avatar
КРИТИКА НА КОНКУРС
 
Я, конечно же, буду очень предвзят. Мне нравится, как пишет этот автор, я кое-чему у него потихоньку учусь, поэтому мой разбор — больше впечатления читателя и поклонника, чем суровый указующий перст критика. Но, с другой стороны, кто есть по сути критик, если не вдумчивый читатель?
 
О чём этот рассказ? Наверное, о бремени власти. О ситуации морального выбора и о том, каким неоднозначным он иногда может быть. И ещё о том, какая жизнь вообще непростая штука.
 
Внешне сюжет кажется простым. Наследник престола Лу якобы случайно встречает деревенского подкидыша Хана (в тексте ясно говорится о том, что их встреча не случайна, а подстроена заранее), его забирают во дворец, он растёт и воспитывается вместе с юным принцем, ребята вместе проходят испытания, и последнее становится неожиданным финалом — и их дружбы, и жизни Лу. И всё же тут не всё так просто…
 
Я не сразу прочувствовал подвох, содержащийся в этом рассказе. Первое прочтение оставило (как и задумывал, наверное, автор) своеобразное терпкое послевкусие, как от имбирных цукатов: на вид вроде сладко, а внутри вовсе не приторное, а жгучее и пряное. И чувство, что чего-то недопонял, вместе с желанием прочесть снова. И при втором прочтении я, кажется, это что-то поймал. Или выдумал. Во всяком случае, моя версия сюжета такова.
 
Дракон — это тот, кто почувствовал крылья, испив из волшебного источника. Это не легенда, не аллегория, не выдумка наставника — в тексте специально оговорено, что наставник никогда не лгал ученикам. Значит, крылья — реальность. Магическая реальность того мира, который описал автор. А это может означать только одно: тот, кто их ощутил — истинный сын Дракона.
 
Поэтому дело, видимо, обстояло так: в младенческом возрасте настоящего наследника (Хана) обменяли на деревенского подкидыша (Лу). Они оба росли, не зная о своём происхождении. Потом Хана надо было забрать во дворец, для чего и устроили встречу на холме. Обратите внимание: Лу не сам высказывает желание забрать с собой Хана. Ему этот вариант, по сути, навязывает наставник Зур. А дальше — источник, решающий момент. Осознает наследник свою истинную природу — будет следующим Драконом. А ценой этого осознания должна стать жизнь его маленького побратима. Жестоко, да. Но не более жестоко, чем многие другие события реальной истории, связанные со властью и ритуалами её передачи.
 
Возможно, я «вчитываю» в текст нечто иное, чем хотел сказать автор. Но мне увиделось именно так, и последующие прочтения только укрепили меня в такой интерпретации.
 
Один из моментов, которые мне особенно нравятся в произведении — чёткая, выверенная композиция. Ни одну из структурно-смысловых частей, на мой вкус, не следует ни растягивать, ни сокращать — они хороши именно такие, какие есть. Автор осознанно выбрал для повествования переключающуюся точку зрения (Лу и Правитель-Дракон), что позволяет, с одной стороны, видеть ситуацию более объёмно, с другой — держа интригу до самого конца, постепенно приоткрывать завесу перед читателем, давая возможность получить финальное озарение одновременно с последними строками.
 
Остановлюсь на одном моменте, который вызвал у некоторых недоумение. Зачем нужно было так ярко показывать характер Лу, вызывать к нему столько читательской симпатии и сопереживания, чтобы потом его убить? На мой взгляд, автор также сделал это осознанно. Жертвоприношение не воспринимается как таковое, если до этого мы не прониклись симпатией к человеку, предназначенному на «заклание». Чем-то мне этот эпизод смутно напомнил библейский эпизод с Авраамом и его сыном Исааком, которого Бог потребовал принести в жертву. В последний момент, правда, остановив убийство при помощи ангела. В отличие от этого рассказа.
 
Язык и стиль повествования в полной мере соответствуют авторскому замыслу, с одной стороны, создавая сказочно-легендарную атмосферу с азиатским колоритом, а с другой — прорисовывая чувства героев и их настроение через действие и поступки. Есть некоторые шероховатости, о них подробнее — ниже.
 
Мелкие придирки
Ветер подхватывал лепестки, крутил их маленькими вихрями, потом бросал на траву, на камни, на иглы корявых сосен.
Долго не мог понять — почему у меня вызывает смысловой диссонанс эта фраза? Потом понял. Иглы принадлежат «корявым соснам», пока находятся на них. А здесь речь идёт об уже опавших иглах, поэтому и эпитет «корявый» автоматически переносится на них: сосны-то — уже нечто от них совершенно отдельное. Возможно, впрочем, что это глюки моего личного восприятия.

Они встретились его у самой осыпи.
Что-то не так с построением этой фразы. То ли «они встретили его» (тогда непонятно, кто и кого), то ли просто «они встретились». Видимо, верен второй вариант. Опечатка?

— Оружие – это сила и честь, а что для Дракона важнее чести, и желаннее силы?
Лишняя запятая.
но скрытый под шелком одежды, кто знает, на что он способен?
1. После «но» просится запятая.
2. Структура предложения неудачная. Получается, что «скрытый» относится не к «он», а ко «кто». Я бы переделал так: «но кто знает, на что он способен, скрытый под шелком одежды?»

Но, кто знает, какая судьба назначена мне богами?
Запятая лишняя.

из чащи прямо на них выскочил волк: пасть зверя была ощерена и покрыта клочьями пены, глаза налились кровью.
Описание наводит на мысль о том, что этот волк — бешеный. В таком случае покусанный им ребёнок обречён.

Лу, птенец Дракона и сам себе не поверил, когда под ногами захлюпала вода.
После «Дракона» нужна запятая.
 
Сложнее всего говорить об идеи и морали этого произведения. Автора здесь многие уже ругали за якобы пропаганду жестокости и безнадёгу в финале. Не могу разделить этих обвинений. Повторюсь: по моему мнению, этот рассказ — о тяжком бремени власти. О доле правителя, который иногда не может себе позволить поступать по совести — из соображений долга. И финальное убийство, как бы жестоко оно ни выглядело — генеральная репетиция своей судьбы для будущего правителя, Дракона Хана. Вечное ему напоминание о том, что властитель, увы, не может позволить себе такой простой радости, как дружба и человеческая привязанность. А если может — должен быть готов к тому, что придётся отправить на заклание того, кем дорожишь. Вот где-то так.
Похожие топики
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль