avatar
а вот чего жж принеслоДжоан Роулинг в который раз доказала, что умеет писать не только про блох. Знаете, есть такие писатели, которые чем-то похожи на илью муромца на экзамене. Начиная новый роман, они всякий раз дописываются до развилки, от которой вечно поворачивают налево и начинают писать что-то такое, от чего дохнут кони. То есть, все как в известном анекдоте — ночь была темная, гремел гром, сверкала молния, и вот попало этой молнией мальчику в лоб, а вот мальчик, а вот блохи.
С Роулинг этого совсем не случается и теперь, на второй ее самостоятельной книге, это как-то совершенно до сверхъестественного поразительно.
В «Случайной вакансии» обнаружилось, что Роулинг не только идеальная рассказчица, что, впрочем, уже было как-то слишком очевидно где-то с «Узника Азкабана», но и достаточно осознает, как работал и работает английский литературный процесс — и не просто всем понятный Диккенс, но и что-то совсем тускло-британское, вроде «Мидлмарча» или невыносимой бескровности жизни в романах Харди.
В детективе «Зов кукушки», который она опубликовала под именем Роберта Гэлбрайта, открылось, что Роулинг хорошо владеет голосом литературного жанра. Кукушка, к счастью, нигде не поет бекасом, не прорастает павлиньими перьями и не поворачивается к читателю в самый интересный момент нравственно-эстетическим задом, который необходим некоторым писателям для поднятия самооценки своим романам. Нет, «Зов кукушки» — это добротный, чуточку нуарный детектив, который рассказан убедительным мужским голосом без литературных розеток, которые зачастую идут детективному роману разве что на похоронный венок.

Частного сыщика Корморана Страйка, у которого нет ноги, нет жилья, больше нет девушки, зато есть кредит за аренду офиса в центре, просят расследовать не совсем таинственное самоубийство модели, которая минусовой зимней ночью выскочила вниз головой с балкона своего дорогого дома в Мейфере. Впрочем, что там случилось с моделью, дело на самом деле десятое, потому что, несмотря на очень крепкую детективную интригу, не она сильнее всего обращает на себя внимание читателя. Сам Корморан Страйк — вот, что, пожалуй, самое интересное в романе. Роулинг, кажется, создала практически нового детективного героя, оживив, вероятно, что-то, чего не было в нуаре со времен Шерлока Холмса, а мы все и так помним, что его там не было. К началу романа Страйк лишен почти всего — ногу ему оторвало в Афганистане, богатая и красивая, но чем-то похожая на блядовитый океан девушка довела отношения до точки невозврата, адвокат его отца — рок-звезды семидесятых — звонит Страйку по сто раз на дню, угрожая судом, если тот не вернет папаше сумму, которой ему хватит разве что на утреннюю понюшку в ванной, — в общем, Страйк по уши в жизненной канализации, как и положено настоящему нуарному герою. Но — и тут проявляется особенная прелесть Роулинг как создателя персонажей — выясняется, что Страйк — та редкая по своим появлениям в литературе любого рода мужская фигура. Вместо того, чтобы сразу пойти и нажраться в неподражаемое говно, перестать бриться и создать все условия, необходимые для того, чтобы начать себя жалеть, Страйк не сдается и живет назло литературной традиции, которая всегда вынуждает героя прикладываться к фляжке чаще, чем того хочет его печень. Он идеально ведет документацию, тщательно расследует дело, каждый день ходит в соседний бассейн мыться и тщательно скрывает от своей секретарши Робин, что ночует в офисе.

Робин, кстати, вторая литературная удача Роулинг. Многие беллетристы до нее пытались создать образ умной блондинки, но у их блондинок всегда что-нибудь перевешивало: или мозга оказывалось больше, чем нужно или сисек столько, что и четырем бабам не унести. Робин же — в аккуратных трикотажных свитерах, с кольцом на пальце и женихом-бухгалтером — оказывается той редкой помощницей сыщика, которая не только умеет быть красивой, но знает орфографию с пунктуацией. Кроме этого она отлично пользуется гуглом, не мечтает затащить босса в постель и доказывает, что секрет создания по-настоящему качественного ватсона, пусть и в юбке, заключается в том, что сердце у нее должно быть больше сисек.

И вот когда эта неожиданная для литературы пара — практически малдер и скалли, которые не тратят времени на межличностный секс, потому что у них приоритеты по-другому расставлены — принимаются за расследование достаточно традиционной тайны, детективная интрига вдруг начинает читаться по-новому и вдобавок к наконец-то нормальному расследованию, где ружья не стреляют сами по себе, мы получаем двух восхитительных персонажей: мужика, который не сдается и девушку, которая не дается, за которыми можно следить без страха, что они вдруг нечаянно поебутся или сделают еще что-то, после чего автору только и остается, что подковывать блоху.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль