Драконья перепись /
5.
(24)
- Тигра Тиа
- 5 июня 2012, 11:51
Грань очень тонка. Сама не могу ее найти, как ни стараюсь. Метания между пафосом и иронией — наше все)))
Вот кстати о 12 стульях и канцелярите. Там канцелярит используется как характеристики персонажей и стеб над временем, то есть как раз уместно. И не могу сказать, что великолепие — в канцелярите. Великолепие в образах, характерах и меткости. Опять таки, 12 стульев это фельетон, а в фельетоне нужен гротеск, и для создания гротескных образов прекрасно идет что канцелярит, что сленг. А для описания бюрократии, лозунгов, политики и тп бюрократические фишки подходят как нельзя лучше. Разумеется, если они только фишки и обезьяничание, а не настоящие зубодробилки)))
Я на семинаре у Олдей читала изумительный образчик использования канцелярита именно как юмора. Сцена принятия на работу секретарши, где все персонажи разговаривают только по-канцелярски. Там это было уместно, потому как вся соль была в идеальности той секретарши как бюрократа.
А канцелярит посреди сказки о принцессах и драконах — это совсем другое дело. Вот если, допустим, колдун-зануда-бюрократ оценивает события со своей точки зрения, ему логично мыслить в привычных категориях. Но если на канцелярщину скатывается автор, описывая подготовку к празднику или войну, получается тот самый низкопробный жюф. Причем стоит помнить, что этот низкопробный жюф часто очень нравится читательницам, ибо они сами разговаривают именно так. Сама когда начинала, вовсю пользовала канцелярщину в качестве юмора, и девочки были в восторге. Другое дело, что теперь я это даже перечитывать не могу, тошненько.