Разбор по-мастерски /
Разбор по-мастерски №14 ИТОГИ!
(489)
- RhiSh
- 4 февраля 2014, 21:58
Ребенок не слушает наставлений родителей по поводу «хорошо» и «плохо», ребенок перенимает их мировоззренческие позиции, переоценивает, и потом принимает или отвергает в зависимости от разных жизненных обстоятельств.
Бука уже так хорошо и верно ответила, что мне уже и сказать нечего, я с ней согласен. Но если прибавить из личного опыта — я всегда слушал, что говорили родители. Их слова западали мне в память даже тогда, когда я этого сам не замечал. И уже спустя много лет, до сих пор, иногда понимаю, что не люблю какой-то фильм или явление только потому, что когда-то, в мои четыре года, мама сказала при мне «это плохой фильм».
Но далеко не всё, что я слышал и что слушал, определило мои позиции. Многое отвергал, конечно. А потом обдумывал отвергнутое — и что-то принимал… а что-то нет. Но самым значимым было все-таки не «указанное», а объясненное.
А вот мой отец как раз бы с тобой согласился: он всегда считал, что не надо сажать перед собою детей на стул и «воспитывать» — подавай им пример своей жизнью, а уж они у тебя сами всему научатся. Вот именно тому и научатся, что ты из себя представляешь…
И это тоже верно. По сути. Вот только одно маленькое «но»: ты-то — родитель — себя видишь не так, как видит тебя ребенок. Допустим, ты произносишь фразу из десяти слов, а ребенок услышит лишь пять, более важных для него. И поймет не так, как ты сам хотел бы, чтоб тебя поняли.
*и заметь: это и здесь у нас происходит. Ты сказал одно, люди услышали другое, а ты в недоумении, отчего же они совсем не то слышат, что ты им говорил*
Так что личный пример — дело хорошее, отличное и необходимое. Но при этом — всегда надо помнить, что твой личный пример будет увиден другими — ребенком, например, — сквозь призму его собственной личности и представлений. И поэтому он все-таки может не понять тебя. И поэтому разъяснения «что такое хорошо и что такое плохо» — все-таки нужны.
В правильных спорах рождается Истина… если под «спором» понимать не свару, а вопросы, продиктованные желанием узнать ответ, и ответы, цель которых не победить, а объяснить. И это верно всегда — в том числе, и с ребенком…