avatar
Что я тебе хочу сказать… *трёт пальцем бровь, подбирая слова* если говорить в самых общих словах, то… ты усложнил себе задачу капитально, решив рассказывать историю с 3-4-5… (сколько их там всего?) фокалами от разных персонажей.
Плюс к этому одна из сюжетных веток — это история про Ромео и Джульетту, рассказанная на новый лад, но ммм… поданная открыто, с первых же строк. Хотя, думаю, это одна из твоих любимых фишек, и именно ради неё к тебе приходят читатели))))))))) *улыбается до ушей* Любовь между детьми враждующих партий. Знакомый сюжет :)
Но я отвлеклась.
Следующее слабое место — описания. Они у тебя больше напоминают вырезки из энциклопедии. Читаю первое предложение, скучно, взгляд тут же перебегает к началу следующего диалога. Причем, самые топорные, на мой взгляд, описания находятся в начале, что резко снижает желание читать дальше — я ещё не расчиталась как следует, не прониклась образом персонажа, не попалась на авторские крючки, а меня уже загрузили историей мира по самое горлышко. Понимаешь меня?
Описание №1От арены они свернули к центральной площади, сверкающей, как колотый сахар. Соседние здания – Форум, театр, городской архив и библиотека – облицованные белым мрамором и палево-розоватым ракушечником, отражали солнечные лучи, заполняя все вокруг ослепительным сиянием. И только в самом дальнем конце грозовыми тучами нависали гранитные своды семинарии и базальтовая глыба святилища, такая древняя, что, казалось, видела самих Творящих. Посередине площади вокруг каскада из двух больших и шести малых фонтанов благоухал вечноцветущий сад. Устроенный еще в те времена, когда пресная вода была главной драгоценностью этих мест, окруженный плеском ручьев и звоном струй, он непрерывно цвел вот уже восемь сотен лет: одни растения сменялись другими, садовники, что ухаживали за ними, приходили, старились и умирали, но сам сад был все так же юн и красив. Сейчас он пестрел разноцветьем азалий, утопал в прозрачной пене миндаля, манил ковром нарциссов, гиацинтов и крокусов.
Описание №2Они ехали по одной из главных улиц Орбина, широкой и прямой, выходящей на Пряный путь – знаменитый торговый тракт, прорезающий насквозь Поднебесные горы и соединяющий север и юг материка. Собственно, она и была Пряным путем, самым его началом, Стрела Диатрена, так ее называли. По хроникам Диатрен Объединитель, один из последних истинных магов, рожденный еще до Потрясения, проложил ее, пустив из лука всего одну зачарованную стрелу. И такими же стрелами пробил потом сквозь горы Пряный путь. Диатрен Объединитель, Диатрен Вейз был их родоначальником. Уж он-то наверняка делал то, к чему звала душа, а не бегал трусливо от своего дара. Поэтому его наследие кормит и возвеличивает его потомков вот уже шесть сотен лет.
 
А теперь перейдём от лирики к физике, т.е. к более детальному разбору произведения :)
 
1. Характер главного персонажа
Если честно, то ммм… из-за того, что фокала было 4, сам Гайяри (а я надеюсь, что именно он тут главный) как-то среди всех потерялся :(
Пока его образ тянется ближе к Арамису: когда мне выгодно, я мушкетёр, когда не выгодно я богослов, а по совместительству ещё и герой-любовник :-D
Но ммм… образ кажется мне цельным. Симпатию вызывает. Особенно сцены из детства, когда Гайяри падал и вставал, а после поражения занялся фехтованием с маньячной упоротостью))))))))))))) Прям меня напоминает :-D
К Айсинару вопросов больше. Гораздо! *нахмурилась* Его поведение подпадает под ту категорию, когда в дамских романах герои маются от надуманных причин и пытаются преодолеть высосанные из пальца препятствия. Так и хочется крикнуть: «Ты же мужик!»
Просто, понимаешь, я не очень поняла момент, когда он отказался от предложенного подарка. Он этот подарок хотел? Хотел. Ему его дали? Дали. Так в чем проблема-то??? Если дальше написано в тексте, что порядки там крайне нестрогие, и это, в сущности, ни к чему Айсинара не обязывает. Сегодня переспал, завтра забыл, как зовут. Мужская логика, нет?
В конечном счете, Гайяри — это не баба. Не залетит. Жениться на нём не нужно. А то, что это способ влияния/давления, так ммм… пока желаемого хочется, пелена вожделения заволакивает глаза и туманит разум, как только желаемое достигнуто, на Гайяри можно посмотреть уже трезвым взглядом, оценить, взвесить и измерить уже спокойно, без учёта влияния вожделения.
Т.е. в Айсинара как в мужского персонажа я не верю :(
А вот Салема мне понравилась)))) *разулыбалась* Искренностью своей, мечтательностью, влюблённостью. В её мире всё так просто и легко. НО! Когда был флешбек, действие показывалось, пока Салема совершала покупки, ей действия пересказывались. Пришла на свидание — действия снова стали показываться. Не хорошо! Покупки и сплетни — это важный момент. С их помощью можно объяснить социальное устройство, уровень развития общества, тонкости торговли, денежную систему, различные социальные статусы и т.д. И потом не придётся говорить в лоб, что народ ропщет на высокие пошлины!
Расскажи об этом из уст самих торговцев! пришла Салема на рынок, хочет купить отрез шелка, а ей — цена 10 золотых. Та в ответ: за что такая обдираловка??? Ещё вчера он стоил всего 4 золотых монеты. И т.д. Причем, это может говорить не сама Салема (всё же ей торговаться ни к чему), а какой-нибудь покупатель до неё, который был в лавке, рассердился на цену и ушел, а потом подошла она и всё купила, не глядя на цены. Ибо денег не считает))))))))))))))
 
2. Стиль
Мне не нравится, что ты в одних моментах рассказываешь, а в других быстренько так пересказываешь, чтобы герои побыстрее перешли от одной сцены к другой. Благодаря этому, чётко можно отследить все «проходные» моменты. Плюс к ним моменты, когда идёт речь автора с указанием исторических справок, разъяснениями географии и прочим, прочим.
Всё это лишнее. Город нужно показать через его жителей. Через оброненные фразы. Через эмоции. А у тебя знать будто изолированная! Живёт за стеклом))))))))))) А не по улицам каждый день ходит.
Следующее слабое место — фокал. Если персонажи разные, то ммм… построение фраз в их фокальных кусочках должно быть тоже разным. Быть может, не кардинально, но… читателю должно быть ясно с первой фразы, скажем, что повествование ведётся теперь не от лица Гайяри, а от лица Айсинара. Между ними разница в 13 лет, ты говорил? Так эта разница должна быть видна! Взрослый мужик не думает как юноша. Не теми же словами. Не такими же категориями рассуждает.
Как бы объяснить… *задумалась* ладно, попробую привести пример :)
Фокал РадыДевушка развязала пояс, осторожно сложила вышитую разноцветными нитками полосу на ивовой ветке, сняла синюю льняную запону. Скидывая рубаху, Рада думала о близящемся празднике Лады. Может, старших сестер в этом году замуж сговорят, тогда и ей ждать останется совсем немного. А то Яра уже год сватам отказывает, всё нос воротит. Скоро мамка с тятькой скажут ей: иди куда мы решили. Вот тогда-то сестра попляшет!
Оставив гребень на запоне, Рада поспешила к воде. Но только кончик косы вымочила, как почувствовала на позвоночнике горячий взгляд. Или леший её из кустов высматривал, или болотница из-под водной глади выглядывала! Ой, Леля, сохрани и обереги! Рада схватилась за ладинец и зашептала наговор от злых духов. Дальше пошла в воду, а взгляд всё блуждал по плечам, талии, бедрам горячим пятнышком. Не отставал, не испугался охранных слов, следовал за ней непрестанно.
Фокал Хайшана— Агрх… — негодующе прорычал Хайшан, видя, как ускользает желанная добыча. В два прыжка достигла девушка леса и скрылась между деревьев. Во все стороны разнесло эхо её испуганный крик. Как теперь нагнать? Молодой воин с ненавистью ударил кулаком по воде, поднимая целый сноп брызг, — вымочился по пояс, а желаемого не достиг. Засмеют на стоянке соратники. Ухмыльнется Батыр в седые усы да скажет с хитроватым прищуром: «Эх, молодежь… Куда член, туда и ноги. Да, видать, больно коротки они у тебя, ноги-то, за мыслями не поспевают». Перебравшись на другой берег, Хайшан плюхнулся на траву и растянулся во весь рост. Образ красавицы его обезоружил, пригвоздил к земле, обо всем забыть заставил. Был бы он постарше да поопытнее — давно бы уже накинул ей мешок или тряпку какую на голову да прямо здесь снасильничал. Всё с прибылью бы остался! А так… какой из него теперь воин?
Знаешь, в чём фишка? *улыбнулась* Это просто так, с первого взгляда не заметно, но в фокале Рады сначала идёт подлежащее, затем сказуемое, а в фокале Хайшана сначала сказуемое, а потом подлежащее. Не всегда, но часто. И от этого немного меняется ритм повествования. Напевность появляется))))) *улыбнулась*
Дальше возвращаемся к описаниям. Самый мягкий способ — это разбить их на 2-3 части и растащить по тексту, чтобы не было монолитных кусков описаний, через которые бы взгляд попросту перепрыгивал бы. Более кардинальный способ — сесть и поработать над фокалом, чтобы сократить авторские вставки до минимума, а сами описания давать только вместе с эмоциями/мироощущением персонажа. Пока у тебя персонажи отдельно, описания отдельно. И это меня расстраивает :(
 
3. Сюжет
На данном этапе я вижу несколько сюжетных завязок:
1. Ромео и Джульетта NEW!
2. Назревание конфликта и начала военных действий между двумя странами
3. Айсинар/Гайяри — история вожделения
4. Айсинар/Геленн — шахматная партия
Т.е. есть в дальнейшем будет мировой конфликт (война), социальный конфликт (прения на форуме, реформы, налоги) и кучка личностных конфликтов(тайная помолвка, стремление попасть в чужую постель). Мне всё нравится :)
Но ммм… социальный конфликт (непосредственно то, как ты его преподносишь) пока хромает в тексте на обе ноги, потому что не бывает социального конфликта в отрыве от социума. Иными словами: хочешь показать социальный конфликт? Покажи социум! Людей, простых, бедных, с которыми тот же Гайяри 100% сталкивался, которые недовольны текущим состоянием дел.
Пусть Гайяри заёйдёт после боя в пивнушку, ну там забредёт в какой-нибудь не шибко богатый квартал, закажет выпивки и наслушается всякого, разного, про себя и своего отца. Вспылит, скажем, задницы этому сброду надерет и вернется домой злющим. Почему нет?
А до этого Салема наслушается сплетен на рынке, склок и ссор в длинных очередях за дешевыми продуктами, жалобы, нищих и попрошаек.
И тогда у твоего социального конфликта исчезнет голословность. Ты уж не обижайся, но герои только и говорят, что там что-то где-то назревает. Говорят. И только. Но это ничем больше в тексте не подкрепляется. Я не вижу разгневанных на высокие налоги горожан. Никто не бастует. Не громит магазины после принятия лишних градусов в пивной. Обстановка спокойная, дружелюбная. Тишь да гладь))))))))) *улыбнулась* Так, где война?)))))))))))
По Салему и её жениха всё понятно. И достоверно на все 200%
А вот парочка Айсинар/Гайяри пока смотрится не убедительно. Я выше говорила — почему. Но могу ещё привести один занимательный пример :) посмеяться ради :)
Мужчина, как газ, занимает все предоставленное женщиной пространство в отношениях. При условии, что к этой женщине он не равнодушен. А у Айсинара этим и не пахло. Видимо, в штанах за давностью лет всё успело высохнуть))))))))) *хихикает* И инстинкты захватчика утихли.
Ты уж извини, что я злословлю на его счет. Я просто его не понимаю. Честно. Как можно было отказаться? КАК? Если уж ты чего-то хочешь, ты должен это получить. А тут… вначале говорится, что Айсинар объят желанием, а потом он мнётся, как девица на выданье. Ммм… явное противоречие. Раз уж пожирает взглядом и раздевает мысленно, должен раздевать до конца))))))))))))))) ИМХО :-D
 
Пока так *трёт глаза* про тему в следующий раз поговорим. Ошибкой было читать и писать отзывы на два произведения сразу, в один день. По 3 часа внимательно чтения и раздумий вышло на каждое…
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль