Ладно. Я обещал написать — вот, пишу. Во-первых, это — притча. Не реализм, а история
 
avatar
Ладно. Я обещал написать — вот, пишу.
Во-первых, это — притча. Не реализм, а история написанная символами. Поэтому тут все может быть многозначным, все может иметь множество трактовок. Притча позволяет выстраивать разные вероятности и миры, и в этом ее прелесть. Потому простых и однозначных ответов я не дам — мне тоже нравится играть смыслами.
 
Притча эта придумана для того, чтобы символически изобразить надчеловеческую мораль власти.
Смысловой слой, такой, каким первоначально задумал его автор, следующий:
 
Дракон в этой истории — не огнедышащая ящерица с крыльями, а мистический символ власти, примерно то же, что помазанник божий. Только в рамках сказки читателю предлагается воспринимать дракона не просто как красивый титул восточного царя, а именно как некое мистическое существо, вышедшее из мира людей, но над людьми возвысившееся, в результате чего обретшее власть и право на эту власть.
Вставки с птичками-собачками призваны этот мистический ореол власти дракона подчеркнуть. Мол, вот какой он: нечеловечески силен, нечеловечески красив и нечеловечески мудр, потому и птицы, и звери с радостью ему служат и едят с руки.
Кроме того, эти вставки дают понять, что дракон все видит в своем государстве, все знает и всем тайно управляет.
 
Лу и Хан.
Начнем с того, что Лу и Хан прежде всего символизируют два начала: рафинированную цивилизацию, эстетствующую, философствующую, с высокими моральными требованиями, и дикость, жизнь на пределе скромных возможностей, при которых основная ценность — простое выживание.
Ясно-понятно, кто сын дракона по крови — тот, кто похож. Достаточно раз глянуть на того дракона, чтобы понять, что наученный всяким заумным штукам Лу и есть его сын. Грязный невежа Хан на птенца дракона, кормящего из рук райских птиц никак не тянет.
Повторяю: Лу — грамотный, хорошо образованный мальчик, наученный ценить красоту и мудрость всяких заумных телесно-духовных практик; мальчик привыкший не просто к достатку, а к изяществу и высокому качеству всего, что только есть. Мальчик, живущий в мудром, красивом, прекрасно обустроенном для него мире.
Хан же — подкидыш, невежественный, грубый, сила и ум его отточены борьбой за жизнь, а не изящными науками. Мальчик привыкший к скудной жизни, к жестокости окружающих, к тому, что сила надежнее благородства, а хитрость вознаграждается лучше чем справедливость. Привыкший сам по себе выживать в страшном, враждебном мире.
Оба они имеют сильные и слабые стороны, а дракон должен быть совершенен. Именно поэтому дракон их сводит вместе: чтобы учились друг у друга.
Испытания.
Суть первого испытания — выбрать свою судьбу, выбрать то, к чему влечет сердце. Лу выбирает кинжал — значит, судьбу воина, подвиг, геройство и славу, а Хан — перо, значит судьбу образованного человека, мудреца, то есть уважение, жизнь в чистоте и достатке.
Все логично сообразуется с их судьбами, так?
Суть второго испытания — понять, дракон ли ты, то есть ощутить внутреннюю готовность к власти. Тут — мой косяк, я согласен: надо было как-то яснее написать, что уверенность (крылья) будут именно внутренними, пока их никто видеть не будет, только сам носитель.
По программе испытания предполагалось, что истинный царевич Лу будет искать источник, а Хан ему только поможет, послужит то есть… А на деле?
На деле Хана ранил волк, и это изменило приоритеты: теперь Хан нуждался в источнике, чтобы выжить, а Лу убил волка, потом волок его до источника. В итоге получилось, что источник искал не Хан для Лу, а Лу для Хана: Хан управлял, Лу ему служил.
Суть третьего испытания была в том, чтобы выйти за пределы человеческого, преобразоваться из человека в дракона. Для этого надо решить задачу, нерешаемую в рамках человеческой морали. Дракон избрал такой задачей отказ от чувств к побратиму.
И вот тут оказывается, что уже согласный служить побратиму Лу эту задачу решить не может.
А Хан решает. Он напоминает другу, что уже было такое, когда Хан мог распоряжаться Лу, он это понял, и оттого почувствовал крылья, когда пил из источника, понял, что может возвыситься над побратимом, которого все зовут наследником.
А раз Лу остался в рамках человечности, не смог принять решения в нерешаемой ситуации, значит он — не дракон, и крыльев у него нет.
И вот тут, перед смертью Лу, становится ясно, что птенцом дракона надо быть не по крови, а по духу. Так истинно наследуется власть: власть получает тот, кто ее возьмет, а не тот, кто родился от властителя.
 
Альтернативные исходы:
1) Как и было в истории: Хан убивает Лу и наследует власть.
Я верю именно в этот исход, потому о нем и написал. Хотя лично для меня он — самый неприятный. Потому что мне нравится Лу и не нравится Хан. Я не хочу, чтобы миром правил такой дракон, как Хан.
2) Лу убивает не побратима (его он убить не может — отказался же) а дракона, и так наследует власть. Тогда Хан становится кем-то вроде советника и соратника. Это бы мне больше понравилось, но я никак не вижу в Лу силы так поступить, а главное, я не вижу силы потом удержать власть и не подставиться под клинок Хана. А что-то мне говорит, что Хан ударит, как минимум попытается.
3) Лу и Хан вместе убивают дракона, отказавшись убивать друг друга и потом правят вместе как соправители или как соседи союзники. Это был бы для меня самый прекрасный выход, но в жизни так вообще не бывает. Идеализм, короче.
 
Ну и последний смысловой слой, почему, собственно, я хочу виддеть историю эпиграфом к первой части произведения.
Есть некий мир, этим миром правит старая, мудрая цивилизация. И есть наследники этой цивилизации, тоже мудрые, с большим багажом духовных и культурных ценностей. А рядом растет подкидышем цивилизация дикая, ничего не имеющая, кроме желания выжить и жить лучше.
Кто унаследует этот мир? И по какому сценарию?
И тут я вижу отчетливую аналогию не только между дувумя сказками, но и между сказкой и реальностью.
 
И да, не говорите мне о морали, о той, которая «по подвигу, мол, и награда». В мире, тем более в мире власти так не бывает. В мире власти: убил дракона — стал драконом. Или хочешь стать драконом — убей того, что есть.
 
Пара слов о стиле и пр.
О том, что удалось, говорить не буду. Есть там красивые штучки, которые мне нравятся, да. Но не перечислять же? Скажу о том, что надо бы улучшить.
1) Сократить объем без потери смысла.
2) Все-таки четче дать понять, что испив воды, птенец только сам может почуять свои крылья, другие их увидят лишь после третьего испытания. Это важно, но не прописано.
3) Курсивные вставки про дракона должны быть ритмизованной прозой, почти стихами. Пока на такое тянет только первая.
Ну и ошибки исправить, конечно.
 
Вот такая история.
Все.
Похожие топики
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль