Идея: человек имеет право на получение второго шанса, чтобы обрести счастье. Идея проста, но актуальна: все мы хотим найти своё счастье, каким бы они ни было.
Сюжет: история попаданца. Эля оказывается в мире, где жива её первая и единственная любовь – Макс, и получает в дар возможность воссоединиться с любимым, а после и ребёнка. Так Эля получает второй шанс и обретает счастье. Сюжет прост и не слишком оригинален, особенно в такой тезисной форме, однако реализация не подкачала, и следить за развитием событий было интересно.
Начало показалось немного затянутым, конец – слишком лирично-пафосным.
Отдельно хочется отметить символизм в рассказе: ветка мимозы как символ солнца и счастья. Для Эли солнце – это Макс, а, значит, и счастье. Пока был Макс – было счастье, Макса не стало – не стало солнца, тепла и радости. В начале рассказа мимоза появляется как напоминание о прошлом, а так же намёк на возвращение утерянного счастья. Жёлтый цветок гербарием остаётся в прошлом, где Макс ещё был жив. В финале, когда героиня наконец обретает счастье, мимоза появляется вновь.
[2 балла]
2. Композиция, язык, стиль.
Рассказ представляет собой чередование фрагментов: повествование от лица автора, повествование от лица Эли. С точки зрения задумки и сюжета подобная конструкция оправдана, хотя, признаться, переключаться было не всегда легко. Стиль фрагментов отличается: Элин текст имеет иной ритм, в нём больше коротких и простых предложений, некоторые фразы построены с нарушением склонения существительных по падежам («Но если у нас они были лишь мифы» – вместо «мифами», «Её спутники были вороны» – вместо «во́ронами», «Мы были маленькие рыбки» – вместо «маленькими рыбками»). Подобные особенности придают тексту индивидуальность и просторечный оттенок. Впрочем, порой эта простота начинала склоняться к примитивизму (особенно это почувствовалось в моменте, когда Эля описывала мир Макса) и чрезмерному количеству «былья».
Отдельно хотелось бы отметить проблемы с пунктуацией, особенно с расстановкой запятых.
Оффтопик
Пропущенные запятые:
Сейчас меня увидят, а всё, что было надёжно спрятано, оно (, или –) вот оно…
и глаза у меня (,) наверное (,) были такие же (,) как у тебя
.
Лишние запятые:
Пытается затереть мокрые следы преступления и никак не попадёт, куда надо.
За такую милоту можно, что угодно отдать!
– Эля! – попытался достучаться он до жены, и попробовал обнять.
Тем более домашний арест для меня, наконец-то, закончился.
До заправки мы добрались благополучно, и целовались там как очумевшие
Так радостно, что мне даже не стало грустно, когда пришло время, ехать в Рощу к Матери.
Остаётся надеяться, что не-царевич когда-нибудь найдёт Странника, и отыщет свою Эльку.
.
Прочие знаки препинания:
Как будто мы пошиты хрустальными нитками, тронь и зазвенит.
Я бы здесь поставил двоеточие и тире: «нитками: тронь – и зазвенит».
Но это было даже хорошо, потому что тоска, змеёй обвившая сердце, затаилась, там, в груди, ещё ныло, но уже терпимо.
Лучше поставить точку с запятой, чтобы отделить второе простое предложение от первого (можно прочитать и слитно: «затаилась там, в груди»), либо разбить сложное предложение на два отдельных.
Макс понял – опять что-то придумала.
Двоеточие вместо тире.
Выше, шире в плечах и сердитей Много сердитей.
Пропущена точка.
Найти номер на несколько часов в гостинице, где не требовали документов, оказалось несложно. Соврать друзьям, что нам нужно домой, ещё проще.
Тире вместо запятой: «Соврать друзьям, что нам нужно домой – ещё проще».
– Платок есть? – спросил ты, и по вспыхнувшим искрам в глубине зрачков, я поняла – что-то придумал.
Лишняя запятая, двоеточие вместо тире: «зрачков я поняла: что-то»
Что с тобой творится?!!!
Такого знака препинания не существует. По нормам пунктуации возможно только сочетание одного вопросительного и одного восклицательного знака.
Только по правилам сказки, оказывается, и у сказок бывают правила, к Матери я не могла обратиться.
Здесь нужны тире: «сказки, – оказывается, и у сказок бывают правила – к Матери»
Я сняла ботинки, мне показалось, что так надо.
Двоеточие вместо первой запятой.
Я смотрела в него, а оно в меня.
Пропущено тире: «а оно – в меня».
.
Другие замечания:
Эля открыла глаза и немного испугалась. Она лежала на кушетке в маленькой комнатушке, заставленной аппаратурой. Остро пахло дезинфекцией и чем-то ещё типично больничным. Тревожно запищало справа. Она повернула голову и увидела монитор, по которому плыли кривые волны и мелькали цифры. Красная показывала сто тридцать и навязчиво мигала.
В больницах кушетки ставят, как правило, в смотровых и диагностических кабинетах, а в палатах обычно устанавливают койки. Разница есть, т.к. кушетка не предназначена для длительного нахождения пациента на ней, а койки более комфортны и могут быть оснащены, например, автоматически поднимаемой спинкой. Судя по описанию, Эля находится именно в палате, а, значит, лежит на койке, не на кушетке.
А потом мальчишки выкатили мотоциклы, и мы поехали кататься.
Когда тебя не стало, я перестала понимать
Повтор однокоренных слов.
– Я не твоя жена, – очень спокойно и очень уверенно заявила Элька
Как мне кажется, второе «очень» здесь излишне.
Зачем мне было возвращаться? Но я выжила зачем-то.
Повтор.
Оказалось, что такие у них есть в каждом городе или посёлке, где живут люди.
Слова «город» и «посёлок» подразумевают места, где живут люди, поэтому дополнительное пояснение не требуется. Вот если бы города и посёлки были необитаемы, тогда уточнение бы потребовалось.
Роща оказалась кольцом из деревьев вокруг идеально круглойполяны, выложенной серебристым мрамором.
Повтор однокоренных слов.
Слово «поляна» ассоциируется с естественным образованием, т.е. лужайкой, заросший травой. Выложенный мрамором объект – с искусственным образованием. Поэтому, как мне кажется, здесь уместнее слово «площадка», а не «поляна».
Дорогой в сказку. И пусть путь будет долог, его стоит пройти, чтобы найти себя.
Фоника: «сказку… пустьпутьбудет».
[1,5 балла]
3. Персонажи. Мир. Логичность, целостность.
Персонажи
Главная героиня – Эля, потерявшая любимого человека, а вместе с ним и смысл жизни. Переживания и мысли Эли переданы с достаточным психологизмом и эмоциональностью, в её горе веришь, героине сопереживаешь.
А вот Макс раскрыт не полностью, отчасти он так и остаётся картонным принцем на железном коне. Если характер Эли обозначен чётко, то вот с Максом не всё ясно. Как однажды мне написали про одного персонажа: его характер не раскрыт, и нельзя предугадать, как он будет действовать в той или иной ситуации. То же и с Максом. Он несчастен в браке, хотя по-прежнему любит Элю – это всё, что о нём можно сказать.
– Ты что, ходила в Рощу?! – хотел спросить спокойно, но не получилось, вслед за ней сорвался на крик. – Ты же сама говорила, что это занятие для фриков, не могущих устроить свою жизнь. Что с тобой творится?!!!
Почему Макс рассердился? Он был несчастен в браке, так почему же он не хочет, чтобы Эля попросила Мать о благополучии в семье? Или он считает такое счастье ненастоящим, и его слова о «фриках» полностью отражает его мнение? Полагаю, неясность здесь происходит как раз из-за неполного раскрытия характера Макса.
Иные персонажи: Сестра, эскулап, медсестра – служат скорее для антуража, поэтому показаны в достаточной степени, и их образы дополнения не требуют.
Мир
«Мифологическая» составляющая второго мира прописана как-то вскользь, условными штрихами, и общая картинка не складывается. Такое возможно в двух случаях: автор сам недостаточно отчётливо представляет устройство второго мира, и автор поленился передать нужные тонкости. Хочется надеяться на второе, но чаще всего подобные пробелы становится результатом первого случая.
Оффтопик
Итак, есть некие сущности, аналогичные богам, иногда помогающие людям. Есть Мать и Сестра. Сестра помогает незамужним. Мать – вернуться в свой мир и, вероятно, обрести счастье в браке, родить ребёнка (вывод из фактов: у Макса и Эли не было детей и счастья в браке, и Эля должна была пойти в Рощу). Мне не хватило этой информации:
А та, кто в сказке была твоей женой, должна была пойти к Матери, в Рощу мимозы. Оказалось, что такие у них есть в каждом городе или посёлке, где живут люди.
Другие неясности:
– Нужно дождаться полуночи, – уже почти смирился он, – попробуем разобраться вместе.
Что должно случиться в полночь? Карета превратится в тыкву? Магия рассеется – и Эля исчезнет/проснётся как по мановению волшебной палочки? Какова роль этого временного порога?
Только по правилам сказки, оказывается, и у сказок бывают правила, к Матери я не могла обратиться.
Так радостно, что мне даже не стало грустно, когда пришло время, ехать в Рощу к Матери.
Почему Эля считает, что не может пойти к Матери, а потом всё-таки идёт в Рощу?
Я была странником, что давным-давно потерял себя. Настолько давно в пути, что ветер странствий не знал, куда меня звать. Но ты рассказал, что мне надо к дому. Любить и беречь то, что есть. Поэтому мне не было страшно, когда небо позвало меня. И не было страшно расстаться.
А где-то в сказке прекрасный не-царевич отправился в путь, надеясь повстречать Странника. Говорят, он помогает тем, кто в пути или в поиске. Остаётся надеяться, что не-царевич когда-нибудь найдёт Странника, и отыщет свою Эльку.
Сначала Эля называет себя странником, а потом появляется ещё какой-то Странник, который может помочь Максу найти Элю. Это сбивает с толку, хотя, конечно, логически можно заключить, что «странник» и «Странник» – не одно и то же.
[1 балл]
4. Соответствие жанру и теме.
Прежде, чем оценивать рассказ, хочу сделать отступление о самом жанре.
Основоположником сюрреализма в литературе является Андре Бретон. Он считал, что «Сюрреализм – чистый психический автоматизм, имеющий в виду выражение или словесное, письменное или любое другое реальное функционирование мысли; диктовка мысли, при отсутствии какого бы то ни было контроля со стороны разума, вне какой бы то ни было эстетической или моральной озабоченности» (Андре Бретон, «Манифест сюрреализма»). Он создавал тексты методом автоматического письма, т.е. свободным от сознательного контроля.
В моём понимании сюрреализм – это картины Сальвадора Дали, «Пена дней» Бориса Виана, «Страна чудес без тормозов и Конец Света» Харуки Мураками, «Сожжённая карта» Кобо Абэ, «Улитка на склоне» Аркадия и Бориса Стругацких. Это те произведения, которые выворачивают реальность таким чудны́м образом, что разум начинает ощущать себя беспомощным в попытке осмыслить новый непривычный мир. «Магнитные поля» Андре Бретона я воспринимаю как психоделику, передачу неосознаваемых мыслей и чувств, но не как сюрреализм в чистом виде.
Таким образом возникает противоречие между тем, что считается каноном, и субъективным пониманием жанра. Оценивая «Ветку мимозы» с точки зрения канона, можно заключить, что рассказ соответствует жанру (это касается фрагментов Эли); однако с моей точки зрения рассказ не соответствует жанру: скорее, это фантастика (перемещение героини в параллельный мир), приправленная фэнтези (сущности-боги). Однако я засчитаю балл, потому что моё мнение – это только моё мнение и мой каприз.
Что касается темы, то она, как мне показалось, не раскрыта. Героиня попадает из своего мира в другой и затем – обратно, совершая путешествие между мирами. А где затаилось «пространство между словами» я, как ни старался, обнаружить не смог.
[1 балл]
5. Общее впечатление, послевкусие.
«Ветка мимозы» – это история, которую было приятно прочитать, она вызвала эмоциональный отклик, и поэтому запомнится если не навсегда, то надолго. Впрочем, большого восторга я тоже не испытал. Рассказ больше рассчитан на эмоции, а пищи для ума даёт не так много, как хотелось бы. «Ветка…» понравится любителям романтических историй с хэппи эндом.
Судейский отзыв
Ветка мимозы
1. Идея, сюжет.
Идея: человек имеет право на получение второго шанса, чтобы обрести счастье. Идея проста, но актуальна: все мы хотим найти своё счастье, каким бы они ни было.
Сюжет: история попаданца. Эля оказывается в мире, где жива её первая и единственная любовь – Макс, и получает в дар возможность воссоединиться с любимым, а после и ребёнка. Так Эля получает второй шанс и обретает счастье. Сюжет прост и не слишком оригинален, особенно в такой тезисной форме, однако реализация не подкачала, и следить за развитием событий было интересно.
Начало показалось немного затянутым, конец – слишком лирично-пафосным.
Отдельно хочется отметить символизм в рассказе: ветка мимозы как символ солнца и счастья. Для Эли солнце – это Макс, а, значит, и счастье. Пока был Макс – было счастье, Макса не стало – не стало солнца, тепла и радости. В начале рассказа мимоза появляется как напоминание о прошлом, а так же намёк на возвращение утерянного счастья. Жёлтый цветок гербарием остаётся в прошлом, где Макс ещё был жив. В финале, когда героиня наконец обретает счастье, мимоза появляется вновь.
[2 балла]
2. Композиция, язык, стиль.
Рассказ представляет собой чередование фрагментов: повествование от лица автора, повествование от лица Эли. С точки зрения задумки и сюжета подобная конструкция оправдана, хотя, признаться, переключаться было не всегда легко. Стиль фрагментов отличается: Элин текст имеет иной ритм, в нём больше коротких и простых предложений, некоторые фразы построены с нарушением склонения существительных по падежам («Но если у нас они были лишь мифы» – вместо «мифами», «Её спутники были вороны» – вместо «во́ронами», «Мы были маленькие рыбки» – вместо «маленькими рыбками»). Подобные особенности придают тексту индивидуальность и просторечный оттенок. Впрочем, порой эта простота начинала склоняться к примитивизму (особенно это почувствовалось в моменте, когда Эля описывала мир Макса) и чрезмерному количеству «былья».
Отдельно хотелось бы отметить проблемы с пунктуацией, особенно с расстановкой запятых.
Пропущенные запятые:
.Лишние запятые:
.Прочие знаки препинания:
Я бы здесь поставил двоеточие и тире: «нитками: тронь – и зазвенит». Лучше поставить точку с запятой, чтобы отделить второе простое предложение от первого (можно прочитать и слитно: «затаилась там, в груди»), либо разбить сложное предложение на два отдельных. Двоеточие вместо тире. Пропущена точка. Тире вместо запятой: «Соврать друзьям, что нам нужно домой – ещё проще». Лишняя запятая, двоеточие вместо тире: «зрачков я поняла: что-то» Такого знака препинания не существует. По нормам пунктуации возможно только сочетание одного вопросительного и одного восклицательного знака. Здесь нужны тире: «сказки, – оказывается, и у сказок бывают правила – к Матери» Двоеточие вместо первой запятой. Пропущено тире: «а оно – в меня»..
Другие замечания:
В больницах кушетки ставят, как правило, в смотровых и диагностических кабинетах, а в палатах обычно устанавливают койки. Разница есть, т.к. кушетка не предназначена для длительного нахождения пациента на ней, а койки более комфортны и могут быть оснащены, например, автоматически поднимаемой спинкой. Судя по описанию, Эля находится именно в палате, а, значит, лежит на койке, не на кушетке. Повтор однокоренных слов. Как мне кажется, второе «очень» здесь излишне. Повтор. Слова «город» и «посёлок» подразумевают места, где живут люди, поэтому дополнительное пояснение не требуется. Вот если бы города и посёлки были необитаемы, тогда уточнение бы потребовалось. Повтор однокоренных слов.Слово «поляна» ассоциируется с естественным образованием, т.е. лужайкой, заросший травой. Выложенный мрамором объект – с искусственным образованием. Поэтому, как мне кажется, здесь уместнее слово «площадка», а не «поляна».
Фоника: «сказку… пусть путь будет».[1,5 балла]
3. Персонажи. Мир. Логичность, целостность.
Персонажи
Главная героиня – Эля, потерявшая любимого человека, а вместе с ним и смысл жизни. Переживания и мысли Эли переданы с достаточным психологизмом и эмоциональностью, в её горе веришь, героине сопереживаешь.
А вот Макс раскрыт не полностью, отчасти он так и остаётся картонным принцем на железном коне. Если характер Эли обозначен чётко, то вот с Максом не всё ясно. Как однажды мне написали про одного персонажа: его характер не раскрыт, и нельзя предугадать, как он будет действовать в той или иной ситуации. То же и с Максом. Он несчастен в браке, хотя по-прежнему любит Элю – это всё, что о нём можно сказать.
Почему Макс рассердился? Он был несчастен в браке, так почему же он не хочет, чтобы Эля попросила Мать о благополучии в семье? Или он считает такое счастье ненастоящим, и его слова о «фриках» полностью отражает его мнение? Полагаю, неясность здесь происходит как раз из-за неполного раскрытия характера Макса.Иные персонажи: Сестра, эскулап, медсестра – служат скорее для антуража, поэтому показаны в достаточной степени, и их образы дополнения не требуют.
Мир
«Мифологическая» составляющая второго мира прописана как-то вскользь, условными штрихами, и общая картинка не складывается. Такое возможно в двух случаях: автор сам недостаточно отчётливо представляет устройство второго мира, и автор поленился передать нужные тонкости. Хочется надеяться на второе, но чаще всего подобные пробелы становится результатом первого случая.
Итак, есть некие сущности, аналогичные богам, иногда помогающие людям. Есть Мать и Сестра. Сестра помогает незамужним. Мать – вернуться в свой мир и, вероятно, обрести счастье в браке, родить ребёнка (вывод из фактов: у Макса и Эли не было детей и счастья в браке, и Эля должна была пойти в Рощу). Мне не хватило этой информации:
Другие неясности: Что должно случиться в полночь? Карета превратится в тыкву? Магия рассеется – и Эля исчезнет/проснётся как по мановению волшебной палочки? Какова роль этого временного порога? Почему Эля считает, что не может пойти к Матери, а потом всё-таки идёт в Рощу? Сначала Эля называет себя странником, а потом появляется ещё какой-то Странник, который может помочь Максу найти Элю. Это сбивает с толку, хотя, конечно, логически можно заключить, что «странник» и «Странник» – не одно и то же.[1 балл]
4. Соответствие жанру и теме.
Прежде, чем оценивать рассказ, хочу сделать отступление о самом жанре.
Основоположником сюрреализма в литературе является Андре Бретон. Он считал, что «Сюрреализм – чистый психический автоматизм, имеющий в виду выражение или словесное, письменное или любое другое реальное функционирование мысли; диктовка мысли, при отсутствии какого бы то ни было контроля со стороны разума, вне какой бы то ни было эстетической или моральной озабоченности» (Андре Бретон, «Манифест сюрреализма»). Он создавал тексты методом автоматического письма, т.е. свободным от сознательного контроля.
В моём понимании сюрреализм – это картины Сальвадора Дали, «Пена дней» Бориса Виана, «Страна чудес без тормозов и Конец Света» Харуки Мураками, «Сожжённая карта» Кобо Абэ, «Улитка на склоне» Аркадия и Бориса Стругацких. Это те произведения, которые выворачивают реальность таким чудны́м образом, что разум начинает ощущать себя беспомощным в попытке осмыслить новый непривычный мир. «Магнитные поля» Андре Бретона я воспринимаю как психоделику, передачу неосознаваемых мыслей и чувств, но не как сюрреализм в чистом виде.
Таким образом возникает противоречие между тем, что считается каноном, и субъективным пониманием жанра. Оценивая «Ветку мимозы» с точки зрения канона, можно заключить, что рассказ соответствует жанру (это касается фрагментов Эли); однако с моей точки зрения рассказ не соответствует жанру: скорее, это фантастика (перемещение героини в параллельный мир), приправленная фэнтези (сущности-боги). Однако я засчитаю балл, потому что моё мнение – это только моё мнение и мой каприз.
Что касается темы, то она, как мне показалось, не раскрыта. Героиня попадает из своего мира в другой и затем – обратно, совершая путешествие между мирами. А где затаилось «пространство между словами» я, как ни старался, обнаружить не смог.
[1 балл]
5. Общее впечатление, послевкусие.
«Ветка мимозы» – это история, которую было приятно прочитать, она вызвала эмоциональный отклик, и поэтому запомнится если не навсегда, то надолго. Впрочем, большого восторга я тоже не испытал. Рассказ больше рассчитан на эмоции, а пищи для ума даёт не так много, как хотелось бы. «Ветка…» понравится любителям романтических историй с хэппи эндом.
[1 балл]
Итог: 6,5 баллов.