Ох, честно скажу, читать пришлось два раза. После первого прочтения в голове не осталось ни одной мысли — всё ушло в эмоции. Сидела я и ругала этого дурака. Ну, чего он не признался? То всё ждал-ждал, то мимо прошел, как чужой…
А потом представила всё то же самое, но со счастливой концовкой — и аж заворотило. Вышел бы такой слезливо-мелодраматический хэппи энд для женской аудитории. Не-не. Автор, вы порвали своим рассказом моё сердце в клочья, но вы — молодец! Правда!
Теперь выскажусь по делу.
1. Сюжет, внутренняя логика
Вообще внутренняя структура данного рассказа мне больше напоминает сценарий к фильму, а не сюжет литературного произведения. Потому что начало очень яркое, цепляющее. Оно оставило в голове кучу вопросов. Кто такая Май Ю? Куда едет ГГ? Почему они расстались? И т.д.
Так часто в фильмах бывает: в первых кадрах гремят взрывы и герой летит под колеса поезда, а потом время отматывают назад и показывают, каким образом ГГ дошёл до жизни такой.
В данном рассказе история жизни ГГ передаётся через его воспоминания в минуты, когда он закрыл руками лицо и весь ушёл в себя, а потом — бац! — очнулся. Причём, время показано явно. Сосед по купе целого цыплёнка умял!
Но я бы не назвала такой ход удачным. Ну, может быть, удачным, но не совсем. Потому что в рассказе слишком много объема уделено завязке, поэтому другие комментаторы и пишут, что в некоторых местах повествование перетянутое, нудноватое.
Да и кульминация вышла скомканной. В сцене встречи ГГ с возлюбленной практически нет описаний, сложно представить себе место действия. А так хотелось бы увидеть, какие именно новые дома отстроили вьетнамцы, как деревня преобразилась за тридцать лет из пепелища, скажем, в уютные ухоженные домики. Плюс к этому концовка разорвана на 2 части: в начале и в конце. Так что… чувствуется, что автору катастрофически не хватало знаков. Кульминацию с концовкой хорошо бы развернуть, дать в большем объеме.
2. Характер главного героя
ГГ получился живым. Наверное, потому что не был идеализирован. С одной стороны, можно сказать: «Да, он герой», — и перечислить кучу моментов (женщину с ребёнком спас, встал на ноги после ранения), но, с другой стороны, ГГ не устоял перед общественным мнением, сбежал обратно в армию и потом закомплексовал в чистом виде, решил, что женщине его нужен герой, но не он сам, с его болячками-то.
В общем, вышел сильным и слабым одновременно, волевым по характеру, но и ранимым тоже. Мне даже жалко немного, что на этом всё. Я бы ещё прочитала что-нибудь про такого ГГ.
3. Язык, стиль повествования
В конце есть опечатка. Странно, что её заметила только я? Хотя… только со второго прочтения. В первый раз взгляд проглатывал строчку за строчкой с аппетитом аллигатора
Большего того
Больше того
В некоторых местах «пляшет время глаголов» с прошлого на настоящее и обратно. Вот здесь, например.
На колени опустился, сгрёб рукой горсть земли, пальцы сжал, а в голове только одна мысль крутится: «Господи, неужели я вернулся домой?!» Боялся себе верить, что душой к этой земле прикипел сильнее, чем к родине.
В данном случае это точно не несобственно-прямая речь, поэтому лучше все глаголы использовать в прошедшем времени.
Потом не всегда использовать короткие, по-военному рубленные фразы было уместно. В некоторых случаях мне так и хотелось вместо точки поставить запятую, потому что предложение — это законченная мысль. А с этим рубленным стилем вся мысль целиком получалась разбросанной по нескольким кусочно-обрывочным предложениям. Вот как здесь, например.
Она сидела и нервно трепала в руках соломенную куклу. Страшную такую. С толстой гайкой на шее вместо ожерелья.
Что мешало последние предложения написать через запятую?
Ещё, если попридираться, то имя «Май Ю» всё время напоминала мне пчёлку Майю. Никак не удалось убежать от ассоциаций
В итоге, что хочу сказать, придирки придирками, а рассказ мне очень понравился. За душу зацепил. Тема в нём правильная поднята: о том, что люди — это прежде всего люди, вне рас и национальности. И от постельной сцены по коже побежали мурашки. Особенно от этого момента.
В глазах у меня потемнело. Захотелось раздвинуть ноги и подмять её под себя, взять нахрапом, в одно движение, и толкаться, пока по спине ручьями не потечёт пот.
Ещё понравилось внимание к деталям. Все эти футы, фунты, ярды, мили и т.д. Голова от них идёт кругом! Но зато погружение в рассказ получается полным, хоть и упрямо хочется всё это в метры и килограммы перевести)))))))))))
готого