Ночь на Ивана Купалу -2 - ЗАВЕРШЁННЫЙ КОНКУРС /
Аленушка или Санта-Ба...
(65)
- Берман Евгений
- 11 июля 2013, 11:03
- 3
Ну вот, помаленьку-полегоньку, и до Малых Санта-Баб добрался злой рецензент.
Сюжет. Наряду с использованием (по необходимости) традиционно-фольклорных элементов и ходов, имеются и вполне оригинальные приёмы. Занимательно и не вполне предсказуемо. Что радует. Хотя многие сюжетные ходы выглядят нарочито-мелодраматическими, это не вызывает отторжения благодаря названию, которое в определённой мере заранее настраивает читателя на «мыльно-оперный» лад и придаёт всей истории несколько ироническое звучание. И правильно. Излишний пафос бы тут только повредил.
Герои. ГГ, в прошлом девушка, ныне русалка. Как ни странно, несмотря на то, что узнаём мы о ней по ходу действия множество подробностей, — всё равно как неживая. Словно не о себе рассказывает, а о ком другом. Эмоций и чувств очень мало. (Имею в виду не розовые сопли и ахи-охи, а отражение внутреннего состояния героя в его репликах. Да не нынешнего — в момент рассказа — состояния, а в момент действия.) Остальные персонажи и вовсе бледноваты.
Композиция. Мне показалось, что линейное построение сюжета немного повредило интриге. Получилось эдакое отстранённо-былинное повествование. В сказках это традиционный приём, но тут-то сказка от первого лица, вот и выходит местами слегка нудновато.
Язык и стиль. Язык простой и невыпендрёжный, под стать крестьянской девушке — героине. Но не косноязычно ни разу. Полностью соответствует авторскому замыслу. Ошибки/опечатки есть, но немного, глаз не режут. Устал уже от блохоловства, поэтому позволю себе на них не останавливаться.
Об отдельных непонятках. За какие такие заслуги стала Таська речной Хозяйкой? За одно вот это, что ли?
Не девка, не молодка, но зрелая баба во всей красе стояла перед нами. Налитое, но статное тело, крепкие бёдра, большие высокие груди… Эта женщина была словно создана для любовных утех. Но сразу было видно, что она ни разу не зачала в себе новой жизни.
Так там же все девки ничаво такие. Что ж Хозяин на неё сразу глаз положил? Чем приглянулась? Почётче бы прописать…Грунька затаилась и ждала. Несколько лет ждала. Потом кто-то обрюхатил её, а она всей деревне объявила, что её ублюдок — от моего мужа. А горше всего было, что Егор, мой Егорушка, поверил ей. Поверил, что это его дитё!
Он что, сам не помнил, с кем переспал, а с кем нет? Или таки изменил жене, а Таська всё поверить не могла, даже когда он сам сознался? Странно как-то. Впрочем, по дальнейшему тексту выходит, что ребёнок таки от него. Тогда Таська — просто дура. И под сердцем шевельнулся ребенок.
Ох и замучается она объяснять, от кого понесла! Впрочем, как справедливо замечено, в теперешней деревне нравы далеко не столь строгие.
Итого: рассказ с хорошей фабулой и моралью, несколько подпорченный не совсем удачным выбором способа изложения и слабо прописанной главной героиней. Крепкая четвёрка.