Ночь на Ивана Купалу -2 - ЗАВЕРШЁННЫЙ КОНКУРС /
Ивановы Портки
(137)
- Ворон Ольга
- 30 июля 2013, 16:08
- 5
Тук-тук. Это Ольга Ворон.
Соответствие теме конкурса:
Полное. Ночь на Ивана Купалу — в полный рост. Эротизм — присутствует. Первая сцена — это именно эротизм, разжигающий фантазии. А вот сцена с обнаженными в озере и а-ля секса не вызвала ничего, взгляд не зацепила — посредственная сцена.
Микроуровень.
1. Язык.
Богатый, имеющий определённый колорит, стремящийся к созданию «авторских» слов, под маркой «деревенской речи». В части случаев в этом можно видеть оправданность, в части — довольно спорные моменты. Автор, ИМХО, заигрывается.
2. Стиль
Наиболее яркие места рассказа — это диалоги деревенских жителей. Они вписаны колоритным языком, в стиле псевдо-деревенского языка (ИМХО, в деревне так сейчас не говорят). Это вносит мощную юмористическую струю в текст для городских жителей (смотрится приблизительно как анекдоты про чукчу, где мало того чукча чего-то не понимает и это смешно, так он ещё и слова коверкает — и это вдвойне смешно). В данном случае можно сказать, что приём по большей части оправдан, но всё-таки автор, ИМХО, передозировал его — количество якобы-деревенских слов на абзац текста в начале слишком велико. По счастью, героя с таковой речью тут не так много — иначе бы вскоре его манера приедалась бы.
В остальном стиль произведения повествовательный, перемежающий диалогами, ничем особым не выделяется ни в худшую, ни в лучшую сторону.
3. Фокал
Сдвиг фокала в первой третей повествования — с девушки на парня, — ИМХО — неуместен. Либо таких «скачек» должно быть больше и тогда они оправданы стилем написания с «прыжками по героям», либо вообще непонятно — зачем прыгать? В рамках выбранного фокала проблем не обнаружила.
Макроуровень.
1. Тема
Очень сложный вопрос — что является основополагающей темой рассказа. Я долго крутила сюжетные линии и так и эдак, в надежде отыскать главную тему — сюжетообразующий конфликт — рассказа. И лишь позже поняла, что тут, по сути, автор попытался скрестить ужа с кактусом. Первый конфликт — самый мощный, яркий, сразу берущий читателя за горло — ссора деда Ивана и тётки Марьи. Он имеет и завязку и развязку, хотя не имеет сердцевины. Второй конфликт — знакомство-ссора Насти и Димы — бледна, скучна и неповоротлива, медленно развивается и не имеет острых углов, на которых можно было бы зацепить внимание читателя — нет ни сильных эмоций, ни экшена, ни тайны. То есть конфликт, который является основой произведения, и конфликт, который цепляет читателя — это два разных момента. И оттого произведение перекашивается на сторону, оказываясь недееспособным сохранять внимание читателя.
2. Композиция
Хочется верить, что автору знакома формула «идеального рассказа»: треть — драма, треть — экшен, треть — юмор, остальное — описательство. Во всяком случае здесь рассказ построен приблизительно так, хотя и с некоторыми перекосами. И это неплохо смотрится. Однако свои сложности в рассказе всё-таки есть.
Завязка: мощный заряд бодрости и юмора! Прекрасно бьющий по восприятию и цепляющий взгляд! Произведение зацепило и потащило читателя за собой!
Развитие. Всё. Интерес мгновенно угас. Как только фокал перепрыгнул на посредственного героя, которого уже восприняли как второстепенного — блеклого, слабо описанного, ничем себя не проявляющего, — интерес оказался потерян вплоть до самого финала.
Кульминация. Затёрта «фантазиями-галлюцинациями» ГГ. То есть — отсутствует. Сильный экшеновый ход, который мог бы состояться, если бы у автора в данном рассказе была бы манера «прыгать по героям», увы, из-за выбранного фокала просто не был реализован. Можно было сделать и эмоционально насыщенную сцену — но вместо этого автор сосредоточился на исполнении задания конкурса. В результате — кульминация проигрывает.
Развязка. Приятно вернуться к интересному герою, с которым познакомились в начале. Но — и только. По сути ничего не оставляет в душе.
3. Сюжет
Сюжет прост и даже, в какой-то степени, механистичен. Познакомились, обтёрлись, полюбились. После прочтения осталось масса вопросов, которые не находят отражения в самом тексте:
— Зачем герою нужна была беготня по росе по самое то-самое? Судя по тексту, у него всё с мужским достоинством в порядке. Зачем же тогда наворочено всё это: ночь на Ивана Купалу, беготня по росе, деревня Портки… Оно не работает на сюжет. В тексте появляется до пятидесяти процентов просто антуража!
— Видение секса в процессе потери сознания — поразительный момент. Много читала о людях, которых «вернули с того света» и сама несколько раз теряла сознание, один раз была реанимирована. Ни то, чтобы секс — вообще ничего, как правило. Пустота. Максимум на что хватает фантазии у людей — белые туннель. Откуда же такая чудесная картинка перед ГГ? У него проблемы с головным мозгом?
— Остаётся чёткое убеждение, что СМСку отправила всё-таки героиня. Почему остаётся? Потому что автор нигде не сравнил номер, никак не показал, что девушка тут ни при чём, напротив, в конце дал фразу, которая сразу сделала её «виноватой» — «Настя то ли и вправду не поняла, в чём дело, то ли очень искусно притворилась» — это уже речь автора, который сам не уверен, виновата она или нет.
— Последний монолог героини просто поражает. К чему там такая ненависть к девочкам с «вконтактиком»? К чему конкретно монолог относится в тексте, где его логическое обоснование? Почему такая эмоционально сильная подача? В финале эмоциональные речи героев обычно соответствуют морали, которую вкладывает в произведение автор. Тут же эти «девушки с вконтактиком» совершено не имеют никакого отношения к главному конфликту произведения и никакой точки в нравственном поучении всем текстом не ставят. Зачем же этот монолог?
4. Герои и миры
Как минус, повторюсь, можно указать неестественную речь деревенских жителей, доведённую до абсурда. Это — лубок. Он иногда бывает хорош, но тут, на фоне обычного общения главных героев, кажется неуместен. Хотя нельзя не признать, что он действительно колоритен и ярок. Либо нужно дотягивать до него линию ГГ, либо, наоборот, снижать накал у «дяди Вани».
Позитивные стороны рассказа:
— очень колоритный персонаж в роли второстепенного
— мощные диалоги в начале повествования
— по раскладке сюжета экшен-юмор-драма текст приближается к «золотой середине»
С уважением,
Кошка-читатель