Поговори со мною, мама /
Глава пятая
(80)
- Меркулова Ирина
- 19 мая 2012, 13:51
Мне очень понравилась эта повесть, такой легкий язык и, как уже сказал выше Лешуков Александр «Верю!».
И все же не могу согласиться с теми однозначными выводами, которые сделали предыдущие читатели — насчет того, что Надя сдалась и стала такой же, как мама.
Во-первых, хотелось бы немного маму все-таки защитить. Да, она категорически не права в своем поведении с дочерью, тем более что она — психолог, и как никто другой должна понимать, что нужно ее ребенку. Да, она соверешенно в неправильной форме доносит до Нади свой собственный жизненный опыт. Но так ли она не права? Не к тем ли самым выводам придет ее дочь, самостоятельно набивая себе шишки? Так ли однозначно понятие добра и зла, плохого и хорошего, как тут утверждают предыдущие читатели? Не уверена. Она не учит дочь ненавидеть людей, быть злой и жестокой. Она учит ее реально смотреть на вещи. А это вовсе не отменяет добра.
Да и само понятие добра — вещь путаная. Дать конфетку плачущему ребенку на улице — это добрый поступок? А если у него аллергия и он может после этого если не умереть, то попасть в больницу? Кормить бездомных собак — это добро? А если они сбиваются в стаи и страшно ходить по улице? В поисках ответа на эти вопросы мы много ломаем себе головы, забывая, что ответы уже давным-давно существуют, и называются «законом божьим». Достаточно поговорить со священником, чтобы убедиться в том, что наши представления о хорошем далеки от истинных. Добрыми намерениями, как известно, вымощена дорога в ад. (Это я к тому — что все мы можем ошибаться, а то обвинят еще в агитации)
Теперь о Наде. Она подросток, у нее происходит переоценка ценностей. Она набила себе шишку и к тому же убедилась, что мама была права. Как всегда права. У нее появляется новый взгляд на вещи, новые чувства, эмоции, объяснение мироустройства. Это все новое требует какого-то определения, названия. И она называет это теми словами, которые знает. «Она не стильная». Надя не будет дружить с Таней совсем не потому, что та не стильная, а потому что научилась обычной жизненной мудрости — кто раз предал, предаст и второй. Она интуитивно чувствует, что Таня — гнилой человек, не надо допускать ее в свою жизнь. Но эти умные объяснения пока что не пришли в ее юную голову и она воспользовалась тем определением, которое дала мама. Позже Надя поймет, что дело-то совсем не в стильности, найдет правильные определения всему новому, что пришло в ее жизнь. Но сечас для душевного спокойствия, для того, чтобы новое мировоззрение уложилось в ее голове, ей достаточно и этого. Уже то, что Надя простила Таню говорит о том, что она не станет злым, жестоким и циничным человеком. Просто она научилась смотреть на жизнь по-взрослому.
Вот такие у меня мысли. Еще раз повторюсь, что повесть очень понравилась, раз навела меня на такие пространные размышления. Но продолжения не нужно. Я категорически против. Оставьте читателям самим додумывать дальнейшую судьбу Нади, она может сложиться как угодно, жизнь ее только начинается. А продолжение — это… это убийство целого мира вероятностей.