avatar
Оффтопик

МАЛЕНЬКИЙ КНИЖОНОК

 

ПЕРВЫЙ МЕРТВЫЙ

 

— Ужинать будете? — спрашиваю я у человека без лица.

 

Человек без лица отвечает, что ужинать он, пожалуй, не хочет, а вот кофе с удовольствием выпьет. Мы пьем кофе, и я думаю, как человек без лица ухитряется говорить и уж тем более пить кофе. Хотя иногда кажется, что внизу лица есть какая-то щель, чтобы глотать, но вот именно что только кажется, — это я сам домысливаю, мое воображение отказывается представлять, что у кого-то нет лица.

 

Я убиваю человека без лица в половине шестого вечера — я всегда убиваю его в это время. Потом я кропотливо рисую пентаграммы — мне не сказали, что именно рисовать, и я домысливаю на вершинах пентаграммы алхимические знаки или зодиакальные символы. Я воскрешаю человека без лица как всегда ровно в шесть — он сдержано благодарит меня за спасение жизни, хотя не должен этого делать.

 

Я ничего про него не знаю. Вернее, знаю только одно — он мой враг. Почему он мой враг, за что я убил его, где получил способности воскрешать умерших — об этом я ничего не знаю.

 

Самое страшное — я не знаю, кто я такой.

 

Богатый дом.

 

Я.

 

Мой враг, которого я убиваю в половине шестого.

 

И кофе.

 

По крайней мере, у нас есть кофе.

 

ВТОРОЙ МЕРТВЫЙ

 

Иногда я утешаю себя тем, что я — правитель целой страны. Утешение получается слабое, потому что здесь все — правители целой страны, правда, ни один из нас не знает, какой страной управляет. Впрочем, где-то есть и официанты, и уборщики, но про них настолько ничего не известно, что мы не можем уловить не только их лица, но и силуэты — лишь размытые, расплывчатые тени где-то в стороне. У нас у самих нет лиц, — почти нет, иногда удается увидеть чьи-то глаза или изгиб рта — но не более того.

 

За нашим отелем расстилается пустой город, в котором никто не живет. Иногда мы развлекаем себя тем, что гуляем по пустому городу и даже заходим в дома. А больше, собственно, развлечений нет.

 

Когда мне совсем тоскливо, я утешаю себя тем, что я живой и настоящий — в отличие от них ото всех, порожденных неким темным властителем мира. Утешение опять же получается слабое, потому что еще неизвестно, кем здесь выгоднее быть. Остальные не знают, что я живой, вернее, делают вид, что не знают, — моя тайна раскроется в финале, когда я не смогу сделать чего-то, что для них очень просто, например, расправить перепончатые крылья и полететь.

 

Официанты, которых нет, приносят вино, которое есть — мы пьем за что-то, сами не знаем, за что, и чем дальше, тем больше мне кажется, что все должно быть совсем, совсем не так…

 

ТРЕТИЙ МЕРТВЫЙ

 

Хань, Цзинь, Чжоу, ацтеки, майя…

 

…я все думаю, какой империей я был в прошлой жизни — и все не могу вспомнить. Помню одно — был. А вон тот, другой (или та, другая) был какой-то другой империей, тоже не знаю, какой, и он не знает, какой, но какой-то был.

 

Иногда мы замечаем друг друга в толпе, и не знаем, кивнуть друг другу или нет. Иногда мы встречаемся, сами не знаем, зачем, говорим, сами не знаем, про что, тут бы поговорить о прошлом, только мы не знаем, какое у нас должно быть прошлое. Мы не любим встречаться в более поздние времена — когда каждый из нас соберет вокруг себя толпы единомышленников, подчинит своей воле полмира, чтобы сразиться друг с другом — и стать единоличным властителем земного шара. Эти времена кажутся нам… неуютными, что ли, и непонятными, что там вообще должно происходить. Вот посидеть где-нибудь в кафе или в парке, поговорить о чем-то ни о чем, это да, это даже приятно, в такие минуты даже не хочется докапываться до правды, кто мы, и что мы…

 

МАЛЕНЬКИЙ КНИЖОНОК

 

…маленький книжонок бежит по лестнице, бегом-бегом, не оборачиваться, главное, не оборачиваться, если обернется, точно схватит это… это… которое там, за окнами… Книжонок-то совсем маленький, двадцать страничек всего, где ж ему совладать с тем, страшным, что за окнами, с… с… даже подумать страшно, что там было, не то, что сказать.

 

Вот маленький книжонок и бежит по лестнице, чуть подсвеченной тусклыми фонарями, скорей-скорей, на второй этаж, где спят старшие…

 

— Там… там!

 

— Да что такое, я тебя убью щас, будешь мне спать мешать!

 

— Да там… там же…

 

Старшие книги недовольно смотрят на маленького книжонка, вот ведь, обоих перебудил, а еще чего доброго наверх кинется, где комната самого старшего книга, а дальше святая святых, спальня самого…

 

— Спать иди, кому говорят! — шипит старший книг.

 

— Да там же…

 

— Послушай… тебе приснился кошмар, — средний книг садится на корточки перед маленьким книжонком, — это бывает… нам снится то, чего нет на самом деле…

 

— А не, а там по правде-е-е!

 

— Да тихо ты! Ну вот, старшего разбудил…

 

Поздно, маленький книжонок уже бежит по лестнице еще выше, раз они глупые не понимают ничего, ну вон пусть то страшное их и съест, а книжонок выше побежит, спрятаться под защиту…

 

Самый старший выходит из комнаты, перехватывает книжонка, тащит к себе, а давай я тебе сказку расскажу. Книжонок боится, а то страшное к нам не заберется — а не бойся, не заберется, а мы птицу-оберегу на дверь повесим, и сон-траву…

 

И маленький книжонок успокаивается, хотя и нет-нет тревожно смотрит то на дверь, то на окно, а вдруг проберется сюда это… это… страшное… даже не сказать, что…

 

ПЕРВЫЙ ЖИВОЙ

 

По вечерам все дома забывают, как ни на жизнь, а на смерть сражались за право обладать человеком — и собираются к вечернему чаю. Председательствует почтенный Смокинг-Холл, Крикет-Холл разливает чай, и все даже ненадолго забывают, что он преступник в этом детективе. Мэджик-Холл старается держаться особняком, но его усаживают на почетное место — ненадолго забывают, что он не старинный особняк, а всего лишь самозванец, который косит под особняк. И даже про Памкин-Холл забывают, что он убил какую-то там тетушку, да никого он не убивал, вот она сидит живая и здоровая…

 

ВТОРОЙ ЖИВОЙ

 

По вечерам затихают все войны — с самого сотворения мира и до самого Армагеддона — чтобы безвестный композитор в каком-то там веке смог сыграть свою лучшую мелодию — чтобы ни вздох, ни шорох, ни дуновение ветерка не нарушили чарующую гармонию нот. И кто-то бесконечно далеко в будущем подхватывает мелодию — чтобы она звучала через века.

 

ТРЕТИЙ ЖИВОЙ

 

Сегодня сын в кои-то веки убрал свалку в своей комнате, открыл какую-то научную статью — и властелин Марса понял, что это уже не его сын, и вообще это все не их дети, это вернулись те, первые, которые строили здесь город, которые пали замертво в песках, которые погребены в пустыне. И нужно взять дробовик, и застрелить сына, потому что — не сын, и нет сил взять дробовик и застрелить сына, потому что — сын. И надо бы радоваться, что в кои-то веки за ум взялся, и не получается радоваться, потому что как бы это не кончилось тем, что сын возьмет дробовик…

 

МАЛЕНЬКИЙ КНИЖОНОК

 

Сиводни я апять видил етих трех каторыи ни живыи и ни настоящии а старшии книшки мине ни паверили и сказали што я фсе предумываю и ничево такова не было а мине абидна што мине ни верят.

 

САМ

 

Он оторопело смотрит на старшего книга, который про живые дома, он не понимает, почему старший книг пришел сюда, в святую святых, в неурочное время, стоит на пороге, переминается с ноги на ногу, не знает, как начать разговор.

 

— Ну что… что такое?

 

— Господин автор… мы все-таки просим за младшего.

 

— В смысле?

 

— Мы знаем… вы не собираетесь его дописывать…

 

— Ну не собираюсь, и…

 

— …мы просим за младшего.

 

— Что… да что вы просите?

 

— Допишите его… пожалуйста…

 

Автор даже вздрагивает от неожиданности:

 

— А вам-то… какое…

 

— Ну как — какое, он же наш брат все-таки!

 

— Ничего себе…

 

— А разве нет?

 

— Да-то да, только… только… слушайте, чего-то я не ожидал даже, что вы так… ну… молодцы… Ладно, ступайте…

 

— Так вы… допишете нашего братика?

 

— Слушайте, это я решаю, а не вы…

 

— …мы вас очень просим, уважаемый автор… даже нет, не так, мы настаиваем…

 

— Все, все, свободны! — автор хлопает в ладоши, — ну-ка, все по местам!

 

— А может… а может, его спрятать как-нибудь? — спрашивает младший книг. Нет, не маленький книжонок, а младший книг, который про Марс.

 

— Да, пожалуй, это единственное, что нам остается, — соглашается старший книг, — автор забудет… не сожжет рукопись…

 

— …не сотрет, а не не сожжет, знаток вы наш, — смеется средний книг, который про музыку через столетия.

 

— Друг мой, ну что вы хотите, меня писали, когда еще не было всех этих… этих всех… не было… что же, давайте ближе к делу, у меня на примете есть комнатка в башне…

 

Маленький книжонок заливается слезами:

 

— А-а-а-а-не-хо-чу-у-у-у-в-ба-а-а-а-ш-н-ю-ю-ю-ю-ю-ю!

 

— Тише, тише, автор услышит… Ну что ты, в самом деле, такой большой, и плачет…

 

— Ма-а-а-ленький…

 

— Тише, тише… ну что там такого в этой башне, ты сам-то посмотри, как здорово тут!

 

— А они… а эти… а придут…

 

Средний книг садится на корточки перед маленьким книжонком:

 

— Послушай… нет никаких тех… тебе что-то приснилось, что-то привиделось, кто-то тебя напугал… ветка в окне… тень от облака… блик луны… на самом деле ничего не было…

 

Маленький книжонок хочет возразить, что было, было, еще как было — не говорит, сам не знает, почему — не говорит, ну а как тут скажешь, когда большие книги, важные такие, говорят, что не было ничего такого, и маленький книжонок все выдумывает, и вообще.

 

Маленький книжонок ложится спать, и так непривычно тут, на диванчике в комнате, и так хочется назад, в свою кроватку, а нельзя, а то автор заметит. И надо укрыться пледом, вот так, и спать, если вообще можно заснуть тут, когда окно так близко, ну и что, что зарешечено и занавешено, и дверь так близко, а совсем рядом прихожая, и входная дверь, а за ней то, страшное, что приходит по ночам, скрипит половицами…

 

Скрип.

 

Показалось.

 

Нет, не показалось, снова скрипят половицы, кто-то проник в дом, кто-то здесь, совсем рядом, и надо спрятаться под пледом, и затаиться, и лежать тихо-тихо, не шевелиться, стараться не дышать, может, это за дверью не заметит маленького книжонка. Книжонок-то маленький совсем, всего-то двадцать страничек…

 

Но все-таки, все-таки, книжонок-то маленький еще, книжонку-то все интересно, а что там за дверью, что такое…

 

…маленький книжонок выглядывает.

 

Смотрит на то, что в холле, вот они, совсем рядом, и надо закричать громко-громко, и нельзя…

 

Старший книг оглядывается, нет ли автора.

 

Тихонько идет по лестнице, несет горячий шоколад и ванильный пирог для маленького книжонка. Осторожно, шепотом-шепотом стучит в дверь, толкает дверь на себя, оглядывает комнатку в башне, не понимает…

 

…а где книжонок?

 

А книжонка и нет.

 

Старший книг оглядывает комнату, смотрит под диванчик, под плед, в шкаф, под стол — нет книжонка, как испарился.

 

Старший книг бросается наверх, где на втором этаже средний книг и младший книг, вот как назло с автором что-то обсуждают, старший книг знаками-знаками показывает, что с книжонком беда случилась, надо что-то делать, да что тут делать, непонятно, где его вообще искать…

 

— …а вы… а вы давно здесь? — спрашивает маленький книжонок.

 

Старший черновик начинает припоминать, да вроде год с небольшим, с две тысячи пятого…

 

Маленький книжонок спохватывается:

 

— Так сейчас ведь уже двадцать первый год, это значит, вы уже…

 

И старые черновики перепугано хлопают страницами, да как так, да быть не может, ничего себе время летит…

 

Сидят в старой беседке, невесомые, призрачные, с остатками подгоревших страниц, недосожженных в пламени очага.

 

Светит луна.

 

— …ну и вот… — говорит младший черновик, — а потом они каждый собрали вокруг себя единомышленников… каждый объединил полмира… планета разделилась на две величайшие империи… и каждый хотел быть единоличным властителем земли, и никто не хотел уступать, и мир был на грани войны, из которой никто бы не вышел победителем… а вот чем кончилось, я не знаю…

 

Ночь молчит.

 

Слышно, как в зарослях ночи поет луна.

 

— А давайте я вас допишу, — говорит маленький книжонок.

 

Старший черновик изумляется:

 

— Давай ты… что?

 

— А вы вот недописаны…

 

— …малыш, это невежливо, напоминать про такие вещи, в конце-то концов…

 

— Так давайте я вам помогу, вот допишу вас…

 

— Да ты… да ты что?

 

— Я, правда, не умею… но я постараюсь… обязательно…

 

— Малыш, предоставь это мне… — говорит средний черновик, — у меня побольше опыта… побольше знаний…

 

Младший книг прислушивается, настораживается, — что-то померещилось в тишине ночи, нет, не померещилось, и правда шорох там, внизу, на первом этаже, где холл и кухня. Младший книг настораживается, осторожно выбирается из своей спальни, прислушивается…

 

Так и есть.

 

Кто-то внизу.

 

Даже подрагивает огонек фонаря.

 

Младший книг бросается в комнату среднего, вставай, вставай, ну просыпайся же скорее, там кто-то… кто-то…

 

Младший книг и средний книг спускаются вниз, смотрят на…

 

…на…

 

— Книжонок!

 

И видят позади книжонка этих трех, каких трех, да не пойми каких трех, размытые, расплывчатые, призрачные, не то сожженные дотла, не то нет…

 

Средний книг хватает удачно подвернувшуюся кочергу:

 

— А ну… а ну отойдите от него! Немедленно!

 

И книжонок вперед выбегает, кричит, что вы, что вы, это мои друзья, они знаете, какие хорошие, это вот про властелинов мира, которые на самом деле порождения дьявола, а этот вот про некроманта, который врага своего оживил, а этот…

 

— …да что здесь такое?

 

Распахивается дверь где-то наверху, выглядывает автор, заспанный, в халате, ругается, да что такое, да что у вас там случилось-то вообще…

 

Смотрит.

 

Не верит своим глазам.

 

Как такое может быть, что происходит вообще… он же их сжигал, он же точно помнит — сжигал, а они вот они, все трое, что за черт…

 

…телефонный звонок прерывает уютную семейную трапезу, старший черновик (теперь даже язык не поворачивается назвать его черновиком) встает из-за стола, вопросительно смотрит на автора:

 

— Разрешите, я отвечу на звонок? Должно быть, это из издательства…

 

— Из издательства?

 

— Ну да… — кивает средний черновик, — они подписали с нами договор на публикацию.

 

— Неужели? Поверить не могу…

 

— …но вы не беспокойтесь, — добавляет младший черновик, берет себе вторую порцию тостов с джемом, — мы укажем вас, как соавтора…

Похожие топики
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль