собственное время.
Запах старинных вещей, как аромат прошлых веков, окутывал все залы деревянного домика, а тиканье напольных часов наполняло мою душу тихим покоем и даже блаженством. Атмосфера музея настраивала на неторопливый, старинный лад, давала отдохнуть от суеты нашего стремительного века.
Подруги ушли вперёд, видимо, отчаявшись заставить меня оторваться от созерцания вещей. И даже голос Эммы Павловны доносился из соседнего зала как-то приглушённо.
Я стояла одна в длинном зале экспозиции, посвященной восемнадцатому и девятнадцатому векам. Вернее, перед большим зеркалом, занимавшим всё пространство от пола до потолка. Золочёная рама зеркала была украшена причудливыми завитушками, чёрный лак добавлял строгости, а в гладком блестящем стекле был словно бы ещё один зал, точное повторение этого...
Протянув руку к раме, я оглянулась: не видит ли кто?
К счастью, вокруг никого не было, вся экскурсия ушла смотреть картины местных художников через зал от меня.
Вздохнув с облегчением, я уже смелее дотронулась до рамы.
Она оказалась тёплая на ощупь, нагретая солнечными лучами из окна. Узоры и завитушки, золотые цветы и листья так и сияли на свету, и я, зажмурившись, представила, что это зеркало стоит не в музее, а, скажем, где-нибудь во дворце… На балу.
Вот-вот зазвучит музыка, и прекрасный принц подойдёт пригласить меня на танец… Будут сиять огни свечей в огромных люстрах, отражаясь вот в таких зеркалах и высоких мраморных колоннах. А мы станем скользить по гладкому пёстрому паркету, — совсем как в каком-то историческом кино...
Кажется, у меня закружилась голова. По крайней мере, я пошатнулась и уперлась пальцами в раму.
Зеркало под моей рукой качнулось, задрожало, и я испуганно открыла глаза, решив, что сейчас вся эта музейная махина упадёт на меня. Но нет: зеркало стояло как прежде, только...
В нём не было стекла!
И при этом никаких признаков, что его только что разбили: ни осколков на полу, ни зубцов-обломков, — ничего!
Осталась только золочёная рама, и в ней, словно сквозь голубой туман, проступала незнакомая нарядная комната со старинной мебелью.
Решив, что это ещё один музейный зал, я, воровато оглянувшись, шагнула вперёд...
***
Но тут у меня снова закружилась голова, вдобавок я запнулась за раму, и с грохотом полетела на пол.
«Ой-е-ёй! — мелькнуло в моей голове, — сейчас сюда прибежит вся экскурсия и Эмма Павловна, а может, и сама директриса! Ну, Нина, молодец, отличилась!»
В комнате плавал всё тот же голубоватый туман, вернее, дымок. Вдохнув его, я закашлялась, а затем кое-как поднялась, потирая ушибленные колени. Отбитые ладони болели: при падении я нехило приложилась ими о каменную мозаику пола.
Стоп! А откуда такая красота взялась в нашем захолустном музее?
Да и вообще… Оглядываясь по сторонам, я в изумлении приоткрыла рот. Бархатные портьеры, золочёные стулья с мягкой обивкой, дорогие гобелены на стенах… Старинные шкафы, инкрустированные драгоценными камнями… Туалетный столик из тёмного полированного дерева, с узорами из листьев.
В нашем музее не могло быть такой роскоши, хотя бы потому, что местная администрация не слишком щедра, а спонсоров такого масштаба и подавно не сыщется.
Разве что предположить, что меня каким-то чудом выкинуло в Эрмитаж?
Я оглянулась, ожидая увидеть позади дверь, но вместо этого встретилась взглядом со взлохмаченной девчонкой в джинсах. Голубая футболка поблескивала стразами на груди, очки сидели косовато… Я шагнула вперёд — девчонка тоже сделала шаг навстречу.
Значит, это я. Ну, да, это зеркало, такое же большое, как и с той стороны, только чуть занавешенное тяжёлой бархатной портьерой… Тёмная полированная рама, украшенная по углам оскаленными звериными мордами, прохладная блестящая поверхность, отражающая комнату сзади меня. Красивое зеркало! Жаль, я не умею на глаз определять, к какой эпохе принадлежит вещь.
Пока я стояла, как дурочка, глядя на своё отражение, в углу колыхнулась другая портьера, пропуская высокого человека в историческом костюме века этак...
Шестнадцатого? Или всё-таки семнадцатого? Вечно я путаю, что и в каком столетии носили!
На мужчине был широкий вишнёвый плащ, откинутый назад, так что хорошо было видно камзол из красноватой узорчатой ткани, щедро расшитой золотым шитьём. Тёмные короткие штаны с подвязками и красноватые чулки убедили меня, что костюм принадлежал именно шестнадцатому веку. Хотя, конечно, я не историк, а всего лишь десятиклассница, увлечённая темой средневековья.
Но интереснее всего было лицо незнакомца. Обрамлённое длинноватыми для нашего времени светло-каштановыми волосами, оно привлекало доброжелательностью и прячущейся в уголках глаз улыбкой. И в то же время незнакомец не производил впечатления добродушного дядьки. Осанка ли, движения или взгляд, — но что-то сразу натолкнуло меня на мысль, будто этот человек какое-то очень важное лицо.
Мне стало неуютно, словно директор школы застал меня прогуливающей урок, да ещё посетила ужасная мысль.
«Вдруг здесь потихоньку ото всех снимают фильм, а я вломилась и помешала?»
— И-извините, — пробормотала я, заикаясь от неловкости. — Я попала сюда нечаянно… Я сейчас уйду.
То, что произошло дальше, не поддавалось разумному объяснению и больше походило на сон.
Незнакомец, которого я мысленно окрестила Вишнёвым Плащом, доброжелательно улыбнулся — и разразился потоком слов на приятном, но совершенно незнакомом мне языке.
Иностранец? Даже не знала, что наш захолустный музей посещают иностранные туристы..
Наконец, видя моё полное ошеломление, мужчина замолчал, а затем обернулся и повелительно воскликнул всё на том же языке, обращаясь к кому-то невидимому.
Тяжёлая портьера в углу колыхнулась снова, и моему взгляду предстал молодой человек в одежде опять-таки словно из исторического фильма.
В отличие от первого незнакомца, этот был одет во всё чёрное, кроме белоснежных кружев на воротнике и манжетах. Длинные тёмно-рыжие кудри живописно ниспадали парню на плечи, а тёмные глаза на бледном серьёзном лице смотрели неожиданно твёрдо и властно. Пожалуй, и второй незнакомец оказывался ой как непрост...
Под его взглядом я окончательно стушевалась: всё-таки подобных гордых красавцев доводилось видеть разве что в кино. И дала ему про себя имя Рыжий Франт.
А он изящно поклонился Вишнёвому Плащу, приложив руку к груди, и тот начал ему что-то втолковывать, то и дело показывая на меня.
Мне стало совсем неуютно.
О чём эти двое говорят? Я им помешала, и они не знают, что со мной делать? Может, лучше и в самом деле уйти? Только куда?
Я огляделась, не видя ни одной нормальной двери.
Разве что зеркало… Как-то же я через него прошла? Может, на раме имеется какая-то кнопка?
Пока я соображала, меня тронули за плечо, и Вишнёвый Плащ протянул мне зеленоватый кулон на цепочке, показывая знаками, что эту штуковину следует надеть на шею.
Я посмотрела в замешательстве. Всю жизнь меня учили не принимать подарков от незнакомцев — и вот тебе раз!..
Что же теперь делать: принять или отказаться?
Я взяла вещицу в руки: обычная каплевидная подвеска, камень вроде бы жадеит. Провела по гладкой поверхности пальцем...
— Наденьте, — слово услышалось неожиданно чётко и ясно, будто и не было только что никакой тарабарщины.
Я взглянула: со мной говорил Вишнёвый Плащ.
Чего ради, спрашивается, он столько времени прикидывался иностранцем, если так чисто говорит по-русски?!
Но я не успела ничего спросить, потому что он настойчиво повторил:
— Наденьте это.
И снова показал жестом для пущей наглядности.
Я покачала головой и решительно протянула украшение назад.
— Нет уж, извините… Не привыкла получать подарки от незнакомых людей.
— Это не подарок, а переводчик, — проговорил мужчина, внимательно глядя мне в глаза. — Наденьте его, донна, иначе мы не сможем с вами разговаривать. А нам нужно о многом побеседовать.
Ну раз так, то можно и надеть.
Хотя я не представляла, о чём можно говорить с этими двумя.
Разве что попросить показать выход из этой комнаты?
Примерно это я им и выдала, стараясь, чтобы звучало как можно вежливее.
— Выйти из комнаты?
Казалось, моё желание немало озадачило обоих. Они переглянулись.
— Ну да. Я хочу вернуться к экскурсии. Что в этом такого странного?
— Ваше величество, объясните ей, наконец, что она не в своём мире, а в Византрии, — сказал нетерпеливо Рыжий Франт.
На меня он почти не смотрел, только нервно поглаживал и разминал кисти рук, недовольно кривясь при этом, как будто его оторвали от важного дела.
— Не так быстро, Просперо, не так быстро, — возразил Вишнёвый Плащ, оказавшийся Его Величеством. — Девушка существо нежное, может и в обморок упасть. Нужно подготовить донну к такой неожиданной вести...
— Да что там меня готовить! — перебила я невежливо. — Говорите уже, что хотели сказать, и я пойду.
Но он властно указал мне рукой на кресло:
— Сядьте, пожалуйста, донна. Нам предстоит серьёзный и непростой разговор.
— Да что такое? — заволновалась я. — Если вы про то зеркало… Я же не знала, что оно разобьётся… И вообще, я нечаянно!
— Успокойтесь, донна, зеркало никто не разбивал. Просперо подтвердит. А теперь сядьте — и выслушайте нас спокойно.
Я послушалась и села, продолжая недоумевать.
Мой собеседник опустился в кресло напротив, откинув плащ левой рукой.
В эту минуту мне подумалось, что Вишнёвый Плащ левша: ведь и кулон он подавал мне той же рукой.
Или может, правая рука у него больная?
— Итак, милая донна, — начал не спеша мой собеседник, — позвольте сначала представиться: мы — Алессандро Гвискардо Восьмой, милостью богов король Византрии. А это — наш придворный маг, Просперо ди Ферино.
Моё недоумение ещё больше возросло, и я начала подозревать, что надо мной хотят подшутить.
— Погодите, это что, розыгрыш, да? Вы какие-то артисты или ролевики?.. Зачем мне выслушивать от вас всякие глупости?
— Ваше величество, девчонка не верит вам. Прикажете позвать стражу?
Вид у Рыжего Франта, то есть Просперо, был настолько серьёзный, как будто он в самом деле собирался позвать охрану...
Да нет же, Нина, не поддавайся, это всего лишь хорошая актёрская игра!
— Что вам от меня нужно? — устало произнесла я. — Зачем вся эта игра в королей и магов? Я не умею играть в театре, и никогда не участвовала в ролевых играх.
— Как вас зовут, милая донна? — вместо ответа спросил король.
— Нина.
Мой собеседник вздохнул.
— Ну, так вот, донна Джованнина… Должен сказать, нам тоже нелегко принять, что вы попали сюда из другого мира. Зеркало, к которому вы притронулись в том доме, не простое зеркало. Это артефакт переноса, настроенный на наш мир. Если захотите, дон Просперо объяснит вам, как оно работает… — Вишнёвый Плащ, или как его, Алессандро… потёр пальцами переносицу, словно человек, который старается ухватить ускользающую мысль. — О себе мы можем сказать только то, что уже говорили. Мы — король Византрии, и нам требуется ваша помощь, донна.
— Точнее говоря, нам требуется помощь молодой красивой девушки, — уточнил Рыжий Франт, бесстрастно глядя на меня из-за кресла своего короля.
— Просперо! Она единственная захотела прикоснуться к артефакту, и это тебе хорошо известно, — неожиданно повысил голос Вишнёвый Плащ. — Донна Джованнина — наш последний шанс. Другого может и не быть.
— Да разве я возражаю, Ваше Величество? — саркастически усмехнулся Просперо. — Только сдаётся мне, сия донна вовсе не рвётся нам помогать.
Алессандро посмотрел на меня так, что я снова почувствовала себя в кабинете школьного директора.
— Я верю, что донна не откажется помочь нам, — сказал он с нажимом, обращаясь Просперо. Но я прекрасно понимала, что эти слова адресовались мне. — Она благородна и умна, и конечно же, ей ничего не стоит оказать нам эту небольшую услугу.
Я нахмурилась. Вот чего не люблю, так это давления на психику.
Вообще-то я человек добрый, со стороны иногда может казаться, что я этакая рохля в очках, настолько часто уступаю подругам и маме. Но если начать на меня давить или читать нотации, то я могу и нагрубить, выдав такое, что самой потом становится стыдно.
Особенно меня любит доставать нравоучениями тётя Вера — папина сестра, которая приезжает к нам в гости каждое лето, почему-то считая своим прямым долгом воспитывать «непутёвую девочку», то есть вашу покорную слугу. Причём вот так же обращается к моей маме, а смотрит поверх очков на меня. Говорит так нудно и долго, что в конце концов я не выдерживаю и, выдав какую-нибудь бессвязную тираду, хлопаю дверью — и убегаю на улицу.
Вот и теперь после слов Алессандро во мне зашевелилось похожее недовольство.
Конечно, здесь уйти, хлопнув дверью, не получится, — хотя бы потому, что неизвестно, где находится эта дверь. Поэтому я сжала губы и посмотрела в лицо Алессандро — надеюсь, это вышло достаточно дерзко.
— Сначала докажите, что я нахожусь в этом вашем другом мире! А потом посмотрим, смогу ли я чем-то вам помочь, — заявила я ему и для пущего эффекта сложила руки на груди.
Пусть видит, что их розыгрыш провалился.
Может, сейчас извинится и выпустит меня обратно к экскурсии?
Но Алессандро как будто даже обрадовался и кинул торжествующий взгляд на Просперо, типа «вот видите, я был прав», а потом снова обернулся ко мне.
— Ничего нет проще, донна Джованнина. Извольте идти за нами, и мы представим самое убедительное доказательство, что вы сейчас находитесь в королевстве Византрия.
И он приглашающе указал рукой (опять левой!) в сторону дальней портьеры.
— Византия — это империя такая была в истории, сейчас её нет, — возразила я, и даже усмехнулась: мол, ещё ролевиками называетесь! Учили бы историю получше.
Просперо на мои слова только презрительно фыркнул.
А Алессандро произнёс спокойно, я бы даже сказала, с царственным достоинством:
— Я вполне допускаю, что вашем мире могло быть государство с похожим названием. Но Византрия — это моё королевство, и мы сейчас находимся в самом её сердце, в Миларне.
Ещё и Миларна какая-то… Честно говоря, вся ситуация начинала меня подбешивать, поэтому я на это заявление только закатила глаза.
— Послушайте, как вас там… Александро, да?
— Дон Алессандро, донна, если вам так удобнее, — кивнул мой собеседник серьёзно. — В чём ваше затруднение?
— Да в том, что ваше королевство… Оно же вымышленное, его не существует, как… Как Средиземья Толкина и прочих… всяких там фэнтези миров! А вы мне втираете на полном серьёзе...
Но меня перебил Просперо.
— Донна Джованнина, извольте обращаться к королю Византрии с должным почтением! В нашей стране никто не слышал про Средиземье и как вы сказали… Фэнтази? Но никто из нас не потерпит пренебрежительного отношения к нашему государству и его властителю!
Дон Алессандро остановил его взмахом руки. Левой, разумеется.
Он улыбался.
— Вы в самом деле уверены, милая донна, что нашего королевства не существует?
— Разумеется, — осторожно сказала я, не понимая, к чему он клонит.
— Тогда пройдёмте с нами, донна, — С этими словами дон Алессандро подал мне левую руку, и мы направились к дальней портьере. Просперо откинул её перед нами, кто-то снаружи распахнул дверь, — и мы оказались в светлой картинной галерее, украшенной колоннадой. По стенам галереи висели живописные полотна неизвестных мне художников, вперемежку с никогда не виденными мраморными статуями животных и людей, которых, как и данной галереи, просто не могло быть в нашем захолустном музее!
А дон Алессандро молча вёл меня дальше, мы прошли анфиладу комнат, при виде которых у меня захватывало дух, настолько везде было роскошное убранство. Чем-то всё напоминало мне интерьеры дворца Юсуповых, виденные как-то в интернете, и всё-таки это были не совсем они...
Но наибольшее потрясение ждало меня, когда мы вышли на большой каменный балкон, увитый незнакомым цветущим растением с красивыми пунцовыми цветками.
Я глянула вниз: моего города не было!
Вместо него там зеленел большой парк, а дальше повсюду, куда ни кинь взгляд, теснились разноцветные черепичные крыши или же высились каменные башни со шпилями, словно я очутилась в фильме-сказке со средневековыми декорациями. Вдалеке, за этим незнакомым городом, виднелись леса и пашни, а у самого горизонта в синей дымке угадывались снежные пики гор.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.