Разбор по-мастерски /
Разбор по-мастерски №14 ИТОГИ!
(489)
- Демин Михаил
- 27 января 2014, 18:46
- 3
Критика на конкурс
Когда встречаешь рассказ, получивший отзыв в душе — это всегда интересно обсуждать и перечитав, обдумать.
Всю историю пересказывать необходимости нет, после блестящей рецензии Турайсеген разбивать на сегменты и обсуждать детали тоже. Поэтому, хочется обратится к душе произведения — его образам и смыслу.
Образность истории в описательной части выдержана на уровне издаваемых романов. Именно золотое сечение, когда образ есть, захватывает, но подается дозированно — это залог успеха творчества автора — одного из лучших не только на нашем сайте. Подобная выдержка очень редка, очень часто авторы пишут образным стилем, который словно отражение, рассеянный лунный свет — освещает, но не греет. Другие, пишут упрощенно и схематически — читать легко, но проникновения нет. Совместить, суметь выдержать стиль по всему тексту трудно, требует больших усилий и хорошей творческой интуиции. Поэтому стилистический талант отвергать глупо.
К смыслу. Несколько пластов, сразу несколько моралей сталкиваются, вступают в жесткий конфликт. И нельзя сказать, что имеет место аморальность, скорее, имморалитет Ф. Шлегеля, основанный на ценностях иного порядка, — аристократизме духа.
Мне пока не по силам давать оценку, ибо, оценивать подобное может лишь человек, выстроивший свою шкалу восприятия этого мира до конца. Да и не хочется судить и осуждать. Вот лишь одна догадка, хоть и смутная. Работа, скорее, призвана поднять вопросы, а не только вызвать читательский эпат.
На самом деле, финальная сцена лично для меня была ожидаемой: чувство, что их сведут и поставят друг против друга не отпускало (оно подспудно передавалось от каждого диалога учителя и дракона) — неожиданной стала развязка.
Финальное ощущение, наверное, будет слегка голливудским. Это одно из произведений, которое сложно назвать высоконравственным, но которое, как ключ от двери дает не ответы, — а новые вопросы.
Скажем, мне вспоминается сцена из матрицы: в цитадели Меровингена были двери, которые по желанию своего хозяина вели совершенно в разные места: откроешь один раз — замок в горах, откроешь второй — подземная парковка, откроешь третий — черный вход в ресторан.
Что ж, разве так много попадается в сером самиздате подобных жемчужин?..